Права и обязанности супругов в Исламе

Супружеская жизнь состоит из прав и обязанностей, которые представляют собой прекрасное здание, и нарушение этих прав приводит к расколу в построении мусульманской семьи.

В этой статье мы рассмотрим:

– Обязанности мужа перед женой;

– обязанности жены перед мужем;

– общие обязанности супругов.

Обязанности мужа перед женой

У жены есть материальные права, как брачный дар (махр) и содержание, а также права нематериальные: хорошее отношение и справедливость.

1. Брачный дар (махр) — это имущество, которое получает женщина от мужа при заключении брака или первой близости между супругами. Выплата махра становится обязательной для мужчины с момента заключения действительного брака, поскольку Всевышний Аллах сказал:

وَآتُوا النِّسَاءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً

«И отдавайте женщинам их брачный дар (махр) безвозмездно». (сура «Ан-Ниса», аят 4).

2. Содержание — это питание, одежда и жилье, которые, согласно Шариату, муж обязан предоставлять жене. Всевышний Аллах сказал:

وَعَلَى الْمَوْلُودِ لَهُ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ

«А отец ребенка обязан обеспечивать питание и одежду матери, согласно установленному (принятому обычаем и согласно своим возможностям)». (сура «Аль-Бакара», аят 233)

Сообщается со слов Муавии аль-Кушайри (да будет доволен им Аллах):

قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ مَا حَقُّ زَوْجَةِ أَحَدِنَا عَلَيْهِ قَالَ أَنْ تُطْعِمَهَا إِذَا طَعِمْتَ وَتَكْسُوَهَا إِذَا اكْتَسَيْتَ أَوْ اكْتَسَبْتَ وَلاَ تَضْرِبْ الْوَجْهَ وَلاَ تُقَبِّحْ وَلاَ تَهْجُرْ إِلاَ فِي الْبَيْت

«Однажды я спросил: О Посланник Аллаха, какие права имеет на каждого из нас его жена? Он сказал: Ты должен кормить ее, если ешь сам, и одевать ее, если одеваешься сам, и не (должен) ни бить её по лицу, ни говорить ей мерзких слов, ни отворачиваться от нее, если только (это не происходит) дома». (Абу Дауд)

Муж обязан давать жене достаточное финансовое обеспечение и поддержку в соответствии со своими возможностями, статусом и тем, как принято в данном обществе. Жена имеет право на получение полного материального обеспечения от мужа, включая питание, одежду, жилье, образование, медицинское обслуживание, расходы на отдых и тому подобное. Муж не имеет права отказывать жене в материальном обеспечении или принуждать ее самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

От Абу Мас’уда аль-Бадри (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إِذَا أنْفَقَ الرَّجُلُ عَلَى أَهْلِهِ نَفَقَةً يَحْتَسِبُهَا فَهِيَ لَهُ صَدَقَةٌ مُتَّفَقٌ عَلَيهِ

«Если человек расходует (средства) на свою семью с верой и надеждой на награду Аллаха, это становится для него садакой». (Аль-Бухари, Муслим)

3. Хорошее отношение. Муж должен хорошо обращаться с женой, говоря ей благое и относиться к ней с должным уважением. Он должен быть снисходительным по отношению к ней, прощая ей ее проступки и закрывая глаза на многие ее действия, которые ему не по душе, жалея ее, а также по возможности наставляя её и давая добрые советы. Хорошее отношение подразумевает достойное поведение, слова и дела, то есть, мужчина не должен причинять женщине вред своими словами и поступками. Он не должен стыдить ее, унижать её человеческое достоинство и обижать ее.

Всевышний Аллах сказал:

وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ

«Живите с ними достойно» (сура «Ан-Ниса», аят 19)

وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ

«Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму». (сура «Аль-Бакара», аят 228)

Сказал Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах):

إني أحب أن أتزين للمرأة كما أحب أن تتزين لي المرأة لأن الله تعالى يقول: ولهن مثل الذي عليهن بالمعروف

«Я люблю украшаться для своей жены так же, как я люблю, чтобы она украшалась для меня, потому что Всевышний Аллах говорит: Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму». (Ибн Аби Шейба)

Достоверно пришло в Сунне о хорошем отношении к женам, и разъяснение их прав и обязанностей супругов.

