Шариатское решение об «ахль аль-фатра»

Введение

Хвала Аллаху, одарившему нас разумом, мир и благословение Пророку, чей призыв достиг и Запада, и Востока, всем его сподвижникам и его роду.

Очень часто спрашивают, каково шариатское решение о людях, до которых не дошел призыв Ислама. В этой небольшой работе мы постараемся разобрать основные мнения и доводы, на которые ученые опираются в этих мнениях.

Сразу хочется сказать, что это работа не посвящена модной в наше времени теме оправдания по невежеству, хотя рассматриваемый вопрос и связан с этой темой. Когда речь идет об оправдании по невежеству, это касается человека, который внешне мусульманин, однако совершает поступки, которые в Шариате считаются ширком.

Нас же будет интересовать человек, до которого не дошел призыв Ислама и который не охарактеризован как мусульманин. Каково решение о нем перед Аллахом? Иными словами, мы не рассматриваем хукмы этой жизни относительно такого человека: дозволены ли его жизнь или имущество и так далее. Нас будет интересовать участь такого человека перед Аллахом.

Мы не будем оценивать какие-то конкретные области и выносить о них решение: дошел до них призыв или не дошел. И мы не станем рассматривать условия, при соблюдении которых считается, что призыв доведен до какой-то местности, потому это задача факихов. Нас интересует исключительно вопрос по акыде: «Кем перед Аллахом будет человек, до которого не дошел призыв Ислама и который умер в этом состоянии?»

Ахль аль-фатра

Ахль аль-фатра — это люди, до которых не дошел призыв Ислама и знание о нашем Пророке, да благословит его Аллах и да приветствует, и о том, что каждый человек обязан подчиниться ему.

Ибн Касир говорит:

 (هي ما بين كل نبيين كانقطاع الرسالة بين عيسى عليه السلام ومحمد صلى الله عليه وسلم)

«Это разрыв посланничества между пророками, например, между Исой, мир ему и Мухаммадом, да благословит его Аллах и да приветствует» (2/35.).

Имам ас-Суюты говорит:

(هم الأمم الكائنة بين أزمنة الرسل الذين لم يرسل إليهم الأول، ولا أدركوا الثاني كالأعراب الذين لم يرسل إليهم عيسى ولا لحقوا النبي صلى الله عليه وسلم..

«Это общины, которые существовали между посланниками, и до которых не дошел призыв первого посланика, и которые не застали второго, подобно тем арабам, к которым не был направлен Иса, но которые не дожили до времен пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует» (Аль-Хави фи аль-фатава, 2/209).

Мнение ашаритов

Самым известным мнением среди ашаритов считается то, что ахль аль-фатра спасутся и войдут в Рай. Имам ас-Суюты говорит:

وقد أطبقت أئمتنا الأشاعرة من أهل الكلام والأصول، والشافعية من الفقهاء على أن من مات ولم تبلغه الدعوة يموت ناجياً

«И наши имамы-ашариты из [области] каляма и усуля, а также шафииты из числа факихов согласились, что тот, кто умер и до кого не дошел призыв, умрет спасшимся» (Там же, 2/202).

يقول الشيخُ العلامة » ابن الامير المالكيّ الأزهري » في حاشيتُه على شرح » عبدالسلام اللقّاني المالكي » على ( جوهرة ) والده ما نصّه :

Шейх аль-Алляма ибн аль-Амир аль-Малики аль-Азхари пишет в примечаниях к шарху Абдуссаляма аль-Лаккани аль-Малики к «Аль-Джавхарат» его отца:

[ والحقّ أنّ أهل الفترةِ ناجونَ ، وأطلق الأئمةُ ( ولو بدلوا وغيّروا وعبدوا الأصنام ) كما في حاشية » الملوي » ، وما ورد في بعضهم من العذاب : إمّا أنّه آحاد لا يعارض القطع ، أو أنّه لمعنى يَخصُّ ذلك البعض يعلمه الله تعالى .

«Истина заключается в том, что ахль аль-фатра спасутся. И имамы сказали обобщенно: «Даже если они заменили религию, изменили ее и поклонялись идолам», — как сказал об этом аль-Маляви. А что касается риваятов о наказании для некоторых из них, то либо это «ахад», которые не могут противоречить ясным доказательствам, либо это по особой причине, которая относится к конкретному человеку — и Аллах лучше знает об этом».

И это считается самой известной позицией среди ашаритов, которой обучают в матнах и шархах, но, так как в вопросах акыды нет таклида, мы попытается кратко обрисовать возражения некоторых имамов касательно этого мнения и привести детализацию. И лишь от Аллаха тауфик.

Основа в установлении «однозначности» в этом вопросе — слова Всевышнего Аллаха (смысл):

«Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе. А кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени. Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» [17:15].

  

Те, кто разделяет мнение, что все «ахль аль-фатра» спасутся, говорят, что эти слова являются «нассом», и поэтому доводы, противоречащие «нассу», отвергаются.

Тут нужно разобрать вопрос усуля о различии между «нассом» и «захиром».

