Я много думал над историей Фадля ибн Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), в которой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) усадил его позади себя на верховом животном в день жертвоприношения. Фадль (да будет доволен им Аллах) был красивым человеком, и когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) остановился, чтобы ответить на вопросы людей. Красивая женщина из племени хас’ам подошла к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы задать вопрос. Фадль (да будет доволен им Аллах) начал смотреть на нее, и он был впечатлен ее красотой, поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повернулся, пока Фадль (да будет доволен им Аллах) смотрел на нее, и взял за его подбородок. Тогда Фадль (да будет доволен им Аллах) отвернул от нее свой взгляд. Женщина сказала: «О посланник Аллаха! Поистине, паломничество является обязанностью рабов Аллаха, оно застало моего отца в преклонном возрасте: он не может сидеть на верховом животном, будет ли принято его паломничество, если я совершу его вместо него?» и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Да»[1].
Этот хадис приводят в качестве аргумента в пользу дозволенности открывать лицо женщине, а те, кто считают закрытие женского лица обязательным, отвечают на это по-разному, как об этом известно из соответствующих книг. Правоведы также аргументируют этим хадисом в пользу восполнения поклонений и других моментов из фикховых тем.
Но не для этого я привел этот хадис. Я привел его к тому, что привлекло мое внимание, а именно:
Этот человек — Фадль ибн Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом), почтенный сподвижник, и это был день жертвоприношения — один из величайших дней Аллаха: совершались обряды хаджа, а также он был в ихраме хаджа.
И тут — да хранит тебя Аллах — собрались вместе достойное время, достойное место и достойная личность. Добавь к этому то, что он сидел позади Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)!
После всего этого он смотрит на женщину, а Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отворачивает его взор на нее!
Я спрашиваю себя: если бы я однажды шел с одним из своих шейхов или даже с одним из своих учеников, или с кем бы то ни было из обычных людей, и мимо меня прошла бы женщина, и я бы знал, что мой спутник наблюдает за мной, посмотрел бы я на эту женщину, какой бы красоты она ни была?
Может быть я бы посмотрел на нее украдкой так, чтобы никто этого не заметил.
Может быть я бы посмотрел на нее так, чтобы в случае, если меня заметят, я бы мог оправдаться, к примеру, что я смотрю на нее с упреком из-за того, что она не покрыта, но внутри я скрыл бы восхищение ею! Или я, мол, смотрю в ее сторону в том смысле, что допускает, что я не вижу ее или не обращаю на нее внимание.
Может быть и так, если я не смог бы сделать все перечисленное, я бы и вовсе не посмотрел на нее из-за опасений за себя.
Однако, Фадль (да будет доволен им Аллах), будучи в ихраме хаджа и сидя позади Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), посмотрел на женщину!
Представь ситуацию: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вместе с тобой, а ты смотришь на женщину!
Нет сомнений, что Фадль (да будет доволен им Аллах) в достаточной степени оказывал почет Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). но как такое могло случиться?
Здесь стоит обратить внимание на то, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) относился к своим сподвижникам как к людям, а не как к ангелам: он относился к ним согласно их человеческой природе и слабости. Да, набожный человек может ослушаться Аллаха и также может совершить мерзкий поступок. Однако, как сказал Аллах, описывая качества набожных: «Совершив дурной поступок или навредив себе, вспоминают об Аллахе и попросят прощения за свои грехи. А кто прощает грехи, кроме Аллаха?! (Также они) не упорствуют в совершенном ими сознательно»[2].
Ты — почетный сподвижник, ученый с благородной родословной, твое положение высоко, ты облачен в одеяния поклонения, но вместе с этим может быть так, что ты ослушаешься Аллаха, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидит тебя, но не промолчит, видя осуждаемое, а исправит это, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) на деле отвернул лицо Фадля (да будет доволен им Аллах), однако это было исправлением (порицаемого), а не унижением.
Но этот проступок не умалит твое достоинство, пока ты борешься со своим эго. Праведники не будут тебя срамить этим и относиться к тебе с презрением, потому что общество воспитывается правильно, а его члены не являются больными. Затем они будут передавать хадис и упоминать твое имя вместе с тем, что требуемое будет достигнуто, если будет упомянута только история без твоего имени, однако они не видят в этом ничего плохого, не посчитают тебя (не соблюдающим религию) и не выведут тебя из лона (избранных и чистых людей).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) здесь не отнесся к Фадлю (да будет доволен им Аллах) жестко, не накричал, не разозлился и не отругал его. Он только отвернул его лицо, исправил порицаемое действие подобающим образом, и дело с концом. Затем он принялся отвечать этой женщине на ее вопрос!
Религиозный юноша, эго которого в один момент взяло над ним верх, и он совершил грех… ничего страшного, он не перестал от этого быть праведным и религиозным, он не упадет в глазах религиозных людей.
Другой человек, хронический алкоголик — а как известно, алкоголь – это отец всех мерзких поступков — его привели и побили (в качестве шариатского наказания за употребление спиртного), и это наказание очистило его. Затем он постоянно берется за старое, и каждый раз его бьют за это, а затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) свидетельствует за него, что он — из обитателей Рая словами: «Поистине, он любит Аллаха и Его Посланника», и запрещает остальным ругать его.
