Ранние антропоморфисты

Имам Абу Мансур аль-Багдади, рахимахуллах, пишет в своем трактате «Аль-фарк байналь-фирак», что люди, уподобляющие Всевышнего Аллаха сотворенному (мушаббиха), делятся на две основные группы:

1. Те, кто уподобляет Сущность Всевышнего Аллаха сущности тварного;

2. Те, кто уподобляет Его атрибуты (сифаты) атрибутам сотворенного.

При этом следует отметить, что среди представителей течения (мазхаба) ташбих имеются как группы, которые никоим образом нельзя относить к исламской умме, так и течения, которые богословы-мутакаллимы относят к разряду исламских групп и течений, так как они признают пять столпов Ислама и считают запретным то, что запретил Аллах, а также потому, что на них распространяются некоторые хукмы (законы) Ислама.

Сейчас речь пойдет о первой группе мушаббиха, то есть о тех, кто уподобляет Сущность Всевышнего Аллаха сущности тварного.

В упомянутой выше книге «Аль-фарк байналь-фирак» говорится, что данную группу антропоморфистов представляют следующие секты:

1) Группа ас-Cабаия (последователи рафидита Абдуллы ибн Сабаа), называвшие имама Али  «илях» (Бог), уподобляя его тем самым Сущности Всевышнего Аллаха.

После того, как имам Али ибн Аби Талиб  подверг некоторых членов секты наказанию огнем, они воскликнули: «Сейчас мы познали, что ты действительно Бог! Ведь наказание огнем — это исключительно привилегия Аллаха».

2) Группа аль-Баяния — следовавшие за Баяном ибн Саманом, который утверждал, что Бог, которому он поклоняется, имеет форму человека, то есть у него имеются человеческие органы тела, и что он состоит из света, и что когда-нибудь все члены его тела исчезнут, кроме лика.

3) Группа аль-Мугирия, которая была так названа по имени основателя Мугиры ибн Саида аль-Иджли, утверждавшего, что Бог, по его мнению, имеет части тела в форме букв.

4) Группа аль-Мансурия, следовавшая за Абу Мансуром аль-Иджли, который уподобил себя Богу, объявив о своем вознесении на небо, где якобы Аллах, погладив его Своей рукой по голове, сказал ему: «Сын Мой, донеси от Меня людям то, что слышал ты из слов Моих».

5) Группа аль-Хаттабия, обожествлявшая имамов, в частности, Абуль-Хаттаба аль-Асди.

6) Группа, обожествлявшая Абдуллу ибн Муавию ибн Абдуллу ибн Джафара.

7) Группа аль-Хулюлия, утверждавшая, что Аллах вселялся в личности имамов, и потому поклонявшаяся им.

8) Группа аль-Хулюлия аль-Хильмания, основатель которой Абу Хильман ад-Димашки утверждал, что Всевышний Аллах Своей Сущностью вселяется в каждый красивый образ. По этой причине Абу Хильман совершал земной поклон («суджуд») перед каждым творением, имеющим красивую форму.

9) Группа аль-Муканнаия аль-Мубайида, считавшая, что ее основатель аль-Муканна является Богом, приобретавшим в каждое время определенный образ.

10) Группа аль-Азафира, утверждавшая божественность ее основателя — Ибн Аби аль-Азафира, убитого в Багдаде.

 

Имам Абу Мансур аль-Багдади пишет в заключение:

«Все вышеупомянутые группы находятся вне Ислама, несмотря на внешнюю принадлежность к нему».

Выше уже указывалось на то, что среди мушаббиха есть группы, которые никоим образом нельзя относить к исламской умме, но есть также течения, которые ученые-мутакаллимы причисляют к мусульманам, несмотря на весь их куфр и заблуждения. Это потому что эти люди признают пять столпов Ислама, не отрицают запрещенность того, что запретил Аллах, а также потому что на них распространяются некоторые хукмы Ислама.

Ниже мы будем говорить о мушаббиха, которых богословы-мутакаллимы по вышеперечисленным причинам относят к исламской умме.

Имам Абу Мансур аль-Багадади, рахимахуллах, в своей книге «Аль-фарк байналь-фирак» выделяет среди этих антропоморфистов следующие группы:

1) Группа аль-Хишамия, основатель которой Хишам ибн аль-Хакам уподоблял Аллаха человеку, утверждая при этом, что размер Бога, по его мнению, равен семи пядям и что его Бог является телом («джисм»), имеющим границы, а также длину, ширину, глубину, цвет, вкус и запах.

Передают также, что этот муджассим утверждал, что Бог, по его мнению, подобен слитку серебра и жемчужине округлой формы.

Рассказывают еще, как он однажды, указав на гору аль-Кубайс, сказал, что эта скала больше по размеру, чем его Бог.

Передают также слова Хишама, в которых он утверждал, что луч света, исходящий от этого божества, соединяется с тем, на что направлено его видение.

2) Группа аль-Хишамия, следующая в своем неверии за Хишамом ибн Салимом аль-Джавалики, который заявлял, что Бог, по его мнению, по форме подобен человеку и что верхняя часть тела у этого божества — полая, в то время как нижняя — массивная, плотная. И еще он говорил, что у его Бога есть черный локон волос и сердце, из которого бьет мудрость.

3) Группа аль-Юнусия, основанная Юнусом ибн Абдуррахманом аль-Кулями, который полагал, что Аллаха вместе с Его троном несут ангелы, несмотря на то, что Он сильнее их, подобно тому, как птицу аль-карки (вид гуся) несут ее лапки, несмотря на то, что сама птица сильнее своих ног.

3) Последователи Дауда аль-Джавариби, считавшего, что Всевышний Аллах имеет все человеческие части тела, кроме половых органов и бороды.

