Вспоминая праведных – Ма’руф аль-Кархи

Одним из этих праведных людей был влюблённый в добро, далёкий от бренного мира, увлечённый вечной обителью, окружённый дарами и милостью Аллаха Абу Махфуз Ма’руф аль-Кархи (ум. 200 гг. х).

Некоторые суфии говорили, что суфизм – это защита от того, что замутняет сердце, и очищение от того, что пачкает его.

Хабиб ибн аль-Хасан передал нам от аль-Фадля ибн Ахмада ибн аль-Аббаса, а тот получил от Исы ибн Джафара аль-Варрака приведённый ниже хадис, который дошел до нас также от Абдуллы ибн Мухаммада, которому передал Абдулла ибн Якуб от Ханбаля, сына Исхака, которые передали от Халяфа ибн аль-Валида, который передал от Мухаммада ибн Маслямы аль-Йами, что Ма’руф аль-Кархи сказал одному мужчине: «Уповай на Аллаха, и Он станет твоим учителем и другом, который всегда выслушает твою боль. И пусть память о смерти станет твоим неразлучным компаньоном. И знай, что лечение от всех бед, которые коснулись тебя, кроется в молчании, поскольку люди не смогут ни принести тебе пользу, ни навредить тебе, ни даровать тебе что-нибудь, ни лишить тебя чего-нибудь».

Абу Мухаммад ибн Хаййан передал нам от Ахмада ибн Руха, который передал от аль-Хусейна, сына аль-Хасана, которые передали, что Абу Бакр аль-Хаййат сказал: «Я видел во сне, что нахожусь на кладбище, а покойники сидели перед своими могилами. Перед каждым из них рос базилик. Я увидел, что среди них стоял Ма’руф Абу Махфуз, и он куда-то уходил, а потом возвращался. Я спросил его: “Абу Махфуз, что сделал с тобой твой Господь? Разве ты не умер?”. Он ответил мне: “Да, я умер”, а затем сказал следующее:

“Смерть богобоязненного – это нескончаемая жизнь,

А некоторые люди умерли, будучи живы”».

Ибрахим ибн Абдулла ибн Исхак сообщил нам, что Мухаммад ибн Исхак ас-Сакафи сообщил ему, что Абу Бакр ибн Аби Талиб сказал: «Я посетил мечеть Ма’руфа с группой из нескольких человек. Он находился в это время дома. Когда он прибыл к нам, он сказал: “Мир вам и милость Аллаха”. Мы ответили на его приветствие. Он сказал: “Пусть приветствует вас Аллах миром и пошлёт нам и вам в этом мире грусть в качестве милости”. Затем он начал петь азан, и когда он дошёл до слов: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха”, его брови и борода встали дыбом, и его начало трясти так, что я испугался, что он не завершит призыв к молитве, и он наклонился так, что чуть не упал”».

Ибрахим ибн Абдулла сообщил нам, что Мухаммад ибн Исхак сообщил ему, что Абу Бакр ибн Аби Талиб сказал: “Я слышал, как Ма’руф молится и говорит: “О Тот, кто позволил добрым людям достичь добра и помог им в совершении благих дел! Улучши нас и помоги нам стать лучше”.

Ибрахим ибн Абдулла сообщил нам, что Мухаммад ибн Исхак сказал: «Я слышал, как Али ибн аль-Муваффак говорит: “Я слышал, как Ибрахим ибн аль-Джунейд передаёт от одного из своих шейхов, что во время одной из молитв Ма’руф говорил: “О Аллах, сделай так, чтобы мы не были тщеславны перед людьми и не обольщались тем, что Ты скрываешь наши изъяны. Сделай нас теми, кто верит во встречу с Тобой, кто доволен Твоим предопределением, кто довольствуется тем, что Ты ему дал, и боится Тебя по-настоящему”».

Ахмад ибн Исхак передал нам от Мухаммада ибн Яхьи ибн Мандаха, который передал ему от Ахмада ибн Махди, сообщившего ему, что Ахмад ибн Ибрахим ад-Давраки сказал: «Когда наступило время для очередной молитвы, Ма’руф аль-Кярхи сказал Абу Тавбе: “Возглавь нашу молитву”. Он ответил: “Если я буду вашим имамом в этой молитве, то после этого я больше никогда не возглавлю молитву с вами, да защитит нас Аллах от больших и долгих мечтаний, которые препятствуют совершению лучших благодеяний”».

