Шейх уль-Ислам Закария аль-Ансари

Имя и родословная

Имам, Шейх уль-Ислам Закария ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Закария аль-Ансари аль-Хазраджи ас-Сунайки аш-Шафии аль-Азхари. Его кунья – Абу Яхья, а прозвище – Зайнуддин.

Юность и образование

Он родился в 823 году по хиджре в египетском городке Сунайке и вырос в нём. Однажды через Сунайку, где родился Закария аль-Ансари, проходил праведный шейх Раби’ бин Абдулла ас-Сулами. К нему подошла женщина, умоляя помочь ей. Она сказала, что её муж умер, а управляющий городом, который является христианином, хочет забрать у неё сына и взять его себе в работники. Шейх помог ей освободить сына, а потом сказал: «Если хочешь, чтобы у него не было больше проблем с управляющим, отправь его учиться в аль-Азхар. Я же возьму на себя его содержание». Так как в маленьком городке его ожидала лишь судьба земледельца, мать согласилась отправить его на учёбу.

В 841 году Закария аль-Ансари поступил в университет аль-Азхар, выучил такие труды, как «Аль-Минхадж», «Аль-Альфия», «Аш-Шатыбия» и другие матны. Затем он вернулся в родной город, пробыл в нём недолго, затем снова вернулся в «Аль-Азхар» и начал углублённо изучать шариатские науки.

Известный учёный и праведник Абдуль-Ваххаб аш-Ша’рани, который являлся учеником Шейх уль-Ислама Закарии аль-Ансари, пишет, что тот рассказывал про себя:

«Я пришёл в аль-Азхар юношей. Ничто из мирского не отвлекало меня, и сердце своё я не связал ни с кем из людей. Я часто голодал и ночью выходил и собирал корки от арбуза, мыл их и этим довольствовался. Так я провёл долгое время, и тогда Всевышний предопределил мне встречу с одним из Его праведных рабов. Он работал на мельнице и всё время интересовался моим положением, покупал мне еду, одежду и книги. Он говорил мне: “Закария, не бойся за своё состояние, я позабочусь о тебе”. И так продолжалось несколько лет.

В одну из ночей, когда все спали, он взял меня за руку и сказал: “Идём со мной!” Он повёл меня к высокой лестнице в аль-Азхаре и сказал: “Поднимайся!” Я начал подниматься, а он всё повторял: “Поднимайся!” – пока я не достиг последней ступени. Потом он попросил меня спуститься и сказал: “О Закария, ты проживёшь долгую жизнь, переживёшь своих сверстников, и повысится твоя степень, и займёшь ты пост Шейх уль-Ислама (пост верховного шариатского судьи), и будешь ты занимать его долгое время. Ты будешь жить, пока твои ученики не займут пост Шейх уль-Ислама ещё при твоей жизни, и пока твои глаза не ослепнут”.

Я спросил: “Неужели мне не избежать слепоты?” Праведник ответил: “Нет! Не избежать”. После этого он исчез, и я больше не видел его».

И действительно, Шейх уль-Ислам Закария аль-Ансари прожил 103 года и ослеп в конце жизни.

Его нравственные качества

Шейх уль-Ислам Закария аль-Ансари был образцом для подражания того времени, обладал многими нравственными и достойными качествами. Он вёл праведный образ жизни, и ничто не отвлекало его от поклонения. Всё свободное время он отдавал поклонению Аллаху.

В глубокой старости, когда возраст его уже перевалил за сто, он совершал желательные молитвы стоя, хотя эти намазы разрешается исполнять и сидя. Он говорил: «Не хочу приучать своё тело к лени». Даже немощным стариком, будучи ещё и больным, он совершал эти молитвы стоя. Он шатался из стороны в сторону, так как из-за болезни и немощности ему было трудно контролировать своё тело, но он продолжал совершать эти молитвы стоя.

Когда один из близких спросил, почему он не совершает молитвы сидя, он ответил: «Сын мой, человек склонен к лени, я боюсь, что лень одолеет меня, и я окончу свои дни подобным образом».

Он обладал большими богатствами, но вёл аскетичный образ жизни. Его питание состояло всего лишь из одной трети лепёшки в день. И это притом, что ещё до вступления на пост верховного судьи он получал до трёх тысяч дирхамов в день.

Он был очень щедр, но всегда старался скрыть это от людей. Он до такой степени старался скрыть от посторонних свою щедрость, что некоторые не очень близко его знавшие люди думали даже, что он скуп. Он обеспечивал большое количество бедных людей пищей и всем необходимым. Да воздаст Всевышний Аллах ему благом.