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается в двух достоверных сборниках, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

استوصوا بالنساء خيرا فإنهن خُلقن من ضِلع ، وإن أعوج ما في الضِلع أعلاه ، فإن ذهبت تقيمه كسرته ، وإن تركته لم يزل به عوج

«Относитесь к женщинам хорошо! Воистину, женщина сотворена из ребра, и самая кривая часть ребра — это верхняя. Если ты захочешь выпрямить его, то поломаешь, а если ты оставишь его, то оно останется кривым». (Аль-Бухари, Муслим)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

استوصوا بالنساء خيرا ، فإنما هن عوان عندكم ، لاتملكون منهن غير ذلك ألا وإن لكم في نساءكم حقا ، ألا وإن لنسائكم عليكم حقا ، فحقكم عليهن أن لا يوطئن فرشكم من تكرهون ولا يأذنّ في بيوتكم من تكرهون ، وحقهن عليكم أن تحسنوا إليهن في طعامهن وكسوتهن

«Относитесь к женщинам хорошо, ведь они — ваши пленницы, и нет у вас прав на иное в отношении них. И, поистине, у вас есть право на ваших женщин, и, поистине,  у ваших женщин есть право на вас. Ваше право на них в том, чтобы они не впускали в дом того, кто вам не нравится, а их право на вас в том, чтобы вы заботились о их еде и одежде». (Ат-Тирмизи)

Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет Аллах им доволен), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

أكمل المؤمنين إيماناً أحسنهم خلقاً، وخياركم خياركم لنسائهم

«Самый совершенный верующий это тот, чей нрав наиболее совершенен. А самые лучшие из вас это те, кто лучше всех относится к своим женщинам». (Ат-Тирмизи)

К важнейшим правам жены относятся также:

4. Половое сношение с ней. Маликиты сказали: «Совершение полового сношения — обязанность мужчины, если только у него нет оправдания». Имам аш-Шафии сказал: «Половое сношение не является обязательным для него, потому что это его право, и не является его обязанностью». Ханбалиты сказали: «Половое сношение с женой должно совершаться с женой раз в четыре месяца, если только у него нет оправдания».

Половое сношение в анус запрещено и является большим грехом, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إن الله لا يستحي من الحق، لا تأتوا النساء في أدبارهن

«Поистине, Аллах не стыдится истины, не совершайте половое сношение с женщинами в задний проход». (Ибн Маджа)

لا ينظر الله إلى رجل جامع امرأته في دبرها

«Аллах не посмотрит на мужчину, который совершил половое сношение с женщиной в задний проход». (Ибн Маджа)

5. Справедливость. К правам жены относится проявление справедливости между женами в ночлеге и в материальном обеспечении. И тот, у кого две жены и более, обязан согласно мнению ученых быть справедливым между женами. Муж обязан ночевать у жен поочерёдно, независимо от того, здоров он или болен, или здорова или больна жена, или она в состоянии хайда или нифаса. Если же другие жены дадут свое согласие на то, чтобы во время болезни за ним ухаживала одна жена, то это разрешается.

Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ كانت له امرأتان فَمَالَ إلى إحْداهُما جاء يومَ القيامةِ وشِقُّهُ مَاِئلٌ

«Если у мужчины было две жены, и он отдавал предпочтение одной из них, то в День Воскрешения он предстанет, склонившись набок». (Абу Дауд)

Жена не обязана по шариату прислуживать мужу — печь хлеб, месить тесто, готовить, стирать и делать другие подобные дела.

