Многие мусульмане сегодня пребывают в абсолютном невежестве относительно мазхаба в области вероучения (акыды) ашаритов (школы имама Абуль-Хасана аль-Аш’ари, да будет милостив к нему Аллах). Они не знают ученых-ашаритов и каков их метод в вопросах акыды. Более того, некоторые мусульмане даже не стесняются относить ашаритов к заблудшим, ставить их в один ряд с сектами, сбившимися с истинного пути, обвинять их в отступлении от Ислама и в отрицании качеств (сифатов) Всевышнего Аллаха.
Всё это, конечно, происходит от того, что люди ничего не знают про школу ашаритов. Корень этой проблемы – отсутствие единства внутри Ахлю-Сунна валь-Джама’а (суннитов). И я не понимаю, как эти люди могут ставить в один ряд истинно верующих (ахлюль-Иман) с мутазилитами-джахмитами и считать ашаритов сектой философов, поставивших рационально-философские спекуляции выше Откровения.
«Разве Мы сделаем мусульман подобными грешникам? Что с вами? Как вы судите?» (Коран, 68:35–36).
Кто же такие ашариты? Это выдающиеся учёные и имамы прямого пути, знание которых распространилось от Востока до Запада. Их благочестие, широту знания, безоговорочное следование и служение Исламу признало подавляющее большинство уммы.
Последователи школы ашария – величайшие и достойнейшие из представителей Ахлю-Сунна. Именно они вышли навстречу фитне (раздор, смута), которую сеяли мутазилиты, и защитили суннитскую акыду от искажений.
Ибн Таймийя сказал про них: «Ашариты – ансары (помощники, защитники) основ религии, её акыды».
Ашариты – это мухаддисы (хадисоведы), факихи (правоведы), муфассиры (комментаторы Священного Корана), среди которых великие имамы, столпы исламских наук, такие как шейх мухаддисов шейх уль-Ислам ибн Хаджар Аскаляни, да будет милостив к нему Аллах. Он следовал ашаритскому мазхабу в акыде и создал свой великий комментарий к «Сахиху» (сборнику достоверных хадисов) имама аль-Бухари, да будет милостив к нему Аллах, «Фатх уль-Бари», без которого не может обойтись ни один исламский учёный.
Шейх ученых-суннитов имам ан-Навави, да будет милостив к нему Аллах, написавший большой комментарий к «Сахиху» имама Муслима, да будет милостив к нему Аллах, «Аль-Минхадж», а также другие знаменитые книги по исламскому знанию, тоже следовал мазхабу имама Абуль-Хасана Аш’ари.
И шейх муфассиров имам аль-Куртуби, да будет милостив к нему Аллах, создавший свой знаменитый тафсир «Аль-Джамиа ли ахкам иль-Куран» – тоже ашарит в акыде.
Автор книги «Аз-Заваджир ан иктираф иль-кабаир» шейх уль-Ислам ибн Хаджар аль-Хайтими, да будет милостив к нему Аллах, также следовал за аль-Аш’ари.
Шейх хадиса и фикха имам Закария аль-Ансари, да будет милостив к нему Аллах, – ашарит. Имам Абу Бакр аль-Бакилани, имам аль-Аскалани, имам ан-Насафи, имам аш-Ширбини, имам Абу Хайян (великий ученый арабской грамматике) автор тафсира «Аль-Бахр уль-мухит», имам ибн аль-Джавзи, написавший «Ат-Тасхиль фи улюмит-танзиль» и т. д. Все эти имамы и ученые были ашаритами.
И если бы мы захотели перечислить имена всех авторитетов в хадисе, фикхе, тафсире, следовавших мазхабу ашария, то наша грудь стеснилась бы от столь тяжкой задачи и для того, чтобы упомянуть всех учёных, знание которых распространилось от Востока и до Запада, понадобились бы многие тома.
Поэтому все мы обязаны отдать должное блеску этих учёных, познать и признать достоинство людей благочестия и знания, посвятивших свою жизнь служению Шариату господина Посланников, да благословит его Аллах и приветствует.
Какой благости можно ждать, если мы обвиняем этих выдающихся учёных и благочестивых предков в отходе от истины или в заблуждении? Разве Всевышний Аллах откроет наши сердца, чтобы мы получили пользу от знаний этих имамов, если мы считаем, что они отклонились и отступили от пути Ислама?
Я спрашиваю:
Есть ли сейчас учёные (знатоки Шариата), которым было бы под силу повторить то, что сделали в свое время шейх уль-Ислам ибн Хаджар аль-Аскалани и имам ан-Навави, посвятившие свои силы и жизни служению пречистой Сунне нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует?
Как же мы после этого можем обвинять этих имамов и других ашаритских алимов в заблуждении, в то время как сами так нуждаемся в их достижениях? Как мы сможем получить от них знания, если эти учёные, по нашему мнению, заблуждаются?
Имам аз-Зухри, да будет милостив к нему Аллах, говорил: «Поистине, религия (дин) – это знания. Так смотрите же, у кого вы их получаете (т. е. дословно: «у кого вы берёте свою религию»)».
Из книги «Мафахим яджибу ан тусаххах» («Понятия, которые должны быть исправлены»), глава «Правда об ашаритах».