Приветствие (салям) в Исламе

приветствие (салям) в исламе

Что означает слово «ас-салям» при приветствии?

Пишет шафиитский ученый алляма Нуруддин ас-Самхуди аш-Шафии (844–911 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) в «Тыбуль калям» :

«У ученых имеется разное мнение на этот счет. И были высказаны следующие мнения:

1. Ас-Салям — это имя Аллаха, и его смысл: “Да пребудет над тобой защита и покровительство Аллаха”, как это передал Кади Ийяд (да смилуется над ним Аллах).

2. Да пребудет имя Аллаха над тобой.

3. Также есть мнение, что это означает то, что Аллах ведает о том, что ты совершаешь, так прекрати же совершать запретное.

4. Я напоминаю тебе об Аллахе, Который сохранил тебя от всякого дурного.

5. Безопасность сопровождает тебя. То есть будто бы приветствующий сообщает человеку, что он пришел с миром, и что ему не следует его опасаться, и приветствующий просит, чтобы к нему проявляли такое же отношение.

Сказал имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в “Тахзиб асмаи люгъат” : “Приветствие человека к другому несет в себе смысл безопасности, то есть: “Мир вам и безопасность””.

1. Также было высказано мнение, что выражение “ас-саляму аляйкум” означает, что Аллах с вами.

2. Имам аль-Халими (да смилуется над ним Аллах) говорил, что приветствие — это безопасность и дуа о мире и благополучии, а также указание на то, что приветствующий не желает нанести вред тому, кого он приветствует.

3. Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Ас-Салям — это дуа о сохранности от бед и опасностей”.

Я (ас-Самхуди) скажу, что основополагающим мнением из всех перечисленных является то, к чему склонился имам аль-Халими (да смилуется над ним Аллах) и другие, что “ас-салям” — это дуа о мире и благополучии, в котором прослеживается просьба о принятии мольбы». (Конец цитаты с некоторыми сокращениями).

Приветствие христиан, иудеев, огнепоклоников и арабов в эпоху джахилии

Пишет имам ас-Самхуди (да смилуется над ним Аллах) в «Тыбуль калям» (стр. 96):

«Христиане приветствовали друг друга, кладя руку на рот. Иудеи, приветствуя друг друга,  поднимали палец, а когда приветствовали мусульман, говорили: “Смерть вам (ас-саму аляйкум)”. Огнепоклонники приветствовали друг друга поклоном, а арабы в эпоху джахилии  приветствовали друг друга словами: “Пусть Аллах дарует долгую жизнь (Хаяка Аллах)”».

Достоинства приветствия

Сказал Всевышний Аллах в Коране: «Когда заходите в дом,то приветствуйте друг друга хорошим благодатным приветствием (пришедшим) от Аллаха (за которое будет награда)». (Коран, 24:61)

Также Аллах (Свят Он и Велик) сказал: «Когда вас приветствуют, отвечайте лучшим приветствием или таким же». (Коран, 4:86)

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, а вы не уверуете до тех пор, пока не станете любить друг друга. Так не указать ли мне вам на то, что приведет вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте приветствия между собой!» (Муслим)

Сообщается от Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса (да будет доволен Аллах им и его отцом), что один человек спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует): «Какое проявление Ислама наилучшее?» Он ответил: «Угощать людей и приветствовать тех, кого знаешь и кого не знаешь». (аль-Бухари, Муслим)

Сообщается от Абдуллаха ибн Саляма (да будет доволен Аллах им и его отцом), что он слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «О люди, распространяйте приветствие, угощайте людей, связывайте родственные узы, совершайте молитвы ночью, когда люди спят, и вы войдете в Рай с миром». (Тирмизи, ибн Маджа).

Сообщается, что ибн Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) говорил: «Я выходил на рынок, и не было у меня в этом никакой необходимости за исключением того, чтобы приветствовать людей, и чтобы они приветствовали меня». («Мусаннаф» ибн Аби Шейбы, «Адабуль муфрад»).

Полноценная форма приветствия

От Имрана ибн Хусейна (да будет доволен Аллах им и его отцом) передается, что как-то раз к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и сказал: «Ас-саляму аляйкум». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил на приветствие, затем тот сел, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Десять». После пришел другой человек и сказал: «Ас-саляму аляйкум ва рахматуЛлах». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил на приветствие, затем тот сел, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Двадцать». Затем пришел третий человек и сказал: «Ас-саляму аляйкум ва рахматуЛлахи ва баракатух». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил на приветствие, затем тот сел, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тридцать». (Сунан ат-Тирмизи; Сунан Абу Давуд).