Однако, учитывая обычай (урф) местности и проявляя набожность, жене следует взять домашние дела на себя, даже если она будет благородного происхождения, потому, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разделил обязанности между Али и Фатымой (да будет доволен ими Аллах), возложил работу вне дома на Али, а на Фатыму — работу по дому, несмотря на то, что она является госпожой женщин в Раю.

Обязанности жены перед мужем

1. Повиновение мужу. Жена должна повиноваться своему мужу, когда муж желает насладиться ею, и когда ей нужно выйти из дома.

Жена должна повиноваться мужу, если он зовет ее в постель, если только это не отвлекает ее от обязательных молитв или не причиняет ей вреда.

Сообщается со слов Абу Хурайры, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لو كنت آمراً أحداً أن يسجد لأحد، لأمرت المرأة أن تسجد لزوجها

«Если бы я имел право повелеть (то есть если бы было дозволено) кому-либо совершить земной поклон другому (помимо Аллаха), то я повелел бы жене совершить земной поклон своему мужу». (ат-Тирмизи)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إذا دعا الرجل امرأته إلى فراشه، فأبت أن تجيء، فبات غضبان عليها، لعنتها الملائكة، حتى تصبح

«Если мужчина позовет свою жену на свое ложе, а она откажется, и он заснет, гневаясь на нее, то ангелы будут проклинать ее до самого утра». (Аль-Бухари, Муслим)

Жене не разрешается выходить из дома, даже в хадж, кроме как с разрешения мужа; он также может запретить ей ходить в мечети и другие места.

Шафииты сказали, что нежелательно мужу запрещать жене навещать отца, если он сильно болен, или присутствовать на его похоронах, потому что это может вызвать отвращение и привести к непослушанию. Но ханафиты разрешили женщины выходить без разрешения мужа, если один из родителей заболеет.

Нахождение женщины дома не подразумевает запирание или ограничение ее, напротив, нахождение дома — это лучшее, что есть для женщины.

Сообщается со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إن المرأة عورة، فإذا خرجت استشرفها الشيطان، وأقرب ما تكون من رحمة ربها، وهي في قعر بيتها

«Поистине, женщина это аурат, и когда она выходит, то шайтан приукрашивает ее. И ближе всего она к милости Своего Господа в глубине своего дома». (Ат-Тирмизи)

Женщина может соблюдать добровольный пост только с разрешения мужа, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لا يحل لامرأة أن تصوم، وزوجها شاهد إلا بإذنه، ولا تأذن في بيته إلا بإذنه

«Не дозволяется женщине поститься, если муж ее дома, кроме как с его разрешения». (Аль-Бухари)

2. Оберегание чести и имущества. Женщина обязана оберегать в отсутствии мужа себя, супружеский дом, его имущество и детей. В достоверном хадисе говорится:

والمرأة راعية على بيت زوجها وولده، فكلكم راع وكلكم مسؤول عن رعيته

 «… и женщина — пастырь в доме мужа своего, и она несет ответственность за свою паству». (Аль-Бухари)

3. Хорошее отношение. Жена должна относиться к мужу с уважением, и не должна причинять ему вред своими словами и поступками.

Передают от Му’аза бин Джабаля (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لا تؤذي امرأة زوجها في الدنيا إلا قالت زوجته من الحور العين: لا تؤذيه، قاتلكِ الله، فإنما هو عندكِ دخيل، يوشك أن يفارقك إلينا

«Всякий раз, как в этом мире женщина причиняет страдания своему мужу, его жена из числа гурий обязательно говорит: “Не мучай его, да разразит тебя Аллах! Он ведь только твой гость, который уже скоро покинет тебя (и отправится) к нам!”» (Ат-Тирмизи)

4. Выход в путешествие только с лишь мужем или махрамом. Женщине недозволенно путешествовать без сопровождения махрама. По мнению большинства ученых это относится как к длительному, так и короткому путешествию. Ей запрещается выезжать без махрама на любое расстояние, которое можно назвать путешествием.