Третий, чье эго взяло над ним верх, поцеловал женщину и обнял ее, совершив с ней все, кроме полового акта. Затем он пришел и рассказал о своих действиях Абу Бакру и Умару (да будет доволен Аллах ими обоими), затем рассказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), после чего ему было сказано: «Молился ли ты с нами? Поистине, благие дела уничтожают скверные поступки».
Четвертый совершил прелюбодеяние, затем явился и признался в этом, требуя, чтобы его наказали по Шариату, то есть забили камнями до смерти! И он приносит себя в жертву ради Аллаха!
Можно долго приводить такие истории.
Это добродетельное общество, которое привлекает, а не отталкивает, которое дает надежду, а не вызывает отвращение, оно милосердное, а не жестокое, человеческое, а не ангельски чистое, реалистичное, а не притязающее на мнимую непорочность.
Здесь: человек исправляется, увеличивает свою добродетель и улучшает свое сердце и свои дела.
Здесь: вы не найдете в истинных верующих лицемерия и показухи.
Здесь: человек не будет претендовать на совершенство, к которому он не имеет отношения. Ведь когда он остается наедине с запретами Аллаха, он нарушает их, а затем идет и буянит, грешит, а затем начинает обвинять других в их грехах и жить в лицемерии или же со своими потаенными грехами, делая обычным явлением свои большие грехи и преувеличивая малые грехи других.
Здесь: вы лучше поймете то, что вы читаете в книгах по биографиям ученых, увидев часть недостатков в жизни некоторых великих людей.
Я пишу эти строки и мне вспоминается множество скверных поступков, которые рассказывали про тех, кто внешне походил на праведников, а также большие грехи, которые они совершили и от которых становится стыдно. Сами же эти люди смотрели на грехи других, словно они господа, заявляя о чистоте, к которой они не имели отношение, и праведности, которой у них не было.
Я помню мужчину с бородой, который всегда носил с собой одежду для молитвы в сумке: он надевал ее поверх своих штанов, когда хотел помолиться, чтобы не совершать молитву в одних только штанах при том, что они не были обтягивающими. Я помню, как однажды он скрыл окурки, когда я сел в машину и увидел их в пепельнице, и когда он заметил это, сказал мне: «Это от парковщика, который чистил машину!» А я знаю, что это были его окурки, а не парковщика, который не будет скрывать свои сигареты.
Я спрашиваю себя: что заставило его солгать? И что заставило его скрыть это? Это страх того, что люди отнесут его к определенной категории, будут презирать его и исключат из круга праведников, в то время как это полностью отражается в его одежде и внешности!
Поэтому один из них скрывает свой грех, пока он не привыкнет к нему и не полюбит, а этот грех повлечет за собой и другой. Затем он начнет вырождаться по-настоящему, даже если внешне будет выглядеть непорочным и придерживаться религии, а возможно станет и лицемером. Тут-то он освободит удерживаемую энергию осуждения и продолжит притязать на чистоту в отношении других, забывая о себе. Он будет обращаться с обществом по-прежнему, считая малые грехи большими, а некоторые разрешенные вещи запретными, и будет испытанием для тех, кому Аллах пожелает такого испытания.
Или он не сможет долго продолжать эту игру, и он деградирует сразу же как внутренне, так и внешне, и он оставит этот путь, который не милует тех, кто отклоняется от него, даже по поводу спорных вопросов!
Их отношение к тем, кто сбривает свою бороду или опускает свою одежду ниже щиколоток, открывает свое лицо из числа женщин или носит яркие цвета, не является странным или чем-то незнакомым для тех, кто живет среди них.
Если так (подумает человек), то что заставляет меня быть соблюдающим эту религию, приверженцы которой так чрезмерны?
Позвольте нам жить на равных, признавать наши грехи и обращаться к нам как к неприкрытым грешникам, которые не скрывают своих деяний, чтобы мы могли миловать друг друга и надеяться на милость Аллаха.
Не удивляйтесь количеству вопросов и упадку , случившемуся вследствие грехов, которые совершаются в уединении и обычно сводятся к грехам, связанным с похотью. Вместо того, чтобы они увеличивали благодатные дела и с ними обходились с мудростью, они становятся причиной полного разложения и явного порока!
Что касается Фадля (да будет доволен им Аллах), то в этом почетном положении он посмотрел на женщину и не встретил запугивания или презрения.
Что касается того, кто пил спиртное, то шариатское наказание очистило его, а сам он достиг свидетельства Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), о котором мечтают самые премного поклоняющиеся Аллаху люди и самые набожные из них, даже если они тратят ради этого свои силы, имущество и семью.
А что касается того, кто сделал с женщиной то, что сделал, то он совершил коллективную молитву, и его грехи простились.
Что касается того, и того, и того…
Бойтесь же Аллаха в том, что касается вас и ваших братьев, оценивайте дела по их мере, и вернитесь к началу, без крайности и чрезмерности, без строгости, выходящей за рамки Шариата, естества и разума.
Тогда вы встретите свою религию из ее первоисточников в понимании настоящих ученых-правоведов, а не рассказчиков историй и проповедников, у которых нет понимания и сознательности. Только у Аллаха мы просим о помощи.
[1] Аль-Бухари, № 1855.
[2] Коран, 3:135.