Приветствуй первым

Приветствовать первым является настоятельной сунной (муаккада). Приветствовать первым — это один из вопросов, в котором сунна лучше обязательного действия. Так, тот, кто приветствует первым, получит больше награды, чем тот, кто отвечает на приветствие.

От Абу Умамы Судайя ибн Аджляна аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Поистине, начинающий первым приветствие больше других достоин милости Аллаха». (Абу Давуд приводит этот хадис с хорошим иснадом)

Имам ат-Табарани с достоверным иснадом от Агъарра аль-Музани передает следующее: «Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал мне: “Пусть никто не опережает тебя в приветствии”». («Аль-Кабир» и «Аль-Авсат» имама ат-Табарани)

Сказал Кади Абдуль-Ваххаб (да смилуется над ним Аллах), как это передается в «Тыбуль калям» (стр. 267): «Среди ученых нет разногласий в том, что приветствие первым является сунной или коллективной обязанностью. И если кто-либо из группы мусульман даст салям, то этого будет достаточно».

Как понять, что приветствие является коллективной обязанностью, вместе с тем, что есть иджма (консенсус) о желательности (сунна муаккада) приветствовать первым? Ученые ответили на это следующим образом: «Выполнение пророческой сунны и ее оживление является коллективной обязанностью (фардуль кифая)».

Сказал имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в «Шархуль мухаззаб» (4/499):

«Наши ученые шафииты сказали, что приветствовать первым является общей желательностью (суннатуль кифая). И если группа людей будет проходить мимо одного человека или группы людей, и один из этой группы поприветствует других, то основа сунны будет выполнена».

Отвечать на приветствие — фард

Отвечать на приветствие — личная обязанность каждого человека и коллективная — для группы людей.

Сказал Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует): «Тот, кто не отвечает на приветствие, не имеет к нам отношения». (ибн ас-Сунни в «Амаль аль-йаум ва ал-лейля»).

Сказал имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) «Шархуль мухаззаб» (4/499): «Что же касается ответа на приветствие, то он является обязательным согласно единогласному мнению (иджма) ученых. Если приветствие будет обращено к одному человеку, то ответ для него будет личной обязанностью (фардуль айн). Если же салям будет обращен к группе людей, то ответ будет расцениваться как общая обязанность (фардуль кифая). В случае, если один из них ответит, то этого будет достаточно, и со всех спадет обязательство. Если ответят все, будь то вместе или же вслед друг за другом, то каждый из них будет являться тем, кто выполнил обязательство (фард). Если никто не ответит, то все впадут в грех».

Сказал Шихабуддин ар-Рамли (да смилуется над ним Аллах) в «Фатху ар-Рахман»: «Не достаточен будет ответ ребенка или умалишенного при присутствии мукалляфа (разумного совершеннолетнего)».

С каким намерением следует приветствовать человека?

Пишет алляма ас-Самхуди (да смилуется над ним Аллах) в «Тыбуль калям»: «При приветствии необходимо сделать намерение исполнить обряд религии и соблюсти исламское братство, проявляя искренность ради Аллаха, не потворствуя и не заискивая. 

Сунна — начинать с приветствия перед каждой речью

Пишет имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в «Шархуль мухаззаб» (4/504: «Является сунной начинать любой разговор с приветствия, как об этом свидетельствуют достоверные хадисы и практика верующих».

Сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Приветствие прежде вопроса. И если кто-либо станет задавать вопросы прежде приветствия, то не отвечайте ему». («Джами ас-сагир»).

Желательно произносить слова приветствия при покидании маджлиса

Сказал имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в «Шархуль мухаззаб»: «Когда человек встает с собрания и желает покинуть его, то ему желательно поприветствовать находящихся в нем. Доводом этому служит хадис, который передан от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Когда кто-нибудь из вас придет на собрание, пусть приветствует присутствующих, и когда он захочет уйти, пусть тоже приветствует их: первое не более обязательно, чем второе” (Передали Абу Давуд и ат-Тирмизи)». 

Приветствие при каждой встрече

Сказал имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в «Шархуль мухаззаб»: «Наши ученые сошлись на том, что если один человек поприветствует другого, покинет его, а затем вновь встретится с ним, или если между ними встанет какая-то преграда, а затем они встретятся, то является сунной еще раз поприветствовать его, даже если это повторится три, четыре или более раз. На это указывает хадис, который передан от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:  “Когда кто-то из вас встречает брата, то пусть поприветствует его. И если между ними встало дерево, стена или камень, а затем он снова встретит его, когда пройдет эти преграды, то пусть снова поприветствует его” (Абу Давуд)». 

