Поздравление немусульман с их праздниками

С именем Аллаха.

1. Согласно основополагающему (мутамад) мнению запрещено первыми приветствовать неверующих формой «ас-саляму аляйкум», а также остальными формами приветствия.

2. Категорически запрещается им выявлять празднование своих праздников согласно мазхабу.

3. Им запрещается выходить в вербное воскресенье (воскресенье, которое следует после страстной субботы).

4. Обязательно им надевать повязки и затягивать пояса.

5. Если он зайдут в наши бани и снимут одежду, то наденьте на их шеи ожерелье из железа или свинца.

6. Если у них есть волосы, велите им состричь чубы и запрещайте им опускать их, как это делают лучшие и знатные из мусульман.

7. Запрещается им седлать лошадей, опоясываться саблями и нести оружие.

8. Их теснят к самым узким тропинкам и не ставят во главу собрания.

9. Им запрещается строить здание выше здания их соседей-мусульман.

10. Отсроченная продажа, а также ставить в качестве конечной даты праздник Пасху, как сказал имам аш-Шафии: «Не дозволяется». Некоторые его сподвижники взяли это мнение в абсолютном смысле, сторонясь того, чтобы ориентироваться во времени на даты неверующих. А остальные шафииты не осуждали эту причину, однако объясняли запрет имама аш-Шафии тем, что мусульманам не ведомы даты памятных дней неверующих, а свидетельство неверующих не принимается.

11. Запрещено проявлять к ним любовь, ласковое обхождение, вставать ради них и нарекать их великими именами.

Это некоторые аспекты, упомянутые в книгах шафиитов без осуждения этого. Большую их часть они объяснили словами Аллаха: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники» (Коран, 58:22). Также они привели в качестве довода хадис Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), когда он заключал перемирие с христианами Леванта.

Общее правило мазхаба гласит: «Запрещено проявлять любовь к немусульманам и возвеличивать их».

Имам ан-Навави сказал в книге «Раудату-т-талибин» (10/230-231):

فَالِاخْتِيَارُ أَنْ لَا يَبْتَدِئَهُ بِشَيْءٍ مِنَ الْإِكْرَامِ أَصْلًا، فَإِنَّ ذَلِكَ بَسْطٌ لَهُ وَإِينَاسٌ وَمُلَاطَفَةٌ وَإِظْهَارُ وِدٍّ، وَقَدْ قَالَ اللَّهُ تَعَالَى: (لَا تَجِدُ قَوْمًا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ يُوَادُّونَ مَنْ حَادَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ)

«Лучшим мнением является изначально не начинать первым проявлять к ним уважение, потому что в этом есть приветливость и ласковое обхождение с ними и выявление любви к ним, тогда как Аллах сказал: “Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники”».

Разница между благим отношением и любовью заключается в разных сторонах, которые упомянул аль-Карафи в «Фурук», и он подробно написал об этом.

Пойми, если запрещено оказывать им почтение, допустимы ли поздравления их?

Если им запрещено выявлять свои праздники, можно ли поздравлять их?

Если запрещено им выходить в дни своих праздников, то можно ли поздравлять их?

Является ли вежливостью и склонением их сердец: не приветствовать их саламом, быть убежденным в запрете приветствия их саламом, быть убежденным в обязательности надевания на них повязок и поясов, и железного ожерелья на их шеи, а затем идти и поздравлять их?

Кто-то может сказать: «Есть ли четкий шариатский текст на запрет поздравления их?».

Я отвечу: это ясно высказал имам аль-Халими из ранних шафиитских ученых, а последовал за ним в этом имам аль-Кануви из числа самых больших поздних ученых мазхаба».

Имам аль-Халими (338–403 гг.х.) сказал в книге «Аль-Минхадж фи шуаб аль-Иман» (3/349):

ولا ينبغي للمسلم أن يزور الكافر إذا قدم من سفره إلا أن يكون جاره ولا أن يهنئه بفصحه بحال، ولا بالنيروز والمهرجان، ولا أن يتابعهم على تعظيم ما يعظمونه من هذه الأوقات

«Мусульманину не следует посещать неверующего, когда тот вернется с путешествия, кроме как если он будет его соседом. Также ему не следует поздравлять его с Пасхой, Наврузом, Махраджаном. Не следует ему также повторять за ними в возвеличивании тех дат, которые возвеличивают они».