Передается со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во время своей проповеди сказал:

لَا تُسَافِرْ الْمَرْأَةُ إِلَّا مَعَ ذِي مَحْرَمٍ ، وَلَا يَدْخُلُ عَلَيْهَا رَجُلٌ إِلَّا وَمَعَهَا مَحْرَمٌ

«Пусть женщина путешествует только в сопровождении махрама. И пусть не входит к ней мужчина, если при ней нет махрама». (Аль-Бухари)

Имам ан-Навави (631–676 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах), разъясняя, что под путешествием в этом хадисе не подразумевается определенное расстояние, пишет:

فالحاصل أن كل ما يسمى سفرا تنهى عنه المرأة بغير زوج أو محرم سواء كان ثلاثة أيام أو يومين أو يوما أو بريدا أو غير ذلك لرواية بن عباس المطلقة وهي آخر روايات مسلم السابقة لا تسافر امرأة إلا مع ذي محرم وهذا يتناول جميع ما يسمى سفرا والله أعلم

«Итак, женщине запрещается выходить в путь без махрама во все поездки, которые называются путешествием. Будь-то путешествие продолжительностью в три, в два дня, в день или в полдня или так далее. Так как передается от Ибн ‘Аббаса в «Сахихе Муслим», что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть женщина путешествует только в сопровождении махрама», что включает в себя любое путешествие. А Аллах знает лучше». («Шарх Сахих Муслим» 9/103-104)

Имам Шамсуддин ар-Рамли (ум. 1004) (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Нихаят уль-Мухтадж» 3/250:

أما سفرها وإن قصر لغير فرض فحرام مع النسوة مطلقا

«Поездка женщины с определенной группой женщин, кроме как для совершения фарда, является абсолютно запретной даже на короткое расстояние».

5. Применение воспитательных мер. Муж имеет право наказать свою жену в воспитательных целях, если она проявляет неповиновение, отказывается его слушать, за исключением того, что Аллах запретил. Потому что Всевышний Аллах сказал:

فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلَا تَبْغُوا عَلَيْهِنَّ سَبِيلًا

«Если же они послушны, то не ищите путей причинения им вреда». (сура «Ан-Ниса», аят 34)

Праведная жена не нуждается в том, что к ней применяли воспитательные меры, ибо Всевышний Аллах сказал:

فَالصَّالِحَاتُ قَانِتَاتٌ حَافِظَاتٌ لِلْغَيْبِ بِمَا حَفِظَ اللَّهُ

«Праведные женщины — это те, которые покорны (своим мужьям) и хранят то, что должны хранить, в отсутствие мужей». (сура «Ан-Ниса», аят 34)

А что касается той, кто не является праведной, то это та, кто нарушает супружеские права, не подчиняется мужу, она та, кто заслуживает, чтобы ей применили меры.

Признаки непокорности: непокорность делом, отказ в чем-либо, проявление хмурости или с неохотой идти к мужу, когда он вежливо позвал ее. Непокорность словом: отвечать мужу грубо после мягкого его обращения.

Применение воспитательных мер мужем идет в следующем порядке:

1) Наставления и увещания. Мужчина увещевает свою жену с мудростью и по-доброму, обращая ее внимание на ее проступки посредством намеков, слов или же легких, негрубых упреков.

2) Покидание в супружеской постели. Если увещания не помогли, то мужчина покидает жену в супружеской постели. Согласно словам Всевышнего:

وَاللَّاتِي تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ وَاهْجُرُوهُنَّ فِي الْمَضَاجِعِ وَاضْرِبُوهُنَّ

«А тем женщинам, непокорности которых вы опасаетесь, делайте наставления, (затем) разделите с ними постель, (а если и это не поможет, то) стукните их». (сура «Ан-Ниса», аят 34)

Жену не стукают согласно мнению большинства, как сказал имам ан-Навави: «Более достоверное мнение — что стукают», согласно словам Всевышнего: «Разделите с ними постель, (а если и это не поможет, то) стукните их».

Имеется в виду: покидайте их, если они проявили непокорность, и стукайте их, если они проявляют упорство в этом.