Условия приветствия

Условием приветствия является повысить голос так, чтоб приветствующего было отчетливо слышно. Сказал имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в «Шархуль мухаззаб» (4/500): «Необходимо повысить голос так, чтоб те, кого приветствуют, и те, кому отвечают, отчетливо слышали слова приветствия. Если возникнет сомнение в том, услышали они слова приветствия или нет, то необходимо произнести их в более отчетливой форме и еще сильнее повысить голос».

Также условием является то, чтобы ответ был связан с приветствием, то есть чтобы между приветствием и ответом не было большого интервала.

Приветствие поднятием руки

Для приветствия недостаточно лишь поднять руку, напротив, к поднятию руки нужно добавить еще и слова приветствия. Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Не приветствуйте так, как это делают иудеи. Поистине, они приветствуют киванием головы и поднятием руки». («Сунан» ан-Насаи)

Отсюда исключается случай, когда молящегося поприветствовали во время молитвы. В хадисах передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил на приветствие, сделав ишара, — подняв палец или повернув тыльную сторону руки наверх.

Можно ли приветствовать на не арабском языке?

Сказал имам Шихабуддин ар-Рамли (да смилуется над ним Аллах) в «Фатху ар-Рахман»: «Дозволено приветствовать на не арабском языке, если собеседник понимает обращенную к нему речь».

Пишет автор книги «Мухтасар аль-анвар»: «Разрешено приветствовать на не арабском языке, даже если человек может сделать это на арабском языке, при условии, что тот, кого приветствуют, понимает обращенную к нему речь. И приветствуемый обязан ответить».

Не следует первым приветствовать тщеславных и горделивых людей, а также грешников и нововведенцев

Сказал Абдуллах ибн Амр (да будет доволен им Аллах): «Не приветствуйте тех, кто распивает вино». (Бухари)

Сказал Шихабуддин ар-Рамли (да смилуется над ним Аллах) в «Фатху ар-Рахман»: «Не следует первым приветствовать явного нечестивца и нововведенца, а также не следует отвечать на их приветствие, кроме как по уважительной причине».

Сказал ибн Дакик аль-Ид (да смилуется над ним Аллах), как об этом передается в «Тыбуль калям» (стр. 290): «Приверженцев нововведения не приветствуют в целях воспитания и чтобы показать свою непричастность к ним».

Сказал имам аль-Мухаллиб (да смилуется над ним Аллах), как об этом передается в «Тыбуль калям» (стр. 290): «Является устоявшейся сунной не приветствовать нечестивцев. Многие ученые высказали такое мнение относительно нововведенцев».

Некоторые ученые ханафитского мазхаба отнесли к числу грешников, которых не следует приветствовать, и тех, кто совершает такие действия, нарушающие благопристойность, как, например, увлечение частыми шутками и развлечениями, а также позволяет себе непристойные слова и так далее, как об этом передается в «Тыбуль калям» (стр. 291).

Сказал ибн Рушд, что имам Малик (да смилуется над ним Аллах) сказал, как об этом передается в «Фатх аль-Бари» (11/40): «Не следует приветствовать обладателей страстей».

Пишет шафиитский ученый алляма Нуруддин ас-Самхуди аш-Шафии (844–911 гг. х.) в «Тыбуль калям»: «Что же до нерелигиозных должностных лиц, то если они поприветствуют тебя, то им необходимо ответить. Если в них проявляется тщеславие и гордость, то не стоит их приветствовать первым, ибо в этом есть оказание помощи им в совершении греховного. Если же в них не будут проявляться эти качества, то допустимо первому поприветствовать их». 

Можно ли приветствовать неверующих?

Сказал имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах)в «Аль-Минхадж шарху сахих Муслим» (14/145): «Ученые разошлись в вопросе дозволенности отвечать на приветствие неверующих и приветствовать их первыми. Мнением нашего мазхаба является, что запрещено (харам) приветствовать их первыми, и является обязательным отвечать на их приветствие лишь только словами “Ва аляйкум” или “Аляйкум”. Аргументация в пользу запретности приветствовать неверующих первыми и отвечать на их приветствие — это слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): “Не приветствуйте первыми иудеев и христиан”, а также его слова: “Если люди писания поприветствуют вас, то скажите: “И вам (ва аляйкум)””. Этого же мнения придерживается большая часть ученых и праведных предшественников. Группа ученых склонилась к тому, что дозволено приветствовать их первыми. Это мнение приводится от ибн Аббаса, Абу Умамы, ибн Аби Мухайриза, и это мнение некоторых наших ученых, как это передал аль-Маварди».