 Аз-захир и ан-нас

Имам аль-Джувейни пишет в «Аль-Варакат»:

والنص ما لا يحتمل إلا معنى واحدا

«Ан-насс — то, что содержит в себе только один смысл».

والظاهر ما احتمل أمرين: أحدهما أظهر من الآخر

«Аз-захир — это то, что содержит в себе два смысла, и один из этих смыслов более очевиден».

Имам аль-Махали пишет в шархе на «Джам` аль-Джавами`»:

(الظَّاهِرُ مَا دَلَّ) عَلَى الْمَعْنَى (دَلَالَةً ظَنِّيَّةً) أَيْ رَاجِحَةً فَيَحْتَمِلُ غَيْرَ ذَلِكَ الْمَعْنَى مَرْجُوحًا كَالْأَسَدِ رَاجِحٌ فِي الْحَيَوَانِ الْمُفْتَرِسِ مَرْجُوحٌ فِي الرَّجُلِ الشُّجَاعِ وَالْغَائِطِ رَاجِحٌ فِي الْخَارِجِ الْمُسْتَقْذَرِ لِلْعُرْفِ مَرْجُوحٌ فِي الْمَكَانِ الْمُطْمَئِنِّ الْمَوْضُوعِ لَهُ لُغَةً أَوَّلًا وَخَرَجَ النَّصُّ كَزَيْدٍ ; لِأَنَّ دَلَالَتَهُ قَطْعِيَّةٌ

«Аз-захир — это то, что указывает на предполагаемый смысл (занний), то есть явный, но может подразумеваться и другой смысл (марджух). Например, слово «лев» в своем буквальном смысле указывает на животное, а в переносном — на смелого человека. И когда мы сказали «захир», то мы исключили «ан-насс», потому что указание последнего однозначно».

Итак, захир — это указание на определенный смысл, который более явен, чем другие варианты, но которые так же возможны для понимания, а «ан-насс» имеет лишь одно значение.

Поскольку «ан-насс» имеет только один смысл и его можно только отменить (насх), то поэтому все, что противоречит ему, либо слабое, либо нуждается в другом толковании.

А аз-захир может иметь несколько значений и поэтому не считается однозначным доказательством (аль-адиллях аль-кат`ия).

Теперь вернемся к нашему аяту. Он ан-насс или аз-захир?

Имам ат-Табари толкует этот аят:

يقول تعالـى ذكره: وما كنا مهلكي قوم إلا بعد الإعذار إلـيهم بـالرسل، وإقامة الـحجة علـيهم بـالآيات التـي تقطع عذرهم.

كما:
حدثنا بشر، قال: ثنا يزيد، قال: ثنا سعيد، عن قتادة، قوله: { وَما كُنَّا مُعَذّبِـينَ حتـى نَبَعَثَ رَسُولاً }: إن الله تبـارك وتعالـى لـيس يعذب أحدا حتـى يسبق إلـيه من الله خبراً، ويأتيه من الله بـيِّنة، ولـيس معذّبـاً أحداً إلا بذنبه.

«Всевышний Аллах говорит (смысл): «Мы не наказываем, пока не пошлем посланника», — то есть «Мы не уничтожаем народы, не послав к ним посланников и не установив для них довод знамениями, полностью устраняющими их оправдания, как передал нам Бишр, о чем ему сообщил Язид, о чем ему сообщил Саид от Катады: «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника», — то есть Всевышний Аллах не наказывает никого, не отправив к нему кого-то с сообщением, приносящим разъяснение от Аллаха, и не наказывает никого, кроме как за его грех»» [конец слов ат-Табари].

И толкование имама ат-Табари, что здесь имеется в виду уничтожение в этом мире, а не наказание в ахирате, выводит этот аят из числа «ан-насс». Значит, этот аят причисляется к «аз-захир», а следовательно, не может считаться доказательством «аль-кат`и».

Имам аль-Куртуби также толкует этот аят:

والجمهور على أن هذا في حكم الدنيا؛ أي أن الله لا يهلكُ أمة بعذابٍ إلا بعد الرسالة إليهم والإنذار. وقالت فرقة: هذا عام في الدنيا والآخرة،

«То есть Аллах не уничтожит общины. И большинство считает, что этот аят относится к решению в этом мире, то есть наказание полагается только после посланничества и увещевания. Часть [ученых] сказала: «Это общий аят и для этого мира (дунья), и для ахирата»».

И, как мы видим, имам аль-Куртуби ясно говорит о том, что этот аят касается решения этого мира, то есть Аллах не стирает народы с земли без увещеваний через Своих посланников, но это не касается решения ахирата.

Если мы будем этот аят относить ко всем ахль аль-фатра, тогда он вступит в противоречие с аятом (смысл):

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» [4:48].

Внешне выглядит так, будто между этими аятами есть противоречие: с одной стороны, говорится о том, что те, до кого довод пророчества не доведен, не будут наказаны, а с другой стороны, утверждается, что ширк не прощается.