4) Группа аль-Ибрахимия, основанная передатчиком хадисов Ибрагимом ибн Абу Яхья аль-Аслями, который в свое время был обвинен еще и в фальсификации хадисов, помимо исповедования им доктрины ат-ташбих.

5) Кадаритская группа аль-Хабитыя, следовавшая заблуждениям Ахмада ибн Хабита, принадлежавшего к мутазилитской группе ан-Наззама.

Основатель аль-Хабитыя называл Ису ибн Марьям, алейхи ссалям, вторым Богом, который будет судить людей в День Воскрешения, утверждая, что он во всем подобен Аллаху.

6) Группа аль-Каррамия, утверждавшая, что Всевышний Аллах является телом, имеющим границы и предел, а также что Он является местом для сотворенного, и что Он буквально соприкасается с Аршем.

Выше уже были перечислены группы мушаббиха, уподобляющих Сущность Всевышнего Аллаха сущности сотворенного. В этой же части статьи речь пойдет об антропоморфистах, уподобляющих атрибуты (сифаты) Аллаха атрибутам (сифатам) сотворенного.

В книге «Аль-фарк байналь фирак» имама Абу Мансура аль-Багдади, рахимахуллах, об этих сектах и исповедуемых ими убеждениях говорится следующее:

К данной группе антропоморфистов, уподобляющих сифаты Аллаха сифатам сотворенного, относятся и те, кто уподобляет Волю (аль-Ирада) Всевышнего Аллаха воле сотворенного, как это делают басрийские мутазилиты, утверждавшие, что Аллах желает желаемое Им посредством сотворенной Им воли.

Данная группа мутазилитов, утверждая однородность человеческой и Божественной воли противоречит самой себе, когда говорит о возможности создания аль-Ирады Аллаха вне места (аль-махалль), тогда как создание человеческой воли обязательно требует наличия места, куда аль-ирада будет помещена.

Это их утверждение явно противоречит выдвигаемому ими положению о том, что Воля Аллаха идентична по своему роду («аль-джинс») воле человека.

Ведь, когда две вещи являются абсолютно подобными и относятся к одному роду (аль-джинс), те характеристики, которые допускает разум в отношении одной из них, должны допускаться им и в отношении другой вещи. То же самое следует утверждать и о невозможных характеристиках: невозможность наличия чего-то в одной из двух подобных друг другу вещей, предполагает невозможность наличия этого в другой вещи.

Хорасанские мушаббиха аль-Каррамия пошли еще дальше мутазилитов Басры. Помимо подобия Воли Аллаха и человеческой воли и происхождения обеих воль из одного рода, они также утверждали, что Аллах создал аль-Ираду в Самом Себе, аналогично тому, как создается воля в нас самих. Отсюда их известные слова о том, что Аллах является местом для сотворенного (аль-махаллю лиль хавадис) — превыше Он того, что Ему приписывают заблудшие лжецы.

К этой группе мушаббиха (уподоблявших сифаты Аллаха сифатам сотворенного) относились также те, кто уподоблял Речь Всевышнего Аллаха речи сотворенных Им существ, утверждая, что этот сифат Аллаха сотворен, так как, по их мнению, атрибут Аллаха Речь состоит из звуков и букв, которые идентичны по роду звукам и буквам речи человека.

Надо сказать, что подавляющее большинство мутазилитов, исключая Абу Али аль-Джуббаи, считали невозможным бесконечность (аль-Бака) Речи Всевышнего Аллаха. Мутазилитский шейх ан-Наззам утверждал, что для Корана (который является Речью Аллаха) отсутствует аль-иджаз (то есть недосягаемость для джиннов и людей красноречия Книги Аллаха), подобно тому как аль-иджаз отсутствует в созданных человеком литературных текстах.

Поэтому большинство мутазилитов утверждали, что африканцы, турки, хазары и другие народы могут (теоретически) написать тексты, ничем не уступающие по красноречию Корану и даже превосходящие его. По их мнению, несмотря на то что человек утерял знание того, как составлять подобные тексты, написание их все равно остается для него возможным.

Упомянутые выше каррамиты, подобно мутазилитам, утверждали, что Речь Аллаха сотворена, а также различали понятия «аль-кауль» и «аль-калям» (оба термина означают речь или слово). Это означало, что «аль-Кауль» Аллаха такого же рода, что и человеческая речь и звуки, тогда как термин «аль-Калям» нужно понимать как указание на атрибут Мощи и Силы (аль-Кудра), посредством которой Аллах и создает «аль-Кауль».

Группа аль-Каррамия добавила к заблуждениям мутазилитов утверждение о сотворении Речи Всевышнего Аллаха в Его Сущности, исходя из утверждения, что Он является местом для сотворенного.

Группа аз-Зурария (последователи Зурары ибн Ааяна), также относилась к группам «мушаббиха», уподобляющих сифаты Аллаха сифатам сотворенного, утверждая сотворенный характер тех Его атрибутов, которые по роду идентичны атрибутам человека. Помимо всего этого, зуррариты полагали, что Аллах не был в вечности Живым, Знающим, Могущественным, Волеизъявляющим, Слышащим, Видящим, но стал характеризоваться этими атрибутами после того, как создал для Себя сифаты Жизни, Могущества, Знания, Воли, Слышания, Видения. Аналогично тому, как человек становится живым, могущим, слышащим, видящим, волеизъявляющим, знающим после создания в нем жизни, могущества, воли, знания, слуха и зрения.

К этим группам антропоморфистов относятся и рафидитские секты, заявлявшие, что Аллах не может обладать знанием о той или иной вещи, пока эта вещь не получит свое бытие. Поэтому они утверждали сотворенный характер Знания Аллаха, подобно сотворенному характеру знания кого-либо из людей.

Похожие материалы