Разница между акыдой Ахлю-Сунна и акыдой саляфитов

Вопрос:

Я хотел бы знать, какая акыда считается акыдой Ахлю-Сунна? Правда ли, что убеждение, согласно которому Всевышний Аллах находится везде, считается правильным? И в чём различие между акыдой саляфитов и акыдой Ахлю-Сунна?

Ответ:

Ответ на этот вопрос требует подробного разъяснения, а спрашивающему обязательно нужно обучаться у шейха, заслуживающего доверия и придерживающегося мазхаба Ахлю-Сунна ва ль-Джамаа (ашаритов и матуридитов), восходящего к двум имамам: Абуль-Хасану аль-Ашари и Абу Мансуру аль-Матуриди. Затем вопрошающий узнает акыду Ахлю-Сунны ва аль-Джамаа и те убеждения, которые противоречат ей. Если же он не может учиться напрямую, то ему как минимум следует прочитать книгу на эту тему, например, «Аль-Акыдат уль-Кудсийа» имама аль-Газали (она содержится в первом томе «Ихья улюм уд-Дин»), либо другие книги, например «Кубра аль-Йакиният иль-Кауния» доктора Мухаммада Саида Рамадана аль-Бути.

Однако всё, что не постигается полностью, не отвергается частично.

Поэтому я говорю [относительно вероубеждения Ахлю-Сунна]: все мусульмане должны верить в то, что Всевышний Аллах совершенен в Своей сущности, в Своих именах и атрибутах. Всевышний Аллах пречист от качеств, не подобающих Ему. Следовательно, пространство и время не охватывает его, напротив, он Создатель и того, и другого.

Ни Его сущность, ни Его атрибуты не похожи ни на одно творение, как и сказал Всевышний Аллах: «Нет ничего подобному Ему, и Он Слышащий, Видящий». (42:11)

Не охватывает Его небо и земля, и Всевышний Аллах не пребывает над небесами в буквальном смысле слова, однако Он над всякой вещью мощен и превосходен в своей мудрости.

В хадисе, который приводит имам Муслим, сказано, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Ты – явный, и нет ничего над Тобой, Ты – скрытый, и нет ничего под Тобой».

Также нельзя говорить, что у Аллаха есть лицо (ваджх), глаз (айн), рука (йад), стопа (кадам) в буквальном смысле, потому что буквальное значение каждого из этих слов в арабском языке означает орган (часть тела), который связан с телом и который может быть отделён от него, а Всевышний Аллах пречист от этого. А то, что касается некоторых аятов Корана и достоверных хадисов, в которых упоминаются «ваджх», «айн», «йад», и «кадам», то они (аяты и хадисы) истолковываются в том смысле, который подобает Всевышнему Аллаху.

Например, Всевышний Аллах говорит: «Все на земле смертны. Вечен лишь Лик (ваджх) Господа твоего, обладающий величием и великодушием». (55:27-28) Под словом «ваджх» в этом аяте подразумевается Сущность Всевышнего Аллаха, то есть – всё исчезнет (погибнет), кроме самого Аллаха, и ничто другое не подразумевается под этим. В арабском языке слово «ваджх» может быть использовано для обозначения объекта, если мы будем использовать буквальный смысл этого слова, то из этого вытекает разделение сущности Всевышнего Аллаха на части и возможное исчезновение некоторых частей, после которого останется только «ваджх» (лицо). Это недопустимо с точки зрения здравого смысла и Шариата, и никому нельзя иметь такие убеждения, особенно тому, у кого есть хоть капля разума и кто почитает Всевышнего Аллаха.

Другой пример – слова Всевышнего Аллаха о ковчеге нашего господина Нуха (мир ему):

«Ковчег поплыл у Нас на глазах». (54:14) Под этими словами не имеется в виду наличие у Всевышнего Аллаха глаза в его буквальном значении, и не подразумевается, что ковчег поплыл внутри него, как это может прийти на ум тем, кто не способен мыслить. Никто не поверит в это, кроме невежды, который не почитает Аллаха. Под этими словами имеется в виду успокоение сердца нашего господина Нуха (мир ему) и тех, кто был с ним на ковчеге: «Пусть вас никоим образом не пугает проявление гнева, который я обрушил на неверную общину, и, поистине, ваш ковчег плывёт среди Великого потопа под защитой и охраной Аллаха. И он не будет утоплен, как всё прочее в это время». В арабском языке слово «айн» может также означать сохранность и защиту, и это известно людям.

Убеждение, что Всевышний Аллах пребывает везде своей Сущностью – ложное, его нельзя исповедовать. Как мы говорили ранее, обязательно следует быть убеждённым в отсутствии у Всевышнего Аллаха недостатков (танзих) и признака места. Обязательно следует опровергнуть того, кто утверждает обратное, так как уподобление Творца творениям считается ложным убеждением. И невежественным простолюдинам, которые говорят: «Всевышний Аллах находится в таком-то месте», нужно обязательно разъяснить ошибочность этого выражения и указать правильное понимание.

А что касается тех, кто верит, что Всевышний Аллах находится везде своим ведением и знанием – в том смысле, что Всевышний Аллах знает о всякой вещи в любое время и в любом месте, то они имеют правильное убеждение, обязательно следует подтверждать его. Это подразумевается под словами Всевышнего Аллаха: «И Он с вами, где бы вы ни были» (57:4),  и Он с вами – он знает всё о вас, и ни одно из Его творений не скроется от Него.

Разница между акыдой Ахлю-Сунна и акыдой саляфитов (а это группа мусульман, которая причисляет себя к праведным предшественникам (саляф ус-салих) – в убеждении, но в действительности саляфиты противоречат Ахлю-Сунна во многих вопросах, некоторые из них я разъясню тут).

Саляфиты известны сегодня тем, что противоречат Ахлю-Сунна в тех вопросы, которые мы затронули ранее. Они верят в буквальность ваджха, айна, йада и кадама, а также в то, что Всевышний Аллах в буквальном значении находится над небесами Своей сущностью, при этом они аргументируют это аятами и хадисами, поверхностное значение которых указывает на это, однако они ошибаются в понимании этих текстов.

Праведные предшественники (саляф ус-салих) из числа сподвижников, табиинов и имамов, последовавших за ними, придерживались позиции отказа от буквального понимания упомянутых аятов.

Убеждение в буквальном смысле этих текстов приводит к уподоблению (ташбих), что само по себе является ложным, так как внешний смысл тех аятов и хадисов, которые были упомянуты, нужно интерпретировать так, как подобает Всевышнему Аллаху, как мы сказали об этом ранее.

Среди праведных предшественников (саляф ус-салих) были те, кто разъяснял смысл этих аятов и хадисов, были и те, кто хранил молчание и оставил знание смысла этих аятов Всевышнему Аллаху (тафвид), будучи убеждены в том, что Всевышний Аллах пречист от недостатков и ложных смыслов, которые могут указывать на какой-либо недостаток. Две эти позиции считаются правильными.

А что касается человека, который верит в буквальное понимание упомянутых аятов и хадисов, то его убеждение ложно и противоречит большинству исламских имамов по всему миру и во все времена.

Полезные книги по этой теме:

 ⁃ «Даф шубха ат-Ташбих» хафиза Ибн аль-Джаузи аль-Ханбали,

 ⁃ «Идах уд-Далиль» великого шафиитского имама Бадруддина Ибн Джамаа.

Обе книги изданы.

Похожие материалы