Если мы возьмем первый аят как основу и им ограничим второй, и смысл получится: «Аллах не прощает ширк тем, до кого доведен довод, но прощает ВСЕХ, до кого довод не доведен». Тогда получается, что для людей ахль аль-фатра лучше оставаться в своем ширке без доведения до них довода, потому что тогда они будут прощены, а после доведения довода, скорее всего, какая-то часть, а может быть, и весьма значительная, не примет увещевание — и тогда они заслужат наказание. Но разве оставаться в ширке может быть хоть в каком-то смысле лучше, чем доведение призыва о Единобожии?!

Если же мы возьмем за основу второй аят и им ограничим первый, то получится: Аллах не наказывает тех, до кого не дошел довод, кроме как за ширк, а наказание за ширк будет касаться всех, как в этой жизни, так и в ахирате, как говорит имам Абу Ханифа и часть матуридитов. Получается, что у одних людей было больше шансов и преимуществ в познании таухида, чем у других.

Позиция матуридитов

Также имеет смысл пояснить позицию имама шейхов аль-матуридия в этом вопросе.

Ибн Абидин пишет в «Хашият»:

، فإن مات قبل مضي مدة يمكنه فيها التأمل ولم يعتقد إيمانا ولا كفرا فلا عقاب عليه ، بخلاف ما إذا اعتقد كفرا أو مات بعد المدة غير معتقد شيئا . 

«[Что касается позиции матуридитов], то, если человек умер до истечения срока, в котором он мог бы подумать [о Единственности Аллаха] и не исповедовал ни иман, ни куфр, он не будет наказан, в отличие от того, кто стал исповедовать куфр либо умер после срока [в котором он мог поразмыслить о Единстве Аллаха], ничего не исповедуя.

نعم البخاريون من الماتريدية وافقوا الأشاعرة وحملوا قول الإمام لا عذر لأحد في الجهل بخالقه على ما بعد البعثة واختاره المحقق ابن الهمام في التحرير لكن هذا في غير من مات معتقدا للكفر

Да, матуридиты из Бухары согласились с ашаритами в этом вопросе и отнесли слова имама [Абу Ханифы]: «Нет оправдания ни для кого в незнании своего Творца», — в отношении тех, кто умер после посланничества. И это мнение выбрал Ибн аль-Хумам в «Ат-Тахрир», но это не в отношении того, кто умер, исповедуя куфр.

فقد صرح النووي والفخر الرازي بأن من مات قبل البعثة مشركا فهو في النار وعليه حمل بعض المالكية ما صح من الأحاديث في تعذيب أهل الفترة بخلاف من لم يشرك منهم ولم يوحد بل بقي عمره في غفلة من هذا كله ففيهم الخلاف وبخلاف من اهتدى منهم بعقله كقس بن ساعده وزيد بن عمرو بن نفيل فلا خلاف في نجاتهم

И ан-Навави и аль-Фахр ар-Рази ясно сказали, что если человек умер мушриком до посланничества, то он в Огне. И некоторые маликиты таким образом толкуют хадисы, в которых говорится о наказании для ахль аль-фитра. Это отличается [от мнения насчет] тех, кто не совершал ширк и не исповедовал таухид, но всю свою жизнь провел в беспечности, — в отношении этих людей есть расхождение [в мнениях]. Также это отличается [от мнения насчет] людей, которые последовали истинному пути на основе своего разума, как Кайс ибн Саид, Зейд ибн Амр ибн Нуфейль, — нет расхождений [во мнениях насчет того,] что они спасены [конец слов Ибн Абидина].

И, согласно изложенной здесь позиции, совершающий куфр и ширк не прощается, даже если до него не дошел довод, но разногласия касаются человека, который не исповедовал ни ширка, ни таухида, однако у него была возможность поразмыслить над этими вопросами, но он не сделал этого.

Для понимания основ, на котором построено это мнение, необходимо обратиться к тафсиру самого имама аль-Матуриди:

وقوله — عز وجلّ -: { وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّىٰ نَبْعَثَ رَسُولاً }.

يحتمل: ما كنا معذِّبين تعذيب استئصال في الدنيا إلا بعد دفع الشبه — ودفعها عن الحجج — من كل وجه، وبعد تمامها، وإن كانت الحجة قد لزمتهم بدون بعث الرسل؛ ليدفع عنهم عذرهم من كل وجه، أو أن يكون قوله: { وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّىٰ نَبْعَثَ رَسُولاً } إفضالاً منه ورحمة، وإن كان العذاب قد يلزمهم، والحجة قد قامت عليهم، والعذاب الذي كانوا [يعذبونهم في] الدنيا ليس هو عذاب الكفر؛ لأن عذاب الكفر دائم أبداً لا انقطاع له، وهذا مما ينقطع وينفصل، لكن يعذبون بأشياء كانت منهم من العناد ودفع الآيات، وأما عذاب الكفر فهو في الآخرة أبداً لا ينقطع.