Сказал имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в «Шархуль мухаззаб» (4/508): «Автор книги “Аль-Хави” передал другое мнение, согласно которому допустимо ответить неверующему словами: “Ва аляйкум ас-салям”, однако нельзя говорить: “Ва рахматуЛлах (и милости Аллаха)”. И данное мнение является слабым и отвергаемым (редким)».

Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не приветствуйте (салямом) первыми иудеев и христиан». (Муслим, 2167)

Сказал имам Абдур-Рауф аль-Мунави (ум. 1031 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) в толковании этого хадиса в ««Файдуль кадир» (6/386), «Аль-Муфхим» (5/490): «Запрещено приветствовать их первыми, потому как приветствие салямом является возвеличиванием и проявлением почтения, а неверующих нельзя возвеличивать и проявлять к ним почтение, напротив, от них нужно отстраняться и не проявлять к ним благосклонность, принижая их значимость, как будто бы их не существует. Потому запрещено приветствовать их первыми, согласно более аргументированному мнению шафиитов. Также ученые обязали ограничиваться в ответе на их приветствие словами: “Ва аляйкум”».

Запрещено приветствовать и отвечать неверующим словами «Ас-саляму аляйкум» и «Ва аляйкум ас-салям», однако не запрещено приветствовать и отвечать на их приветствие словами «Доброе утро», «Здравствуйте», «Привет».

Сообщается от Абу Басрата аль-Гифари (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я завтра отправлюсь к иудеям. Так не приветствуйте их первыми». («Адабуль муфрад»,  1102; «Сунан» ан-Насаи, 10148)

Сказал Шихабуддин ар-Рамли (да смилуется над ним Аллах) в «Фатху ар-Рахман»: «Запрещено первым приветствовать неверующего. Если выяснится, что тот, кого поприветствовали, является неверующим, то пусть скажет: “Я возвращаю свое приветствие”».

Также ас-Самхуди (да смилуется над ним Аллах) в «Тыбуль калям» (стр. 285) привел мнение, что приветствовать первым неверующего не является запретным действием, однако это нежелательно.

Приветствие молящегося

Сказал имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в «Шархуль мухаззаб»: «Что касается приветствия молящегося, то имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Не приветствуют его”. Сказали аль-Мутавалли (да смилуется над ним Аллах) и джумхур (большинство ученых): “Нет запрета приветствовать его, однако он ни сразу, ни после завершения молитвы не заслуживает как словесного ответа, так и ответа поднятием руки. Тем не менее желательно во время молитвы ответить на его приветствие, подняв руку, как об этом сказал имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) в своем мнении къадим (старое мнение) и не высказал противоположную точку зрения в мнении джадид (новое мнение)».

Сказал имам Хабиб Абдур-Рахман Машгур (да смилуется над ним Аллах) в «Бугъятуль мустаршидин» (2/645): «Нет желательности в том, чтобы приветствовать молящегося».

Как ответить на приветствие молящегося?

Сообщается от ибн Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вошел в мечеть детей Амра ибн Авфа и стал совершать молитву. В это время вошли мужчины из числа ансаров и стали приветствовать его. Я спросил Сухайба: “ Как он ответил им?”, на что он ответил: “Он ответил им поднятием руки”». («Муснад» аш-Шафии; «Ас-Сунан аль-кубра»).

Сказал имам ар-Рафии (да смилуется над ним Аллах) в «Шарх аль-муснад» (1/407): «Передано два способа относительно того, как отвечать на приветствие во время молитвы. На один из способов есть указание в хадисе Сухайба (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сделал это, подняв палец. Второй способ указан в хадисе Биляля (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) раскрыл свою ладонь и направил тыльную сторону вверх».

Сказал имам ар-Рафии (да смилуется над ним Аллах) в «Шарх аль-муснад» (1/407): «Имам аль-Хаттаби (да смилуется над ним Аллах) и другие ученые из числа шафиитов сказали, что желательно ответить на приветствие после завершения молитвы».

Сказал ибн Асир (да смилуется над ним Аллах), как об этом передается в «Ан-Нихая фи гарибиль хадис» (4/33): «Является достоверным (сахих), что сунна — ответить на приветствие после молитвы. Так поступил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с Абдуллахом ибн Масудом (да будет доволен им Аллах) по завершению молитвы».

Приветствие женщин

Шейх аль-Ислам ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в «Тухфат аль-мухтадж» (9/224): «Женщине желательно приветствовать салямом другую женщину, своего близкого родственника (отца, деда, родного брата, родного племянника и так далее), своего хозяина (если она рабыня) и мужа. Также старой женщине, к которой мужчины не испытывают влечения, желательно приветствовать и постороннего мужчину. Во всех этих случаях (то есть когда ее приветствует посторонний мужчина и так далее) старая женщина обязана ответить на их приветствие.

