Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки (909-974 гг. по хиджре/1504-1567 гг.) сказал:
مطلب في أن الإلهام ليس بحجة على ما هو الأرجح عند الفقهاء
وإختلف العلماء في حجية الإلهام بقيده السابق فالأرجح عند الفقهاء أنه ليس بحجة إذ لا ثقة بخواطر غير المعصوم ، وعند الصوفية أنه حجة ممن حفظه الله من سائر أعماله الظاهرة والباطنة ، والأولياء وإن لم يكن لهم العصمة لجواز وقوع الذنب منهم ولا ينافيه الولاية ، ومن ثم قيل للجنيد أيزي الوالي ؟ فقال وكان أمر الله قدرا مقدورا لكن لهم الحفظ فلا تقع منهم كبيرة ولا صغيرة غالا ، وعلى القول بحجيته هفهو ينسب إلى الله تعالى بمعنى أنه الملقى له في القلب كرامة لذلك الولي وإنعاما عليه بما يكون سببا للمذيد له أو صلاحا لغيره
«Ученые разошлись во мнениях о допустимости использования ильхама (знания, внушения от Аллаха) в качестве довода в Шариате. Преобладающее мнение среди факихов заключается в том, что ильхам не может служить доводом, потому что все люди, кроме пророков, не защищены от греха, поэтому в их мыслях нет надежности.
Но (некоторые) ученые-суфии считают, что ильхам вали (любимца Аллаха), который внешне и внутренне сохранен от греховного, (все же) может являться доводом. Любимцы Аллаха (аулия) не защищены от грехов (ма`сум), они также могут совершить грех, но, тем не менее, это не лишает их приближенности к Аллаху (вилаят).
Поэтому, когда Джунайда аль-Багдади (рахимахуЛлах) спросили: «Может ли вали совершить зина (прелюбодеяние)?» – он ответил:
“«Поистине, веление Аллаха было предопределено» (Коран, 33:38), но все же они (аулия) более сохранены от греха (чем прочие люди), поэтому в большинстве случаев они не совершают ни больших, ни малых грехов”.
Мнение о том, что ильхам может являться доводом, относят к Всевышнему Аллаху, в том смысле, что Всевышний Аллах помещает это (внушение) в сердце Своего любимца в качестве карамата, это является увеличением (блага) для него и (или) пользой для других». (Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Аль-Фатава аль-Хадисийя», с. 322)