Шейх Наджмуддин аль-Газзи (977–1061 гг. х.) приводит слова шейха аль-Аляи, который описывает его таким образом:

قد جمع من أنواع العلوم والمعارف والمؤلفات المقبولة ومكارم الأخلاق وحسن السمت والتؤدة والأخذ عن الأكابر ما لم يجمعه غيره

«В нём сочеталось владение разными видами наук и познаний, авторство признанных трудов, достойные нравственные качества, приятный облик и стойкость, он взял от больших учёных то, что не смог перенять другой». («Аль-Кавакиб ус-Саира», 1/200)

Хафиз ас-Сахави (831 – 902 гг. х). сказал в труде «Ад-Дау ал-Лями» (3/236):

له تهجد وتوجه وصبر واحتمال، وترك القيل والقال، وله أوراد واعتقاد وتواضع وعدم تنازع، وعمله في التودد يزيد عن الحد، ورويته أحسن من بديهته وكتابته أمتن من عبارته، وعدم مسارعته إلى الفتوى تعد من حسناته

«Он молился по ночам, терпел и переносил (трудности), стремился, не занимался болтовнёй, он совершал вирды, обладал вероубеждением, скромностью и не спорил. Его разумение лучше его интуиции, его письменная речь солиднее (выразительнее) его устной речи, а его неторопливость в вынесении фетв считается его благим качеством».

Имам ас-Суюти (849 – 911 гг. х.) пишет о нём в книге «Назм уль-‘Икъйан» (стр. 113):

لزم الجد والاجتهاد في القلم والعلم والعمل، وأقبل على نفع الناس إقراء وإفتاء وتصنيفا، مع الدين المتين، وترك ما لا يعنيه، وشدة التواضع ولين الجانب، وضبط اللسان والسكوت

«Он проявлял усердие и старание в письме, обучении и совершении дел, принося пользу людям чтением, изданием фетв и составлением трудов. Несмотря на прочную веру, он не совершал того, что его не касается, обладал огромным смирением и приятным обхождением. Контролировал свой язык и обладал умением молчать».

Вероубеждение Шейх уль-Ислама Закарии аль-Ансари

Что касается вероубеждения Закарии аль-Ансари, то он был ашаритом.

В своём комментарии к труду «Рисалят аль-Кушайрия» имам Закария аль-Ансари пишет:

إن الله ليس بجسم ولا عَرَض ولا في مكان ولا زمان

«Поистине, Аллах не является телом, акциденцией, нет для Него места и времени».

Также имам Закария аль-Ансари сказал в книге «Фатх ур-Рахман» (стр. 595):

هو تعالى منزه عن كل مكان

«Всевышний Аллах пречист от всякого места».

Тасаввуф имама Закарии аль-Ансари

Наука тасаввуф занимала в его сердце особое положение. Он вступил под руководство известного суфийского шейха Мухаммада бин Умар аль-Васиты. Он отправился к нему, дабы стать его учеником, оставался рядом с ним сорок дней и изучил у него книгу «Каваид ус-Суфия» («Правила суфиев»).

В своём комментарии к труду «Рисалят аль-Кушайрия» шейх Закария аль-Ансари даёт определение науки тасаввуф:

التصوف علم تعرف به أحوال تزكية النفوس، وتصفية الأخلاق وتعمير الظاهر والباطن لنيل السعادة الأبدية

«Тасаввуф – это наука, посредством которой познаются способы очищения порочной души (нафс), облагораживания нравов, совершенствования явного и сокрытого для обретения вечного счастья».

Шейх уль-Ислам Закария аль-Ансари глубоко разбирался в науках суфиев, и учёные обращались к нему за разъяснением нюансов, которые вызывали у них сомнение. Он говорил: «Учёный, который не обладает знаниями суфиев, подобен сухой лепёшке без всякой приправы».

Сверстники говорили, что он не добьётся успеха в шариатских науках, видя, что он отдаёт предпочтение книгам суфиев и усердствует в посещении их собраний. Но их прогнозам не суждено было сбыться, так как во всех науках, включая и шариатские, он превзошёл многих своих современников.