Что касается девушки, к которой мужчины испытывают влечение, то ей запрещено (харам) отвечать на приветствие (салям) постороннего мужчины, если с ней нет другой женщины (или мужчины). Также ей запрещено первой приветствовать постороннего мужчину.

Мужчине нежелательно (карахат) отвечать на приветствие посторонней женщины, а также приветствовать ее. Разница в том, что когда женщина отвечает на приветствие мужчины или приветствует его первой, это вызывает больше соблазна (желания), чем если мужчина ответит на ее приветствие или начнет его первым. Если же мужчина приветствует двух и более посторонних женщин, то одна из них обязана ответить на его приветствие».

Сказал имам аль-Мутавалли (да смилуется над ним Аллах), как это передано в «Равдату талибин» (10/230) и «Аль-Маджму’» (4/506): «Не разрешено посторонней молодой девушке отвечать на приветствие мужчины. И является нежелательным мужчине отвечать на приветствие девушки».

Сказал алляма ас-Самхуди (да смилуется над ним Аллах) в «Тыбуль калям» (стр. 285): «Если в одном собрании соберутся мужчины и женщины, то им дозволяется приветствовать друг друга, если в этом не будет искушения».

Кого и когда не следует приветствовать?

Сказал имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в «Шархуль мухаззаб» :

«Сказали наши ученые шафииты, что не заслуживает ответа тот, кто поприветствует другого в ситуации, когда приветствие не узаконено».

В «Тыбуль калям»  передается, что не следует приветствовать:

  • Неверующего, нововведенца и явного грешника;
  • Умалишенного (маджнун);
  • Пьяного;
  • Справляющего нужду;
  • Вступившего в половую близость;
  • Спящего;
  • Сонного;
  • Находящегося в бане и отхожем месте;
  • Употребляющего пищу (когда у него во рту еда);
  • Совершающего молитву;
  • Читающего азан, икамат или тальбият;
  • Читающего хутбу;
  • Читающего Коран;
  • Погрузившегося в дуа.

Рукопожатие — это сунна

От Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда двое мусульман встречаются и пожимают друг другу руки, их прегрешения обязательно прощаются ещё до того, как они расстаются друг с другом» (Абу Давуд)

Ибн Раслян (да смилуется над ним Аллах) в комментариях на «Сунан Аби Давуд» (19/548) пишет, комментируя слова: «Когда двое мусульман встречаются»: «Когда двое мусульман мужского или женского пола встречают друг друга. Или если встретятся мужчина и женщина, для которых рукопожатие дозволено».

Ибн Раслян (да смилуется над ним Аллах) в комментариях на «Сунан Аби Давуд» (19/548) пишет: «Сунна рукопожатия осуществляется только прикосновением кожи рук друг друга. Рукопожатие не будет считаться выполненным, если двое встретятся, и каждый из них пожмет руку другого в рукаве одежды».

Также имам ар-Рамли (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Фатава» пишет, что рукопожатие является сунной как для мужчин, так и для женщин. Мужчине является желательным пожать руку своим близким женщинам (махрам), а также своей жене, и наоборот.

Шейх аль-Ислам Мухйиддин ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Аль-Маджму’» (4/476): «Рукопожатие при встрече является сунной, и доказательством этому служат достоверные хадисы и единогласие имамов. От Катады (да будет доволен им Аллах) передается, что он спросил Анаса (да будет доволен им Аллах): “Пожимали ли руки сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?” На что он ответил: “Да”. Хадис передал аль-Бухари».

Рукопожатие — одной или двумя руками?

1) Шафиитский мазхаб:

Сказал алляма Хусайн ибн Мухаммад аль-Ансари (ум. в 1327 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) в своем небольшом послании под названием «Аль-Кавлюль хасан аль-мутаямман»: «Слова ученных в области языка и хадиса, а также высказывания шафиитов указывают на желательность рукопожатия одной рукой, а также на то, что предпочтительнее пожимать руку правой рукой».

2) Ханафитский мазхаб:

Сказал ат-Тумурташи (939–1004 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) в «Танвируль абсар»: «Сказано в книге “Аль-Кунья”: “Сунна в рукопожатии осуществляется двумя руками”».

Сказал ибн Абидин (да смилуется над ним Аллах) в «Радд аль-мухтар» (6/382): «Сунна заключается в том, чтобы рукопожатие было после приветствия, двумя руками, без преграды в виде одежды или чего-либо другого».

Похожие материалы