«Слова Аллаха (смысл) «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» могут означать: «Мы не наказываем их устранением с лица земли без устранения всех оправданий и сомнений, то есть после полного их опровержения. Хотя сам довод против них существует и до послания посланников, это устраняет все виды оправданий. Или же слова (смысл) «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» [указывают на] Его щедрость и милость, хотя они и заслуживают такого наказания, и сам довод против них установлен, а наказание, которое было им уготовано в этом мире, — это не наказание за куфр, потому что наказание за куфр — это вечное наказание, у которого нет окончания, а этот вид [мирского наказания] заканчивается и имеет окончание. Они наказаны за упорство в своем неверии и за отвержение знаний, а наказание за неверие будет в ахирате, которое не имеет никакого конца.

وفي الآية دلالة أن حجة التوحيد قد لزمتهم وقامت عليهم بالعقل، حيث قال: { وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّىٰ نَبْعَثَ رَسُولاً }؛ فلو لم تلزمهم لكان الرسل إذا دعوهم إلى ذلك يقولون: من أنتم ومن بعثكم إلينا؟ فإذا لم يكن لهم هذا الاحتجاج دل أن الحجة قد قامت عليهم، لكن الله بفضله أراد أن يدفع الشبه عنهم ويقطع عنهم عذرهم برسول يبعث إليهم؛ لما أن أسباب العلم بالأمور ثلاثة:

فمنها ما يعلم بظاهر الحواس بالبديهة، ومنها ما يفهم [ويعلم] بالتأمل والنظر، ومنها ما لا يعلم إلا بالتعليم والتنبيه.

В аяте заключено указание, что довод таухида установлен над ними разумом: «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника». Если бы это было не так, то, когда их пророки призывали бы, они сказали бы им: «Кто вы такие и кто вас послал?» Но, так как у них нет такого оправдания, это означает, что довод таухида уже установлен над ними, но Аллах из-за своей милости к Своим рабам хочет устранить все виды сомнений и удалить все виды оправданий, [и поэтому] послал к ним посланника, ибо есть три источника знания: то, что познается органами чувств, то, что познается через размышление и то, что познается только через обучение» [конец слов имама аль-Матуриди, рахимахуллах].

Эти важнейшие и глубокие слова имама аль-Матуриди, рахимахуллах, полностью устраняют оправдание за ширк, будь то до прихода пророков или после, а наказание, упоминаемое в аяте, имам относит к тому, что Аллах проявляет Свою милость к своим творениям, не уничтожая их в этом мире за куфр до ниспослания к ним пророков.

Также имам говорит, что самое это наказание, которое Аллах отстранил от них, не является наказанием за сам куфр, потому что куфр заслуживает вечного наказания, а наказания этой жизни конечны. Это наказание за упорство и отказ воспринимать знамения Всевышнего Аллаха.

И самое главное, на чем все это основано, — это что познание Единственности Аллаха обязательно для разума и до прихода Шариата, и именно поэтому у мушриков нет никакого оправдания перед Аллахом, ведь Господь наделил их разумом, за счет которого они способны понять, что миром управляет Единый Творец, создавший небеса и землю, а не идолы, сделанные их собственными руками.

Для более глубокого понимания позиции имама приведем еще один отрывок из его великого тафсира из толковании аята:

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» [4:48].

وأمّا عندنا: فإن الله — عز وجل — أطمع المؤمنين المغفرة ما دون الشرك، ولو كان لا يجوز في العقل المغفرة لكان لا يطمع؛ لأنه لا يجوز أن يطمع ما لا يجوز في العقل، فإذا أطمع دل أنه يجوز في العقل المغفرة لما دون الشرك، ثم له المشيئة: إن شاء عذبهم، وإن شاء عفا عنهم.

وأما إطماع المغفرة في الشرك: فإنه لا يجوز في العقل؛ لأن من اعتقد ديناً إنما يعتقده للأبد، وليس كل من ارتكب ذنباً يرتكبه للأبد؛ بل إنما يرتكبه لقضاء شهوة تغلبه، فهو يندم على إثره، لذلك قلنا: يجوز في العقل إطماع المغفرة لما دون الشرك، ولا يجوز للشرك، وبالله التوفيق.

«Согласно нашему мнению, Всевышний Аллах внушает желания рабам на прощение [грехов], кроме ширка, потому что то, что нельзя простить разуму, нельзя и внушать, потому что нельзя желать того, что согласуется с разумом. А если есть внушение в отношении чего-то, то это означает возможность для разума простить это — кроме ширка. И затем [все происходит] согласно Воле [Всевышнего Аллаха]: если пожелает, то простит, а если нет, то накажет.

А что касается внушения надежды на прощение ширка, то это недопустимо для разума, потому что исповедующий какую-то религию будет ее исповедовать всегда, но совершающий грех всегда грешит, он совершает грех для удовлетворения временных страстей, охвативших его, а затем сожалеет из-за совершенного. Именно поэтому мы говорим: можно внушать надежду на прощение грехов, кроме ширка, а в отношении ширка нельзя. И от Аллаха тауфик» [конец слов имама аль-Матуриди, рахимахуллах].