Его шейхи

Шейх уль-Ислам Закария аль-Ансари учился у многих учёных того времени, говорят, что их было более сотни, упомянем некоторых из них:

1. Шейх уль-Ислам Шамсуддин Мухаммад ибн Али ибн Мухаммад ибн Якуб аль-Каянити (умер в 850 г. х.). Он обучался у него фикху, усуль-аль-фикху;
2. Зайнуддин Абу Зарр Абдур-Рахман ибн Мухаммад ибн Абдуллах аз-Заркаши (умер в 846 г. х.);

3. Шейх уль-Ислам Шихабуддин Ахмад ибн Али ибн Хаджар аль-Аскаляни (умер в 852 г. х.);

4. Джалялюддин Мухаммад ибн Ахмад аль-Махалли (умер в 864 г. х.);

5. Мухийддин Мухаммад ибн Сулейман аль-Ханафи ар-Руми, более известный как аль-Кафиджи (умер в 879 г. х.);
6. Шейх уль-Ислам Сираджуддин Умар ибн Раслян аль-Булькини (умер в 868 г. х.);
7. Камалюддин Мухаммад ибн Абдуль-Вахид аль-Ханафи, более известный как Камал ибн аль-Хумам (умер в 861 г. х.).

Его ученики

Закария аль-Ансари преподавал в крупных учебных заведениях Египта. Среди известных его учеников были:

1. Шихабуддин Ахмад ар-Рамли аль-Ансари (умер в 957 г. х.);
2. Шихабуддин Ахмад ибн Хаджар аль-Хайтами (умер в  973 г. х.);
3. Абдуль-Ваххаб ибн Ахмад аш-Ша’рани (умер в 973 г. х.);
4. Бадруддин Мухаммад аль-Аляи аль-Ханафи (умер в 942 г. х.);
5. Шамсуддин Мухаммад ибн Ахмад ар-Рамли, более известный как аш-Шафии младший (умер в 1004 г. х.);
6. Шамсуддин Мухаммад ибн Ахмад аш-Ширбини аль-Хатыб (умер в 977 г. х.);
7. Камалуддин Мухаммад ибн Хамза ад-Димашки (умер в 933 г. х.);
8. Бадруддин Абу ль-Баракат Мухаммад аль-Газзий (умер в 984 г. х.);
9. Шамсуддин Мухаммад ибн Мухаммад аль-Хаскафи (умер в 971 г. х.).

Произведения Шейх уль-Ислама Закарии аль-Ансари

Его перу принадлежит более сорока книг по различным областям религиозных наук. У него имеются труды по толкованию Корана, хадисоведению, фикху, суфизму, грамматике, каляму, и др. Упомянем самые известные:

1. «Аль-Ихкам уд-Даляла аля тахрир ир-Рисаля» – комментарий на книгу «Рисалят уль-Кушейрия» имама Абдуль-Карима аль-Кушейри;
2. «Тахриру Танкых аль-Любаб» – сокращение книги «Танкых аль-Любаб» шейха Абу Зура аль-Ираки, который, в свою очередь, сократил книгу «Любаб аль-Фикх» Абу ль-Хасана Ахмада аль-Махамили;
3. «Тухфат уль-Тулляб» – комментарий к своей книге «Тахриру Танкых аль-Любаб»;
4. «Любб аль-Усуль» – сокращение книги «Джам аль-Джамави» Таджуддина ас-Субки. К этой книге Шейх уль-Ислам аль-Ансари составил комментарий «Гъаят уль-Вусуль»;
5. «Ад-Дурар ас-Суннийа» – комментарий к книге «Альфия ибн Малика» по грамматике;
6. «Ад-Дакаик аль-Мухкама» – комментарий к книге «Аль-Мукаддима аль-Джазария» по таджвиду;
7. «Шарх аш-Шамсия» – комментарий к книге «Шамсия» аль-Казвини аль-Катиби по логике;
8. «Гаят уль-Вусуль» – комментарий к книге «Аль-Фусуль аль-Муххима» Ибн аль-Хаима по наследству;
9. «Фатх уль-Илях аль-Маджид би идах шарх аль-Акаид» – субкомментарий к книге ат-Тафтазани, который, в свой очередь, написал толкование к книге «Акыдат ан-Насафия»;
10. «Фатх уль-Баки» – комментарий к книге «Альфия аль-Ираки» в науке мусталях аль-хадис;
11. «Фатх ар-Рахман бикашфи ма йаталябасу фи ль-Куран» – разъяснение аятов муташабихат в Коране;
12. «Фатх уль-Ваххаб» – комментарий к своей книге «Манхадж ат-Тулляб», которая, в свою очередь, является сокращением книги «Минхадж ут-Талибин» имама ан-Навави;
13. «Аль-Гурар аль-Бахия» – большой комментарий к книге «Манзумат ибн аль-Варди», автор которого в стихотворной форме описал книгу «Аль-Хави».

Высказывания учёных о нём

Имам Закария аль-Ансари обладал большими знаниями, за что и был прозван Шейх уль-Исламом. Он был знатоком Корана, выдающимся факихом шафиитского мазхаба.

