عَنْ جَابِرٍ : أَنّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ رَأَى امْرَأَةً ، فَأَتَى امْرَأَتَهُ زَيْنَبَ ، وَهِيَ تَمْعَسُ مَنِيئَةً لَهَا ، فَقَضَى حَاجَتَهُ ، ثُمَّ خَرَجَ إِلَى أَصْحَابِهِ ، فقَالَ : إِنَّ الْمَرْأَةَ تُقْبِلُ فِي صُورَةِ شَيْطَانٍ ، وَتُدْبِرُ فِي صُورَةِ شَيْطَانٍ ، فَإِذَا أَبْصَرَ أَحَدُكُمُ امْرَأَةً فَلْيَأْتِ أَهْلَهُ ، فَإِنَّ ذَلِكَ يَرُدُّ مَا فِي نَفْسِهِ
Передается от Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), что [однажды], увидев какую-то женщину, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел к своей жене Зайнаб (бинт Джахш), которая [в тот момент] мяла кожу, и [удовлетворил свое желание с ней], а потом вышел к своим сподвижникам и сказал: «Поистине, женщина [может] приходить и уходить в образе шайтана, и если кто-нибудь из вас увидит женщину [которую он возжелает], пусть совокупится с женой, и это [удалит] то, что [запало] ему в душу» (Муслим, № 1403).
Шейх аль-Ислам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах), комментируя этот хадис, пишет:
«Слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Поистине, женщина [может] приходить и уходить в образе шайтана, и если кто-нибудь из вас увидит женщину, пусть совокупится с женой, и это [удалит] то, что [запало] ему в душу”.
В другой версии этого хадиса: “Если кому-то понравится женщина и это вызовет возбуждение в его сердце, пусть он идет к своей жене и полностью осуществит свои желания, чтобы утолить свое влечение и успокоить свое сердце”.
Эта версия разъясняет то, о чем говорится в первой. Смысл хадиса заключается в том, что желательно тому, кто увидит какую-либо женщину и возбудится, прийти к своей жене или наложнице, если таковая имеется, и совокупиться с ней, чтобы погасить свое желание, успокоить душу и сосредоточить свое сердце на том, чем оно должно заниматься.
Смысл слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Поистине, женщина приходит и уходит в образе шайтана”, как сказали ученые, в том, чтобы указать на страсти и искушения, вызываемые женщинами по той причине, что Аллах вложил в души мужчин склонность к женщинам и наслаждение от взгляда на них и то, что связано с ними. Женщина похожа на шайтана в том, что касается призыва ко злу посредством его наущений и приукрашиваний этого зла. Из хадиса мы также понимаем, что женщина должна появляться в обществе мужчин исключительно по необходимости и то, что мужчины должны опускать свой взор, чтобы не видеть ее одежды, и полностью отворачиваться от нее.
Относительно слов в хадисе: “Мяла кожу” и слов: “Что [однажды], увидев какую-то женщину, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел к своей жене Зайнаб (бинт Джахш), которая [в тот момент] мяла кожу и [удовлетворил свое желание с ней], а потом вышел к своим сподвижникам и сказал…” и до конца хадиса, ученые сказали:
“Он поступил так, чтобы указать им на то, как следует поступать, и обучил их на словах и на деле. Отсюда следует, что нет проблем, если мужчина позовет свою женщину на ложе при свете дня или в другое время, даже если она занята тем, что можно оставить, потому что возможно страсть одолеет мужчину и, если он отложит это дело, это нанесет вред его телу, или сердцу, или глазам, а Аллах знает лучше”». (См. «Шарх Сахих Муслим», 9/177)