Мухаммад ибн Ахмад ибн Уббан передал нам от своего отца, который передал ему от Абу Бакра ибн Абида, который передал ему от Мухаммада ибн Абуль Касима, знатного сына рода Бану Хашим, который сказал: «Ма’руф аль-Кярхи сказал: “Этот бренный мир есть не что иное, как кипящий котел и зловонный нужник”».

Юсуф ибн Муса аль-Марвизи передал мне от Ибн Хубейка, который сообщил ему, что Ибрахим аль-Баккя сказал: «Я слышал, как Ма’руф аль-Кярхи говорит: “Когда Аллах хочет блага для своего раба, Он открывает перед ним двери к усердию и действию и закрывает перед ним двери бессмысленных споров. А когда Аллах хочет зла Своему рабу, Он закрывает перед ним двери к усердию и действию и открывает перед ним двери к препирательству”».

От Абдуллы ибн Мухаммада ибн Джафара передаётся, что Мухаммад ибн Ахмад ибн Асбат сообщил ему, что Исмаил ибн Аби аль-Харис сказал: «Я слышал, как Якуб, племянник Ма’руфа, говорит: “Я слышал, как мой дядя Ма’руф говорит: “Признаком того, что помощь Аллаха покинула Его раба, являются его разговоры на темы, которые его не касаются”».

От Ахмада ибн Исхака передаётся, что Мухаммад ибн Яхья ибн Мандах сообщил ему, что аль-Хасан ибн Мансур сказал: «Однажды, когда парикмахер стриг усы Ма’руфу, который в это время поминал Аллаха, он прервал его и сказал: “Я не могу подровнять тебе усы, когда ты поминаешь Аллаха”, а Ма’руф ответил ему: “Ты должен работать, а я – нет?”».

Я слышал, как Абуль Хасан ибн Муксим говорит: «Я слышал, как Абу Мукатиль Мухаммад ибн Шуджа’ говорит: “Я слышал, как Абу Бакр аз-Заджджадж говорит: “Когда Ма’руф аль-Кярхи был болен, ему сказали: “Напиши завещание”, и он ответил: “Когда я умру, отдайте эту мою одежду в качестве милостыни, ибо я хочу уйти из этого мира голым, так же, как пришёл в этот мир голым”””».

Ибрахим ибн Абдулла ибн Исхак передал нам слова Мухаммада ибн Исхака ас-Сакафи: «Я слышал, как Абу Сулейман ар-Руми говорит: “Я слышал, как Халиль ас-Саййад говорит: “Однажды мой сын Мухаммад не вернулся домой, и его мать стала сильно переживать. Тогда я пришёл к Ма’руфу и обратился к нему: “Абу Махфуз”. Он ответил мне: “Чего ты хочешь?”. Я сказал: “Мой сын пропал, и его мать сильно волнуется. Помолись Аллаху, чтобы Он вернул его ей”. Тогда он сказал: “О Аллах! Поистине, эти небеса принадлежат Тебе, эта земля принадлежит Тебе и всё, что между ними – Твоё. Приведи же его”. Халиль сказал: “Я отправился к границе Шама, и увидел там своего сына Мухаммада, который стоял в изумлении. Я окликнул его: “Мухаммад!”, и он отозвался и сказал мне: “Папа, я только что был в аль-Анбаре[1]“””».

Ибрахим ибн Абдулла передал нам слова Мухаммада ибн Исхака: «Я слышал, как Мухаммад ибн Амр ибн Мукрам ас-Сикъа говорит: “Абу Мухаммад ад-Дарир, сосед ювелира Мардавейха, сказал: “Мардавейх послал за мной человека, и я пришёл к нему. Он сказал мне: “Мой сын отсутствует уже несколько дней, и людям больно смотреть, как наши женщины плачут. Отведи нас к Ма’руфу”. Тогда я вместе с ним отправился к Ма’руфу, и мы застали его в мечети. Мардавейх поздоровался с ним. Ма’руф спросил его: “Что привело тебя, о Абу Бакр?”. Он сказал: “Мой сын отсутствует уже несколько дней, и наши женщины плачут из-за этого”. “Тогда Ма’руф сказал: “О Тот, Кто знает всё! О Тот, от Кого ничто не скроется! О Тот, чьи знания охватывают всякую вещь! Проясни нам, что произошло с этим мальчиком”, и он сказал это трижды. Потом мы покинули его. Когда же наступило утро, до утренней молитвы за мной пришёл посланник Мардавейха. Я спросил его: “Какие новости?”. Он ответил: “Мальчик объявился”. Тогда я отправился к ним, и увидел, что мальчик сидел перед Мардавейхом, и тот обратился ко мне: “Послушай эту удивительную историю”. Тогда мальчик рассказал: “Я блуждал в городе аль-Куфе. Вдруг появились две души, которые взяли меня за руку, вывели из Куфы и сказали: “Иди к себе домой”. И я не останавливался, не ел и не пил, и прошёл мимо девяти (или девяноста) колодцев. А после этого они не трогались с места, пока я не добрался до вас. Теперь накормите меня, ведь я ничего не ел, пока не вернулся к вам”””».