3) Удары (стуки) должны быть легкими и не должны быть сильными или оставлять следы. Следует избегать при ударе: лицо и живот. Удары должны быть чисто символические — сиваком или чем-то подобным или ладонью по верхней части плеча.

Если муж столкнется с упрямой непокорностью со стороны жены, ему лучше ограничиться устрашениями (угрозами), не прибегая к ударам. Потому что сообщается со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах):

ما ضرب رسول الله -صلى الله عليه وسلم- شيئا قَطُّ بيده، ولا امرأة ولا خادما، إلا أن يجاهد في سبيل الله، وما نيِل منه شيء قَطُّ فينتقم من صاحبه، إلا أن ينتهك شيء من محارم الله تعالى، فينتقم لله تعالى

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда никого не бил своей рукой, ни женщину, ни раба, — за исключением тех случаев, когда он сражался (с врагом) на пути Аллаха. И когда бы ему ни нанесли обиду, он никогда не мстил обидчику, за исключением тех случаев, когда нарушались запреты Всевышнего Аллаха, и тогда он взыскивал (с нарушителя) ради Всевышнего Аллаха». (Муслим)

4) Третейский суд (примирение посредством вмешательства родственников). Если ни одно из перечисленных выше средств не помогло и посредством них не удалось перевоспитать и образумить женщину, то мужчина идет к судье и объясняет ему сложившуюся ситуацию, чтобы тот назначит его и ее родственника в качестве третейских судей, для того, чтобы примирить супругов или расторгнуть брак.

Всевышний Аллах сказал:

وَإِنْ خِفْتُمْ شِقَاقَ بَيْنِهِمَا فَابْعَثُوا حَكَمًا مِنْ أَهْلِهِ وَحَكَمًا مِنْ أَهْلِهَا إِنْ يُرِيدَا إِصْلَاحًا يُوَفِّقِ اللَّهُ بَيْنَهُمَا

«И если вы опасаетесь разлада между ними (мужем и женой), то отправьте (к ним) судью из его семьи и судью из ее семьи. Если они хотят примирения, то Аллах даст им благословение». (сура «Ан-Ниса», аят 35)

Общие обязанности супругов

Большинство предыдущих прав, особенно право на удовлетворение — являются общими правами обоих супругов, однако обязанностей по отношению к жене больше (более важны), нежели ее обязанностей. Потому что Всевышний Аллах сказал:

وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ

«Но у мужей есть главенство над ними (женщинами)». (сура «Аль-Бакара», аят 228)

Супругам желательно хорошо обращаться друг с другом, говорить мягко и с уважением. Лучший из вас тот, кто лучший для своих женщин.

Муж должен ревновать свою супругу, но не быть чрезмерным в этом.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لا يَفْرَك مؤمن مؤمنة، إن كره منها خلقاً، رضي منها خلقاً آخر

«Верующий не будет ненавидеть верующую. Если ему не нравится в ней какая-то черта, то он будет доволен какой-то другой». (Муслим)

Мулла Али аль-Кари (ум. в 1014), да смилуется над ним Аллах, комментирует этот хадис:

وفيه إشارة إلى أن الصاحب لا يوجد بدون عيب فإن أراد الشخص بريئا من العيب يبقى بلا صاحب ولا يخلو الإنسان سيما المؤمن عن بعض خصال حميدة فينبغي أن يراعيها ويستر ما بقيها

«В этом хадисе есть указание, что не бывает супруги без недостатков, и если (мужчина) хочет найти себе жену без изъянов, то останется без жены. И всякий человек, особенно верующий, не может не обладать какими-то похвальными чертами, поэтому надо обращать внимание на них, скрывая ими другие». («Миркат уль-Мафатих» 5/118)

(Статья подготовлена на основе книги «Аль-Фикх аль-Ислямийлю ва адиллятух» (الفقه الاسلامي وادلته) доктора Вахба аз-Зухайли, да смилуется над ним Аллах)

Похожие материалы