Так как познание Аллаха и Его Единственности обязательно для разума, то и прощение ширка невозможно для разума, и поэтому на это нельзя надеяться.

И поэтому, согласно пониманию имама аль-Матуриди, аят о невозможности прощения ограничивает собой аят об отсутствии наказания до прихода посланников, более того, само это наказание понимается как наказание в этой жизни, а не наказание в ахирате.

Мнение об испытании

И осталась третья позиция, заключающаяся не в том, что все ахль аль-фатра будут прощены, и не в том, что все, кто совершал ширк, будут наказана. Она заключается в том, что после воскрешения они пройдут через испытания.

В этом разделе передаются различные хадисы, которые часть ученых, например, аль-Куртуби, отвергала как недостоверные, но, так как мы не обладаем знанием в области хадиса для самостоятельного анализа этих риваятов, а внушать читателю, что у нас такое знание есть, копируя чужую работу, как это часто делают, к сожалению, студенты в наше время, нет желания, к тому же, это удлинит разбор темы. Поэтому мы ограничимся приведением слов признанных хафизов и специалистов в этой области, так как, согласно мнению ученых в области хадиса, только они имеют право высказывать мнение о достоверности или слабости хадисов.

Ибн Хаджар аль-Аскаляни пишет в «Фатх аль-Бари»:

 وقد صحت مسألة الامتحان في حق المجنون ومن مات في الفترة [ ص: 291 ] من طرق صحيحة ، وحكى البيهقي في » كتاب الاعتقاد » أنه المذهب الصحيح ، وتعقب بأن الآخرة ليست دار تكليف فلا عمل فيها ولا ابتلاء ، وأجيب بأن ذلك بعد أن يقع الاستقرار في الجنة أو النار ، وأما في عرصات القيامة فلا مانع من ذلك

«Хадисы, передающие, [что будет] испытание для умалишенного и того, кто умер в период «аль-фатра», достоверны. Имам аль-Байхакы в «Аль-Итикад» передает, что это достоверный мазхаб. И в ответ на это возражают, что ахират — это не место обязывания чему-то (дар ат-таклиф), поэтому там нет никаких дел или испытаний. И на это отвечают, что это после попадания в Рай или Ад, а что касается времени воскрешения, то тот нет ничего невозможного» [конец слов ибн Хаджара, рахимахуллах].

Ибн Касир в своем тафсире приводит около десяти хадисов, касающихся людей «фитры» и детей язычников.

ومنهم من ذهب إلى أنَّهم يمتحنون يوم القيامة في العرصات ، فمن أطاع دخل الجنة وانكشف على الله فيهم بسابق السعادة، ومن عصى دخل النار داخراً وانكشف علم الله به بسابق الشقاوة وهذا القول يجمع بين الأدلة كلها، وقد صرحت به الأحاديث المتقدمة المتعاضدة الشاهد بعضها لبعض، وهذا القول هو الذي حكاه الشيخ أبو الحسن علي بن إسماعيل الأشعري عن أهل السنة والجماعة، وهو الذي نصره الحافظ أبو بكر البيهقي في كتاب الاعتقاد، وكذلك غيره من محققي العلماء والحفاظ والنقاد. 

Среди них есть те, кто считает, что они будут испытаны в Судный День, и если подчинятся, то войдут в Рай, и раскроется знание Аллаха о предписанном им счастье, а кто ослушается, войдет в Ад, и раскроется знание Аллаха о предписанном ему несчастье. И это мнение объединяет все существующие доказательства, так как на это указывают предшествующие хадисы, которые усиливают друг друга. И это мнение приводит шейх Абу аль-Хасан Али ибн Исмаиль аль-Ашари от Ахлю-с-Сунна, и это мнение поддержал имам аль-Байхакы в книге «Аль-Итикад», а также другие ученые, хафизы и критики.

وقد ذكره الشيخ أبو عمر بن عبد البر النمري بعد ما تقدم من أحاديث الامتحان، ثم قال: ( وأحاديث هذا الباب ليست قوية ولا تقوم بها حجة، وأهل العلم ينكرونها، لأن الآخرة دار جزاء وليست بدار عمل ولا ابتلاء، فكيف يكلفون دخول النار وليس ذلك في وسع المخلوقين والله لا يكلف نفساً إلا وسعها ؟. ) 

И шейх Абу Умар ибн Абдуль-Барр ан-Намри говорит, приведя эти хадисы об испытании: «Что касается хадисов в этом разделе, то они не сильные, и их нельзя использовать как довод, и люди знания отвергли их, потому что ахират есть место воздаяния, но не место дел и испытаний. И как им может быть вменено в обязанность войти в Ад? Ведь это не под силу творениям, а раба не заставят совершать то, что ему не под силу».

(والجواب) عما قال أن أحاديث هذا الباب منها ما هو صحيح كما قد نص على ذلك كثير من أئمة العلماء، ومنها ما هو حسن ومنها ما هو ضعيف يتقوى بالصحيح والحسن،وإذا كانت أحاديث الباب الواحد متعاضدة على هذا النمط، أفادت الحجة عند الناظر فيها. 