Ибрахим ибн Абдулла передал нам слова Мухаммада ибн Исхака ас-Сираджа: «Я слышал, как аль-Касим ибн Рух говорит: “Я слышал, как Иса, брат Ма’руфа аль-Кярхи, говорит: “Я сказал Ма’руфу аль-Кярхи: “Брат, последи за мукой, пока я отлучусь за нуждой”, и он ответил мне: “С условием, что я не откажу просящему милостыню”. Я сказал ему: “Хорошо”, предполагая, что он пожертвует примерно пригоршню муки. Но когда я вернулся, я обнаружил, что он раздал больше полутора са’а, и тогда мои щёки покраснели. Увидев меня, он сказал: “Я больше не приду сюда”, а когда я подошёл к сундуку, то увидел, что в нём нет ни одного дирхема””».

Ибрахим ибн Абдулла передал нам слова Мухаммада: «Я слышал, как аль-Касим ибн Рух говорит: “Я слышал, как Абуль Хаджадж аль-Мукри говорит: “Я был без денег, когда у меня родился ребёнок. Мой брат сказал мне: “Помолись Аллаху”. Он принялся просить Аллаха за меня, а я повторял за ним, говоря: “Амин”, но когда он затянул молитву, я незаметно покинул его. Но вдруг я услышал за своей спиной всадника, который окликнул меня. Я повернулся к нему и увидел, что в руках он держал мешочек. Он сказал мне: “Это тебе от Абу Махфуза. Трать их на дело, о котором ты сказал ему”. В мешочке было сто динаров или около того””».

Усман ибн Мухаммад аль-Усмани передал нам от Мухаммада ибн Ибрахима ибн Сулеймана, который передал ему от Мусаббиха ибн Хатима, который передал ему слова Абдуль Джаббара ибн Абдуллы: «Один из братьев Ма’руфа аль-Кярхи позвал его к праздничному столу, а в это время с Ма’руфом был некий путник. Ма’руф взял его с собой в гости. Когда же путник увидел цвета и краски, которыми был украшен праздник, он осудил это и сказал Ма’руфу: “О Абу Махфуз! Видишь ли  ты это?”, а Ма’руф ответил ему: “Я не приказывал им покупать это”. Когда путник увидел сладости, он воскликнул: “Субханаллах! Абу Махфуз! Ты что, не видишь этого?”. Ма’руф сказал ему: “Я не приказывал им готовить это”. Когда он увидел замки и корабли из сладостей, он опять упрекнул его: “Разве ты не видишь этого?”. Тогда Ма’руф сказал ему: “Ты много упрекаешь меня. Я – раб Того, Кто предопределяет мои дела, и ем то, чем Он меня накормит, и останавливаюсь там, где Он даёт мне ночлег”».

Аш-Шейх сказал: «Племянник Ма’руфа по сестре сказал: “Я сказал Ма’руфу: “О дядя, я вижу, что ты отвечаешь на приглашения всех, кто зовёт тебя в гости”, и он ответил мне: “О сын мой, твой дядя – гость, который поселяется там, где его селит Аллах””».

Усман ибн Мухаммад передал нам от аль-Мухамили, который передал ему слова Мухаммада ибн Мансура ат-Туси: «Ма’руф увидел меня с одеждой в руке, и спросил: “О Мухаммад, что ты будешь делать с этим?”. Я ответил: “Сошью из него верхнюю часть одежды”. Он сказал мне: “Сделай её короткой, и тогда ты тем самым выиграешь три вещи. Во-первых, ты соблюдёшь сунну. Во-вторых, так твоя одежда останется чистой. В-третьих, у тебя останется лишняя тряпица”».

Джафар ибн Мухаммад ибн Нусейр сообщил нам в своём письме, и Усман ибн Мухаммад аль-Усмани также передал нам от него следующие слова: «Ахмад ибн Масрук сообщил нам, что Якуб, племянник Ма’руфа аль-Кярхи, сообщил ему: “Мой дядя сказал мне: “Сынок, если у тебя есть к Аллаху какая-либо просьба, то проси Его посредством меня””».