Если ты скажешь: «Его слова “не следует” допускают смыслы запрета и нежелательности, так почему же вы поняли из как запрет?»

Я отвечу, что основополагающее мнение мазхаба в том, что запрещается посещать еретика и грешника, а неверующего — тем более, так как достаточно неверия как греха. Поэтому слова «не следует» здесь понимаются как запрет, ведь наряду с этими словами упомянуты и другие запреты, что является доводом «иктиран» (когда идущие друг после друга вещи имеют общее положение в Шариате — прим. пер.).

Довод «иктиран» является легитимным доказательством по нашему мазхабу: это когда какие-то вещи, упомянутые друг после друга, имеют общее шариатское постановление, но не так дело обстоит с упомянутыми друг после друга предложениями. Это высказал Ибн Дакык Аль-Ид и разъяснил Амир ас-Сан’ани.

Если ты скажешь: «Этот запрет обусловлен возвеличиванием их праздников, так упомянуто в самом выражении».

Я отвечу: имам высказал запрет поздравлять с Пасхой в абсолютной форме, затем после этого он упомянул другое постановление, а это — повторять за неверующими в их возвеличивании их дат. Если бы он обусловил запрет возвеличиванием, то достаточно было бы ему упомянуть запрет возвеличивания, и не нужно было бы говорить о праздниках и прочем.

Если ты скажешь: «Слова имама носят абсолютный характер, но понимать их нужно с детализацией. Суть в том, что если это будет из вежливости, то поздравлять можно, а иначе — нельзя».

Я отвечу: темы мазхаба, упомянутые в начале поста, ясно говорят о правиле мазхаба — запрете любви к ним, приветливости и поиска близости с ними, так как ни один разумный не скажет: «Запрещено давать им салам, однако я отправлюсь к ним с улыбкой поздравлять с их праздниками». Такая детализация отвергается правилами мазхаба и его множественными главами.

Одним из тех, кто ясно сказал о запрете, — имам ад-Дамири, а за ним последовали в этом имамы Шихаб ар-Рамли, аль-Хатыб аш-Ширбини и аль-Буджайрими. Они сказали, что того, кто поздравляет неверующих с их праздниками, нужно наказать.

Если ты скажешь: «Если это делается из вежливости, то можно, а иначе — нельзя».

Я отвечу: ответом на этом будет прошлый ответ, а именно, что такое понимание их слов маловероятно и далеко от основ мазхаба и его фикховых глав.

Если кто-то скажет: «Ученые мазхаба говорили о дозволенности в определенных вопросах. Если бы поздравления были запрещены, то запрет в данных темах был более бы очевиден. Например, они сказали о мусульманине, который затянул пояс на себе или надел головной убор огнепоклонников, что это не является неверием, если не имеет намерения быть похожим на неверующих, и не несет греха».

Ответ на это следующий:

Здесь есть разногласия. Кады Хусейн и аль-Багави сказали о неверии такого, аль-Маварди и ар-Руяни рассказали тоже самое, даже если основополагающее мнение мазхаба не сходится с этим.

Затем они сказали, что тот, кто надел одежду неверующих, несет грех, даже если не имеет намерения быть похожим на них. Имама Шихаба ар-Рамли спросили об облачении в одежды неверующих: является ли это вероотступничеством или же является только грехом. На что он ответил:

بِأَنَّ الرَّاجِحَ أَنَّهُ لَيْسَ بِرِدَّةٍ بَلْ يَأْثَمُ الْعَامِدُ الْعَالِمُ بِتَحْرِيمِهِ.

«Более верное мнение, что это не вероотступничество, но это грех, если человек делает это умышленно и знает о запрете этого» (Фатва ар-Рамли, 4/31).

Обрати внимание на его слова, где он не сделал причиной запрета намерение стать похожим на неверующих или не стать таковым, но сделал причиной запрета знание о запрещенности этого действия и умышленность. Также сказал имам ас-Суюты в «Аль-Хави лиль-фатави», что уподобление неверующим запрещено, даже если нет такого намерения, которое есть у неверующих.

Разница между поздравлением неверующих с их радостью рождеству бога и другими вещами ясна. Поздравление — это выявление радости из-за радости того, кого поздравляют. Но это не то же самое, что быть похожим на кого-то в одежде. Вероятность стать похожим на кого-то в одежде по случайным обстоятельствам, а не из-за желания быть похожим на него, — большая (а фикх — это понимание различий).