Ответ: что касается хадисов в этом разделе, то некоторые из них достоверны, как указали имамы, некоторые — хорошие, а некоторые — слабые, но становятся сильными на основе достоверных и хороших. И когда хадисы одного раздела так усиливают друг друга, то они становятся доводом.

وأما قوله إن الدار الآخرة دار جزاء، فلا شك أنها دار جزاء، ولا ينافي التكليف في عرصاتها قبل دخول الجنة أو النار، كما حكاه الشيخ أبو الحسن الأشعري عن مذهب أهل السنة والجماعة من امتحان الأطفال وقد قال تعالى: { يَوم يكشف عن ساق ويدعون إلى السجود فلا يستطيعون } .
وقد ثبتت في الصحاح وغيرها أن المؤمنين يسجدون لله يوم القيامة، وأمَّا المنافق فلا يستطيع ذلك ويعود ظهره طبقاً واحداً كلما أراد السجود خرّ لقفاه. 
وفي الصحيحين في الرجل الذي يكون آخر أهل النار خروجاً منها، أن الله يأخذ عهوده ومواثيقه أن لا يسأل غير ما هو فيه، ويتكرر ذلك مراراً ويقول الله تعالى: ياابن آدم ما أغدرك، ثم يأذن له في دخول الجنة.

А что касается его слов: «Ахират — это место воздаяния», — то нет сомнений в том, что это место воздания, и обязывание (таклиф) во время воскрешения, до вхождения в Ад или Рай, не будет недопустимо, что передает шейх Абу аль-Хасан Али ибн Исмаиль аль-Ашари как мазхаб Ахлю-с-Сунна в отношении детей, ведь Всевышний Аллах сказал (смысл): «В тот день, когда обнажится Могущество Аллаха, их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать этого» [68:42].

Также в достоверных хадисах передается, что верующие в Судный день совершат земной поклон Всевышнему Аллаху, а что касается лицемера, то он не сможет его сделать, и каждый раз, как захочет это сделать, то его спина соберется в один уровень у его затылка.

А в двух «Сахихах» передается [хадис] о человеке, который последний выйдет из Ада.

وأما قوله: وكيف يكلفهم الله دخول النار وليس ذلك في وسعهم: فليس هذا بمانع من صحة الحديث، فإن الله يأمر العباد يوم القيامة بالجواز على الصراط، وهو جسر على جهنم أحدّ من السيف وأدق من الشعرة، ويمر المؤمنون عليه بحسب أعمالهم كالبرق وكالريح وكأجاويد الخيل والركاب، ومنهم الساعي ومنهم الماشي ومنهم من يحبو حبواً ومنهم المكدوش على وجهه في النار، وليس ما ورد في أولئك بأعظم من هذا بل هذا أطم وأعظم. 

А что касается его слов: «Как Аллах может обязать войти в Ад, ведь это не под силу человеку?» — то в этом нет преграды для достоверности хадиса, потому что Всевышний Аллах в Судный День велит своим рабам пройти по Сырату, а это мост над Адом, острее лезвия сабли и тоньше волоска. И верующие будут проходить по нему в соответствии со своими делами: как молния, ветер, как наездники на лошадях, кто-то будет идти, кто-то — ползти, а кого-то потащат лицом в Ад. И то, что [передается] в отношении них (то есть людей фатры) не более тяжело, чем это, ведь это сложнее и страшнее.

وأيضاً فقد ثبتت السنة بأن الدجال يكون معه جنة ونار، وقد أمر الشارع المؤمنين الذين يدركونه أن يشرب أحدهم من الذي يرى أنه نار، فإنه يكون عليه برداً وسلاماً، فهذا نظير ذاك، وأيضاً فإن الله تعالى أمر بني إسرائيل أن يقتلوا أنفسهم فقتل بعضهم بعضاً حتى قتلوا فيما قيل في غداة واحدة سبعين ألفاً، يقتل الرجل أباه وأخاه، وهم في عماية غمامة أرسلها الله عليهم، وذلك عقوبة لهم على عبادتهم العجل، وهذا أيضاً شاق على النفوس جداً لا يتقاصر عما ورد في الحديث المذكور، والله أعلم

Также в Сунне установлено, что у Даджаля будет свой Рай и Ад, и Всевышний Аллах велит одному из верующих испить из этого огня, а он станет для него прохладой. И это похожая ситуация. Также Всевышний Аллах повелел бану Исраиль убить самих себя. И за один день было убито около семидесяти тысяч. И человек убивал даже своего отца и брата. И они в это время находились в сумерках, которые Аллах наслал на них. И все это было наказанием за их поклонение тельцу. И это тоже было очень сложно для них, не менее сложно, чем то, что приводилось в тех хадисах» [конец слов Ибн Касира].

В этом отрывке Ибн Касир, рахимахуллах, подробно доказывает мнение о том, что ахль аль-фатра пройдут испытания. Существует два основных довода против этой позиции: что хадисы не достоверны и что ахират — это место воздания за дела, а не место испытания и совершения дел.