Ахмад ибн Исхак передал нам, что Мухаммад ибн Яхья ибн Мандах передал ему от Ахмада ибн Махди, которому Ахмад ад-Давраки сообщил, что однажды Ма’руф аль-Кярхи присел у берега Тигра и совершил омовение песком. Ему сказали: «Вода рядом с тобой», а он ответил: «Возможно, я не доживу до времени, когда дойду до неё».

Умар ибн Ахмад передал нам рассказ Усмана аль-Ваиза: «Я слышал, как Абдулла ибн Мухаммад говорит: “Мухаммад ибн Мансур ат-Туси сообщил мне, что он слышал, как Ма’руф произнес такие слова: “О Аллах, я прибегаю к тебе от далёких чаяний, ведь они препятствуют совершению лучших дел””».

Умар ибн Ахмад передал нам от аль-Хасана ибн Садака, который передал ему слова Ахмада ибн Зейада: «Я слышал, как Асвад ибн Салим говорит: “Я слышал, как Ма’руф говорит: “Я слышал, как Бакр ибн Хунейс говорит: “Покупай и продавай, даже если придётся израсходовать весь свой капитал, ведь, поистине, деньги растут, подобно растениям”””».

Абдулла ибн Мухаммад ибн Джафар передал нам от Ахмада ибн аль-Хусейна аль-Хаззы, который передал ему от Ахмада ибн Ибрахима ад-Давраки, который передал ему от Сальмы ибн Гаффара, который сообщил, что Ма’руф аль-Кярхи говорил при упоминании султана: «О Аллах, не показывай нам лиц людей, на которые Ты не любишь смотреть».

Абдулла ибн Мухаммад передал нам от Ахмада ибн аль-Хусейна, который передал от Ахмада ибн Ибрахима, который передал слова Мусы ибн Ибрахима: «Я находился рядом с Ма’руфом, когда некий человек принялся злословить перед ним об одном человеке, а Ма’руф повторял ему: “Вспомни лучше хлопок, которым накроют твои глаза после смерти”».

Абдулла передал нам от Ахмада, который передал ему от Ахмада, который сказал: «Ма’руф сказал мне: “Аллах, свят Он и велик, говорит: “Любимыми Моими рабами являются бедняки, которые слушаются Моих приказов, когда слышат их. И одной из Моих милостей, которую я проявлю по отношению к ним, станет то, что Я не дарую им этот бренный мир, ибо это может заставить их отвлечься от повиновения Мне””».

Ибрахим ибн Абдулла передал нам слова Мухаммада ибн Исхака: “Я слышал, как Убейд ибн Мухаммад аль-Варрак говорит: «Абу Махфуз шёл по дороге, посреди которой была брошена палка, и он перешагнул через неё, и тогда у него спросили: “Зачем ты так поступил?”. Он ответил: “Я перешагнул через неё, чтобы не утруждать её хозяина выходить из дома”».

Он также передал: «Я слышал, как Убейд говорит: “К Ма’руфу прибыл некий мужчина из Шама, чтобы поздороваться с ним. Он сказал: “Я видел во сне, что мне приказывают пойти к Ма’руфу и поздороваться с ним, так как он – Ма’руф[2] среди обитателей земли и обитателей небес””».

Ибрахим ибн Абдулла передал нам слова Мухаммада ибн Исхака: «Я слышал, как Убейд ибн Мухаммад аль-Варрак говорит: “Иногда, когда мы сидели на собрании с Абу Махфузом, он пребывал в размышлениях и, внезапно вздрогнув, произносил: “Прибегаю к Аллаху для защиты”. И иногда он был полностью занят размышлением. И я никогда не видел, чтобы он совершал какие-либо добровольные виды поклонения, кроме пятницы, когда он совершал два лёгких добровольных ракаата”».

Он сказал: «Я слышал, как Убейд ибн аль-Варрак говорит: “Однажды, когда Ма’руф прошёл мимо водоноса, который говорил: “Пусть Аллах помилует того, кто выпьет эту воду”, он подошёл к нему и выпил его воды. Его спросили: “Разве ты не постишься?”. Он ответил: “Да, но я хотел получить его молитву””».

Абу Мухаммад передал нам слова Ахмада: «Абу Мухаммад сообщил мне: “Я слышал, как Ма’руф говорит: “Мне всё равно, что я вижу перед собой: женщину или стену””».

Ибрахим ибн Абдулла передал нам слова Мухаммада ибн Исхака: «Я слышал, как Мухаммад ибн Абдуррахман Дуст говорит: “К Ма’руфу прибыла группа людей, и они надолго засиделись у него, но он сказал: “О люди, поистине, Владыка вечен и не устаёт от того, что приводит их[3]“”».