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.), который был его учителем, сказал о нём:

وأذنت له أن يقرىء القرآن على الوجه الذي تلقاه ويقرر الفقه على النمط الذي نص عليه الإمام وارتضاه قال والله المسؤل أن يجعلني وإياه ممن يرجوه ويخشاه إلى أن نلقاه.

«Я разрешил ему преподавать Коран так, как он его выучил (изучил с другим преподавателем), и объяснять фикх таким образом, на который указал имам и которым он был доволен. Просим Аллаха сделать меня и его теми, кто надеется на Него и боится Его, пока мы не встретимся с Ним». (Ас-Сахави, «Ад-Дау ал-Лями», 3/236):

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 гг. х.) сказал о нём:

وقدمت شيخنا زكريا لأنه أجل من وقع عليه بصري من العلماء العاملين والأئمة الوارثين، وأعلى من عنه رويت من الفقهاء والحكماء المسندين، فهو عمدة العلماء الأعلام، وحجة الله على الأنام، حامل لواء مذهب الشافعي على كاهله، ومحرر مشكلاته وكاشف عويصاته في بكرته وأصائله، ملحق الأحفاد بالأجداد، المتفرد في زمنه بعلو الإسناد، كيف ولم يوجد في عصره إلا من أخذ عنه مشافهة أو بواسطة أو بوسائط متعددة، بل وقع لبعضهم أنه أخذ عنه مشافهة تارة، وعن وغيره ممن بينه وبينه نحو سبع وسائط تارة أخرى، وهذا لا نظير له في أحد من عصره، فنعم هذا التميز الذي هو عند الأئمة أولى وأحرى؛ لأنه حاز به سعة التلامذة والأتباع، وكثرة الآخذين عنه ودوام الانتفاع

«Я прибыл к нашему шейху Закарие, потому что он самый достойный, кого я видел из учёных, практикующих свои знания, и имамов, наследовавших исламское знание. Он самый возвышенный из факихов и мудрецов, передающих хадисы, от которых мне довелось передавать. Он опора выдающихся учёных, довод Аллах перед творениями, несущий знамя мазхаба имама аш-Шафии на своём плече, тот, кто решал проблематичные вопросы и раскрывал сложные моменты [мазхаба] в период его рассвета и в более поздние времена, связующие младшее поколение со старшим, единственный в своё время, состоящий в достоверной цепочке передачи, а как же иначе, ведь не было в его время иного такого, от кого все передавали бы [знания] либо устно (напрямую), либо через одного или более посредника. Некоторые передают от него хадисы напрямую, а иногда между ними до семи посредников. В этом ему не было подобных в то время, и как же прекрасно это отличие, которое является лучшим и наиболее достойным по мнению имамов, потому что посредством этого он достиг большого числа учеников, последователей и адептов, а значит, он тем самым постоянно приносит пользу». («Ан-Нур ас-Сафир», 1/64)

Шейх Абдуль-Кадир ибн Абдуллах аль-Айдарус (978 – 1038 гг. х.) так описал его в книге «Ан-Нур ас-Сафир» (стр. 111):

الشيخ الإمام العلامة شيخ الإسلام قاضي القضاة

«Шейх, имам, выдающийся учёный, Шейх уль-Ислам, главный судья».

Шейх аль-Газзи пишет в труде «Аль-Кавакиб ас-Саира» (1/196):

الشيخ الإمام، شيخ مشايخ الإسلام، علامة المحققين، وفهامة المدققين، ولسان المتكلمين، وسيد الفقهاء والمحدثين

«Шейх, имам, шейх Шейх уль-Исламов, выдающийся учёный среди исследователей (мухаккиков), глава мутакаллимов, господин факихов и мухаддисов».

Шейх Ибн аль-Имад аль-Ханбали (1032 – 1089 гг. х.) описал его таким образом в книге «Шазарат уз-Захаб» (8/134):

 شيخ الإسلام قاضي القضاة زين الدين الحافظ

«Шейх уль-Ислам, главный судья, украшение религии, хафиз».

Имам аль-Аднарави пишет в книге «Табакат аль-Муфассирин» (стр. 362):

مفتي الشافعية العالم الفاضل القاضي

«Муфтий шафиитов, учёный, достойный человек, судья».

Смерть

Шейх уль-Ислам Закария аль-Ансари умер в среду третьего числа месяца Зуль-Ка’да 926 года в возрасте около ста или более лет, после того как он потерял зрение. Его похоронили рядом с могилой имама аш-Шафии. Огромное количество людей провожали его в последний путь.

Пусть Аллах будет доволен им и воздаст ему благом от Ислама и всех мусульман! Амин.

Похожие материалы