Темпераменты и психотипы: что о них нужно знать мусульманину

Давно было замечено, что людей можно группировать по чертам характера и с их учётом лучше понимать людей, их поступки. Еще Гиппократ выделял четыре типа темперамента: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик, каждому из которых присущи определённые черты характера. Данная классификация (с определёнными изменениями) сохранилась и до наших дней.

Анализируя, почему мусульмане выбирают те или иные джамааты или течения, приходят в Ислам или выходят из него, я пришёл к выводу, что далеко не всегда ответ кроется в том, что кто-то неправильно понял акыду или фикх, а, скорее, в психологии людей – многие ищут в Исламе удовлетворения своих психологических запросов, а не рациональных. Да и вообще, люди гораздо чаще действуют, иррационально следуя за своими эмоциями и чувствами, а уже потом пытаются натянуть на свои поступки логичные объяснения. В этом и кроется, на мой взгляд, критика некоторыми имамами логики и калама как бесполезного занятия, не приводящего к истине. Хоть сам я и сторонник метода мутакалиммов в донесении религии, должен признать, что очень часто люди не хотят признавать рациональных доказательств не только потому, что они их не понимают, но и потому что они противоречат их устоявшимся взглядам, которые они не хотят менять и признавать ошибочными.

Приведу пару примеров.

Первый связан с одним вероотступником, в прошлом он был салафитом, причём активно распространял свои взгляды, был даже администратором салафитского паблика и на хорошем счету у своих как очень «начитанный брат». Но внезапно он решил оставить Ислам, причём сделал это публично, написав у себя на странице пост, в котором, так сказать, изливал душу. Конечно, его бывшие единоверцы постарались о нём побыстрей забыть, как будто его никогда и не было. Но сам он через некоторое время стал напоминать о себе на просторах соцсетей уже как критик Ислама и воинствующий атеист, лезущий «открывать глаза» мусульманам.

У меня несколько раз была полемика с ним в соцсетях, и ему ни разу не удалось доказать верность своих новых взглядов, но он так и не вернулся в Ислам. В одной из таких бесед он разоткровенничался и сказал, что в Ислам и именно в салафизм его привлёк протестный дух и нонконформизм[1], которым обладал салафизм в начале нулевых. Но по мере распространения салафизма и роста количества его адептов стал исчезать и дух нонконформизма, а вслед за ним и его «иман». В один момент он просто понял, что то, чего он искал в религии, он больше не находит, а его бывшее окружение и интересы перестали быть ему интересны. Что и привело к разочарованию и выходу из Ислама, теперь протестный дух он находит в воинствующем атеизме и неформальных субкультурах (или на сленге: нефорстве). Он признавался, что подумывал о переходе в ашаризм, но в нём не было того нонконформизма, которого он искал, что и привело его в конечном итоге к вероотступничеству. Этот пример ярко показывает, что человек искал религию для удовлетворения своих психологических потребностей, и уже под них подстраивались рациональные доказательства. И таких людей немало.

Второй пример связан с католиком, с которым у меня некоторое время назад состоялась полемика. Желание написать изъявил он сам, он интересовался Исламом и даже подумывал о переходе, по его словам. Но его останавливала одна причина – в религии он искал в первую очередь любви, причём любви не только к Богу, но и Бога к нему. Именно поэтому его интересовал в первую очередь суфизм в его мистической вариации, с концепциями фана и инсануль камиль. Он признавал, что Ислам и ашаризм дают очень логичное и рациональное объяснение Бога, но это не то, чего он искал от религии. Религия, в которой Бог не любит, и в любви Которого нельзя раствориться, ему не была нужна. Опять же человек в данном примере руководствовался именно своими чувствами, а не разумом.

Наверняка и читатели этой статьи не раз замечали, что одних мусульман привлекает иерархичность суфизма с его беспрекословным подчинением шейху, когда можно полностью довериться авторитету и не нагружать свой мозг излишними рассуждениями.

Другим нравится протестный дух, и они идут в разного рода исламские партии, в салафиты, суруриты. Третьи имеют социофобные и мизантропические наклонности и идут в такфиристы разного разлива. Плюс на это накладываются индивидуальные психотипы, которые выражаются в категоричности и нетерпимости у одних, в поисках вечных разоблачений у других и просто удовлетворении своих властных и эгоистических амбиций у третьих.

В общем, нужно понимать что люди вступают в те или иные джамааты не только в поисках единомышленников, но и в поисках психологического комфорта. Также причастность к тем или иным группам может приводить к изменению психологического и эмоционального статуса человека, то есть делать его более категоричным и агрессивным или наоборот – более терпимым и спокойным.

Рассмотрим подробней взаимосвязь между темпераментом и поведением человека. Для этого обратимся к тем самым четырём темпераментам, выделенным ещё Гиппократом.

Холе́рик (греч. «холе» – желчь). Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстью, преодолевать значительные трудности, но в то же время неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким перепадам настроения. Этот тип темперамента характеризуется сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах и мимике. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.

Меланхолик (греч. «меланос холе» – чёрная желчь). Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легкоранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные трудности и неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Меланхолики отличаются высокой сенситивностью, эмоциональной чувствительностью и как следствие легкоранимостью. В некоторых сферах деятельности это является желательной личностной чертой, так как высокая эмоциональная чувствительность людей с меланхолическим темпераментом позволяет улавливать тончайшие эмоциональные выражения окружающих, особенно утончённых личностей.

Для меланхоликов также характерно преобладание подавленного настроения и слабая воля, проявляющаяся, например, в неуверенности в себе и нерешительности.

При неблагоприятных условиях у них может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчуждённость. В спокойной, привычной для них обстановке меланхолики могут успешно справляться с жизненными задачами.

Сангвиник (лат. «сангвис» – кровь) — это личность, характеризующаяся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции у сангвиника преимущественно положительные, они быстро возникают и быстро сменяются. Он легко приспосабливается к новым условиям и сходится с людьми. Его чувства легко возникают и сменяются новыми, ему свойственна выразительность, но иногда и непостоянство. При неблагоприятных условиях и отрицательном воспитательном влиянии эта подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков и поверхностность.

Флегматик (греч. «флегма» — мокрота, слизь). Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, спокойного, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Флегматик отличается сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. Такие люди имеют надёжную память, а их решение является продуманным, взвешенным и нерискованным.

У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение; его чувства и эмоции обычно отличаются постоянством. Флегматик с трудом переключается с одного вида деятельности на другой и плохо приспосабливается к новой обстановке. Характерно то, что новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но долго сохраняются.

Он редко выходит из себя, не склонен к конфликтам; ему свойственна ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безразличие к окружающим, лень. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бедность эмоций и склонность к выполнению однообразных привычных действий.

Безусловно, данная классификация не является единственной и общепринятой, но она приведена как одна из старейших и при этом не утратившая свою актуальность и поныне. В России и на постсоветском пространстве в психиатрии распространена шкала из 13 психотипов или акцентуаций личности, подробнее о ней можно почитать здесь.

Я надеюсь, моя статья была полезной, и тауфик лишь от Аллаха.

 

[1] Нонконформи́зм (от лат. non «не» + позднелат. conformis «подобный; сообразный») — стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе.

Похожие материалы