Ибрахим ибн Абдулла передал нам от Мухаммада ибн Исхака, который передал ему слова Яхьи ибн Абу Талиба: «Я слышал, как Исмаил ибн Шаддад аль-Мукри, который много молился, сказал: “Ибн Уяйна спросил нас: “Откуда вы?”. Мы сказали: “Мы из Багдада”. Он спросил: “Как дела у того праведника?”. Мы сказали: “У какого праведника?”. Он сказал: “У Ма’руфа. Благополучие не покинет вас, пока он находится среди вас””».

Абдулла ибн Мухаммад ибн Джафар передал нам от Али ибн Рустума, который передал ему слова Ибрахима ибн Муаммара: «Я слышал, как Сабит ибн аль-Хайсам говорит: “Я слышал, как Ма’руф аль-Кярхи говорит: “Кто будет говорить каждый день по десять раз: “О Аллах, улучши общину Мухаммада и приведи её дела в порядок. О Аллах, помилуй общину Мухаммада”, того причислят к абдалям[4]“”».

Абдулла ибн Мухаммад ибн Джафар аль-Хаммаль передал нам от Ахмада ибн Халида аль-Халляля, который передал ему слова Абдуллы ибн Мухаммада аль-Ансари: «Я слышал, как Ма’руф аль-Кярхи сказал: “Один человек, покидая семью, вверил её Аллаху и произнёс такую мольбу: “О Аллах, тебе принадлежит хвала настолько, насколько велика Твоя снисходительность по отношению к Своим рабам”. На следующий год он повторил эти слова и услышал голос: “Мы ещё не успели записать награду за слова, сказанные тобой в прошлом году””».

Абдулла ибн Мухаммад передал нам от Ахмада ибн Джафара, который передал ему от Ахмада ибн Халида, который передал ему слова Абдуллы ибн Мухаммада: «Я слышал, как Ма’руф сказал: “Если человек скажет после того, как проснулся и встал с постели: “Слава Аллаху! Хвала Аллаху! Нет бога, кроме Аллаха, и я прошу Его простить меня. О Аллах, я прошу у Тебя Твоих благ и Твоей милости, ведь всё это в Твоих руках, и никто не владеет этим, кроме Тебя”, то Аллах прикажет Джибрилю, ангелу, ответственному за удовлетворение нужд рабов Аллаха: “О Джибриль! Удовлетвори нужду Моего раба””».

В письме моего отца (да помилует его Аллах) я прочитал, что Ма’руфа аль-Кярхи спросили о верности, и он сказал: «Это пробуждение души от неведения и свобода сознания от назойливости жизненных бед».

Ма’руф также сказал: «Стремление к Раю без совершения деяний – это грех, ожидание заступничества без причины – это самообман, а надежда на милость Того, Кого ты ослушался – это невежество и глупость».

Ма’руфа спросили: «Что выводит мирское из сердца?». Он ответил: «Чистая любовь и хорошие отношения с Аллахом. У чистой любви три признака: верность, независимая от страха; дарение без предшествующей просьбы; хвальба при отсутствии щедрости. А у вали Аллаха есть три признака: все их заботы и мысли об Аллахе; их деятельность касается Его; и они бегут за защитой к Нему».

Ма’руф также сказал: «Познавший Аллаха не считает, что имеет какие-то заслуги перед Богом, даже если он достиг всех благ жизни». Он часто упрекал себя, говоря: «О несчастный! Сколько же ты плачешь! Стань искренним, и тогда ты спасёшься».

Он также говорил: «Щедрость – это раздача того, что тебе необходимо, во время бедности».

Когда Ма’руф услышал, что некий человек говорит: «Ты не отблагодарил меня за мою доброту», он сказал ему: «Твоя доброта исходила от тебя без надежды на награду Аллаха, и поэтому она досталась тому, кто не поблагодарил тебя».

Аш-Шейх (да помилует его Аллах) сказал: «Ма’руф аль-Кярхи (да будет доволен им Аллах) обладал большими знаниями, и соблюдение этих знаний не оставляло ему времени для их передачи».

[1] Аль-Анбар – мухафаза на западе Ирака.

[2] Ма’руф переводится с арабского как известный, общеизвестный, одобряемый, приличный.

[3] Этими словами он подчеркнул, что гости – это милость Аллаха, от проявления которой Всевышний не устаёт, и Он может увеличить Свою милость, если пожелает.

[4] Аль-Абдаль – ед. аль-бадаль. Переводится с арабского языка как «замена». В суфизме это четвёртый уровень вали, и названы они абдалями, так как приходят на замену другим, умершим, авлия.

Похожие материалы