Если ты скажешь: «Наказание может быть за грех, а может быть и за дозволенное дело, так почему вы толкуете наказание за поздравление как за грех?»

Я отвечу: да, они сказали, что наказание может быть и не за грех, однако они выделили три исключения, но разошлись во мнениях в четвертом вопросе. Я изучал многотомные книги и много рукописей, но не нашел, кто бы выделил пятый вопрос, они также не упомянули критерий исключения. Основа в том, что то, за что наказывают, должно быть запрещенным, а тот, кто делает исключение из основы, должен привести доказательство, но где оно? Я утверждаю, что правило мазхаба и его темы ясно говорят о запрете проявления любви, вежливости и возвеличивания неверующих. Основываясь на том, что выражения шарха, которые сделали те вопросы исключением, наводят на мысль о том, что больше таких исключений нет.

Спросили имама аль-Булькини (724–805 гг.х.) о том, кто сказал зиммию: «С праздником», на что он ответил:

بأنه إن قال ذلك للذمي على قصد تعظيم دينهم وعيدهم حقيقةً.. فإنه يكفر، وإن لم يقصد ذلك وإن جرى على لسانه.. فلا يكفر.

«Если он скажет так зиммию с намерением возвеличить его религию и праздник по-настоящему, то это неверие, а если без такого намерения, но он скажет это устами, то не впадает в неверие».

Конечно же они скажут, что имам аль-Булькини сказал: «Он скажет это устами, то не впадает в неверие», а эти слова не объясняют данное шариатское решение ясным образом, потому что он не сказал, что это запрещено или нежелательно или разрешено. Однако они забыли, что если есть разногласия в отношении одного действия человека, является ли оно неверием или нет, то нет разногласий в том, что это действия запрещено категорически. Запрет — это единогласное мнение, а сомнение лишь в том, является ли это действие неверием или нет, так как же неверию может противопоставляться разрешенное и нежелательное?

Если же кто-то скажет: «Мы сделаем аналогию поздравлений с принесением соболезнований».

Мы ответим, что есть большая разница между ними. Основа мазхаба, что неверующему запрещено даже давать возможность выявить свой праздник, так как же быть с поздравлением его? Но не запрещено приносить ему соболезнования по случаю смерти его близкого, и дозволяется утешать его, проявляя добро и благое отношение к нему. Также дозволенность приносить соболезнование ограничено тем, чтобы тот, кому его приносят, не был воином-неверующим: то есть тот, с кем не заключен договор о мире и обещания (о ненападении), и достаточно знакового события неверия как нарушение этого договора.

Если кто-то скажет: «Мы поздравляем их, потому что этот день — день рождения нашего господина Исы (мир ему), а это день, возвеличиваемый нами и ими».

Мы ответим: что вы скажете о человеке, который совокупился с женщиной, которую он считает чужой ему, и он радуется этому, а она в действительности его жена, и ты знаешь, что это его жена… дозволено ли тебе разделять его радость? Конечно же нет. Последователи нашего мазхаба сказали о запрете играть в шахматы с тем, кто считает эту игру запрещенной, при том, что мы, шафииты, считаем ее разрешенной. И многие другие темы, где учитывается убеждение другого. Если бы твои слова были бы верны, то тебе следовало бы поздравлять мусульман, а не кого-то иного из числа тех, чьи убеждения противоречат их убеждениям.

Внимание: из запрета поздравлять не следуют споры и ненависть, однако нужно относиться по-доброму и с благом, а иначе это будет грехом. Также необходимо устранять то, что вредит им, нельзя ругать их, бить и злословить, мы должны помогать бедным, одевать нагих, кормить голодных, лечить больных, помогать им в их свадебных торжествах, по-доброму относиться к ним как к соседям, уважать их женщин, скрывать их женщин как мы скрываем своих. Мы не принимаем, чтобы их коснулось притеснение от мусульманина и немусульманина, и другие вещи, которые нам приказаны. Из различия в убеждениях и того, что к этому приводит, не следует рождение личной вражды, а призывы поздравлять их под лозунгом общественной сплоченности являются чуждыми действительности, потому что общественная сплоченность требуется Шариатом, а поздравления неверующих запрещены Шариатом, и пока от различия убеждений не следует разобщенность в обществе, не следует это и из непоздравления неверующих с их праздниками.

Похожие материалы