Совершается ли суджуд сахви, если не прочесть суру после Аль-Фатихи? 

Вопрос: Известно, что суджуд сахви[1] совершается при чтении суры, читаемой в намазе после Аль-Фатихи, в неположенном для ее чтения месте. Совершается ли суджуд сахви, если не прочесть суру вовсе?

Ответ: Совершение суджуда сахви не предписано упустившему чтение суры после Аль-Фатихи, как написано в примечаниях шейха аль-Баджури к шарху Ибн Касима (1/195).

В шархе Ибн Касима написано: «Если упустить один из желательных для чтения элементов намаза, например, тасбих и тому подобные ему элементы, после упущения которых не предписано совершать суджуд сахви, то к их совершению [после упущения] не возвращаются и суджуд сахви не совершается независимо от того, упущены они намеренно или по забывчивости».

Шейх аль-Баджури поясняет, что означают слова «подобные ему элементы»: «Например, такбиры, читаемые при переходе из одного положения в другое, дополнительные суры, читаемые после Аль-Фатихи, тааввуз, дуа “ифтитах” и др…»

Также, комментируя слова «суджуд сахви не совершается», он пишет: «Если совершить суджуд сахви в этих случаях, зная о запрете, то намаз нарушается, если нет, то не нарушается, однако следует совершить ещё один суджуд сахви в качестве восполнения за ошибочно совершённый суджуд сахви».

السؤال: معلوم أن سجدة السهو مطلوبة عند نقل السورة التي بعد الفاتحة فهل هي مطلوبة عند تركها دون نقلها؟

الجواب: لا يشرع سجود السهو لمن ترك قراءة السورة بعد الفاتحة كما في «حاشية الشيخ الباجوري» (1/195) عند قول ابن قاسم:» (والهيئة) كالتسبيحات ونحوها مما لا يجبر بالسجود (لا يعود) المصلي (إليها) بعد تركها (ولا يسجد للسهو عنها) سواء تركها عمداً أو سهواً «. اهـ فقال الباجوري:» (قوله ونحوها) أي: كالتكبيرات للانتقالات وقراءة السورة والتعوذ ودعاء الافتتاح إلى آخر الهيئات المتقدمة … (قوله ولا يسجد للسهو عنها) فإن سجد عنها عالماً بطلت صلاته وإلا فلا، لكن يحصل بهذا السجود خلل يجبرُه بسجود آخر «. اهـ

[1] Суджуд сахви – два земных поклона, совершаемые перед салямом, в случае допущения ошибки в намазе.

Похожие материалы