На первое возражение Ибн Касир отвечает, что хадисов в этом разделе много, и они различаются по достоверности, но все вместе служат доводом. Также на их достоверность указывает Ибн Хаджар аль-Аскаляни, рахимахуллах.

На второй довод против Ибн Касир очень подробно отвечает, что место воздания — это Ад и Рай, а вот испытания до этого не невозможны, более того, такого рода испытания установлены Кораном и Сунной.

Есть и четвертая позиция в этом вопросе — это ат-таваккуф, то есть остановка и отказ от какого-то мнения в этом вопросе из-за сложности и запутанности доказательств.

На это мнение указывает автор «`Авн аль-Ма`буд»:

وقال بعض العلماء التوقف في الباب هو الأسلم وهو كلام حسن والله أعلم

«И некоторые ученые отказались [вообще] от мнения в этом вопросе, и это более безопасно и очень хорошая позиция. Аллах знает лучше».

Положение детей мушриков

Также имеет смысл разобрать кратко позицию ученых в отношении детей язычников, поскольку этот вопрос косвенно связан с нашей темой. Ограничимся подробной цитатой из «Фатх аль-Бари»:

اختلف العلماء قديما وحديثا في هذه المسألة على أقوال : أحدها أنهم في مشيئة الله تعالى ، وهو منقول عن الحمادين ، وابن المبارك ، وإسحاق ، ونقلهالبيهقي في » الاعتقاد » عن الشافعي في حق أولاد الكفار خاصة ، قال ابن عبد البر : وهو مقتضى صنيع مالك ، وليس عنده في هذه المسألة شيء منصوص ، إلا أن أصحابه صرحوا بأن أطفال المسلمين في الجنة وأطفال الكفار خاصة في المشيئة ، والحجة فيه حديث : الله أعلم بما كانوا عاملين . 

«Ученые, как в древности, так и в наше время, разошлись в этом вопросе:

Первое мнение: они находятся под Волей Всевышнего Аллаха. Это передается от двух Хаммадов, Ибн Мубарака и Исхака. И это мнение аль-Байхакы в «Аль-Итикад» передает от имама аш-Шафии в отношении детей неверующих. Ибн Абдуль-Барр сказал: это вытекает из слов Малика. Хотя от него нет никаких текстов по этому вопросу, его последователи ясно сказали, что дети мусульман — в Раю, а дети неверующих находятся под Волей Всевышнего. И довод этой позиции — хадис: «Аллах лучше знает то, что они совершали».

ثانيها أنهم تبع لآبائهم ، فأولاد المسلمين في الجنة وأولاد الكفار في النار ، وحكاه ابن حزم عن الأزارقة من الخوارج ، واحتجوا بقوله تعالى : رب لا تذر على الأرض من الكافرين ديارا وتعقبه بأن المراد قوم نوح خاصة ، وإنما دعا بذلك لما أوحى الله إليه أنه لن يؤمن من قومك إلا من قد آمن .وأما حديث : هم من آبائهم أو منهم . فذاك ورد في حكم الحربي ، وروى أحمد من حديث عائشة : سألت رسول الله صلى الله عليه وسلم عن ولدان المسلمين ، قال : في الجنة وعن أولاد المشركين ، قال : في النار . فقلت : يا رسول الله ، لم يدركوا الأعمال ، قال : ربك أعلم بما كانوا عاملين ، لو شئت أسمعتك تضاغيهم في النار . وهو حديث ضعيف جدا ، لأن في إسناده أبا عقيل مولى بهية وهو متروك

Второе мнение: дети последуют за своими родителями — дети мусульман будут в Раю, а дети неверующих — в Аду. Это мнение Ибн Хазм передает от аль-азарика из числа хавариджей. И они приводят как довод слова Всевышнего (смысл): «Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя!» [71:26]. На это отвечают, что речь идет исключительно о народе Нуха, и он сделал это дуа, после того как Аллах сообщил ему (смысл): «Верующими из твоего народа будут только те, которые уже уверовали» [11:36]. А что касается хадиса, то это: «Они из числа своих родителей», — и это касается «харбиев» (неверующие, с которыми мусульмане воюют).

Также Ахмад передает от Аиши:

«Я спросила Посланника Аллаха: «Что будет с детьми верующих?» Он ответил: «Они в Раю». Я спросила: «А что будет с детьми неверных?» И он сказал: «Они в Аду». Тогда я сказала: «Но, Посланник Аллаха, ведь они ничего не совершали». И он ответил: «Твой Господь лучше знает то, что они бы совершили. И, если захочешь, могу сделать так, что ты услышишь их крики», — то есть.детей неверующих. Это очень слабый хадис, потому что в его иснаде находится Абу Укейл, вольноотпущенник Бахия, а он «матрук».

ثالثها أنهم يكونون في برزخ بين الجنة والنار ، لأنهم لم يعملوا حسنات يدخلون بها الجنة ، ولا سيئات يدخلون بها النار.

Третье мнение: в барзахе они будут между Адом и Раем, потому что они не совершали благих деяний, чтобы войти в Рай, но и не совершали грехов, чтобы войти в Ад.

رابعها خدم أهل الجنة ، وفيه حديث عن أنس ضعيف ، أخرجه أبو داود الطيالسي ، وأبو يعلى ، وللطبراني ، والبزار من حديث سمرة مرفوعا : أولاد المشركين خدم أهل الجنة . وإسناده ضعيف

Четвертое мнение: они будут прислужниками обитателей Рая. Об этом есть слабый хадис от Анаса. Его передают Абу Дауд ат-Таялиси, Абу Я`ла, ат-Табарани и аль-Баззар от Сумрата: «Дети мушриков — это прислужники обитателей Рая».

خامسها أنهم يصيرون ترابا ، روي عن ثمامة بن أشرس . 

Пятое мнение: они станут землей. Передается от Самама ибн Ашраса.

سادسها هم في النار . حكاه عياض ، عن أحمد ، وغلطه ابن تيمية بأنه قول لبعض أصحابه ، ولا يحفظ عن الإمام أصلا 

Шестое мнение: они в Аду. Это мнение Ияд передает от Ахмада, но Ибн Таймийя указал на его ошибку в этом, потому что это мнение последователей имама, но от него самого оно не передается.

 سابعها أنهم يمتحنون في الآخرة بأن ترفع لهم نار ، فمن دخلها كانت عليه بردا وسلاما ، ومن أبى عذب ، أخرجه البزار من حديثأنس ، وأبي سعيد ، وأخرجه الطبراني من حديث معاذ بن جبل . وقد صحت مسألة الامتحان في حق المجنون ومن مات في الفترة [ ص: 291 ] من طرق صحيحة ، وحكى البيهقي في » كتاب الاعتقاد » أنه المذهب الصحيح ، وتعقب بأن الآخرة ليست دار تكليف فلا عمل فيها ولا ابتلاء ، وأجيب بأن ذلك بعد أن يقع الاستقرار في الجنة أو النار ، وأما في عرصات القيامة فلا مانع من ذلك ، وقد قال تعالى : يوم يكشف عن ساق ويدعون إلى السجود فلا يستطيعون وفي الصحيحين : أن الناس يؤمرون بالسجود ، فيصير ظهر المنافق طبقا ، فلا يستطيع أن يسجد

Седьмое мнение: они будут испытаны в ахирате. Они предстанут перед огнем. И кто сможет войти в него, то для него это станет безопасной прохладой, а кто откажется, тот будет наказан. Аль-Баззар передает это от Анаса, Абу Саида, и также его приводит ат-Табарани от Муаза ибн Джабаля. Хадисы, передающие, [что будет] испытание для умалишенного и того, кто умер в период «аль-фатра», достоверны. Имам аль-Байхакы в «Аль-Итикад» передает, что это достоверный мазхаб. И в ответ на это возражают, что ахират — это не место обязывания чему-то (дар ат-таклиф), поэтому там нет никаких дел или испытаний. И на это отвечают, что это после попадания в Рай или Ад, а что касается времени воскрешения, то тот нет ничего невозможного. Ведь Всевышний Аллах сказал (смысл): «В тот день, когда обнажится Могущество Аллаха, их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать этого» [68:42]. Также в двух «Сахихах» передается, что людям будет велено совершить земной поклон, но у лицемера (мунафик) спина станет неподвижной, и он не сможет совершить земной поклон.

 ثامنها أنهم في الجنة ، وقد تقدم القول فيه في » باب فضل من مات له ولد » قال النووي : وهو المذهب الصحيح المختار الذي صار إليه المحققون ، لقوله تعالى : وما كنا معذبين حتى نبعث رسولا وإذا كان لا يعذب العاقل لكونه لم تبلغه الدعوة ، فلأن لا يعذب غير العاقل من باب الأولى ، ولحديث سمرة المذكور في هذا الباب ، ولحديث عمة خنساء المتقدم ، ولحديث عائشة الآتي قريبا 

Восьмое мнение: они будут в Раю. Мы уже приводили это мнение в разделе «Достоинство того, у кого умер ребенок». Ан-Навави сказал: Это достоверный и избранный мазхаб, которому последовали мухаккыки. Это соответствует словам Аллаха (смысл): «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника». Если не наказывают разумного, до которого не дошел призыв, то не наказывать неразумного очевиднее, согласно упомянутому хадису Сумра, а также хадису Аиши.

. تاسعها الوقف . عاشرها الإمساك . وفي الفرق بينهما دقة

Девятое мнение — остановка. Десятое — молчание. Разница между ними очень тонкая».

Заключение

Итак, мы разобрали четыре основные позиции по этому вопросу: (1) все ахль аль-фатра попадут в Рай, и это мнение очень трудно принять, затем (2) что все совершающие ширк и куфр будут в Аду, (3) затем что ахль аль-фатра ждет испытание и (4) остановка от суждения в этом сложном вопросе.

 

Похожие материалы