Верил ли имам ар-Рази в тасальсуль?

Хвала Аллаху, Господу Миров. Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его роду и всем его сподвижникам.

Одно из самых порочных воззрений шейха Такиюддина ибн Таймии — это вера в бесконечную цепь творений (тасальсуль). И если еще лет двадцать назад многие ваххабиты не верили, что их имам имел такие воззрения, то в наши дни их тактика поменялась, и они стали говорить: «А что такого? Ведь ар-Рази тоже так считал».

Во-первых, если бы имам ар-Рази так считал, то он был бы таким же заблудшим, как и ибн Таймия.

Во-вторых, если это акыда имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах) и всех имамов хадиса, как это утверждает ибн Таймия, то кто-то из них хотя бы раз должен был бы ясно и недвусмысленно высказаться об этом!

В-третьих, существует два разных вопроса: возможна ли логически предвечная цепь творений в реальности и произошло ли это на самом деле? Первый вопрос является абстрактным и ближе к логике, а второй вопрос имеет прямое отношение к акыде, потому что по этому поводу Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ясно высказался:

كَانَ اللَّهُ وَلَمْ يَكُنْ شَىْءٌ غَيْرُهُ

«Был Аллах и не было ничего, кроме него» (Аль-Бухари, № 3191)

И, в-четвертых, имам ар-Рази так не считал.

Говорит имам ар-Рази (умер в 606 г.х.) (да смилуется над ним Аллах) в книге «Аль-Мухассаль»:

اتفق المتكلمون على أن القديم يستحيل استناده إلى الفاعل، واتفقت الفلاسفة على أنه غير ممتنع فإن العالم قديم عندهم زمانا مع أنه فعل الله تعالى. وعندي أن الخلاف في هذا المقام لفظي، لأن المتكلمين لم يمتنعوا من استناد القديم إلى المؤثر الموجب بالذات. ولذلك زعم مثبتو الحال منا أن عالمية الله تعالى وعلمه قديمان مع أن العالمية والقادرية معللة بالعلم والقدرة وزعم أبو هاشم أن العالمية والقادرية والحيية والموجودية معللة بحالة خامسة مع أن الكل قديم.  وزعم أبو الحسين أن العالمية حالة معللة بالذات. وهؤلاء وإن كانوا يمتنعون عن إطلاق لفظ القديم على هذه الأحوال، ولكنهم يعطون المعنى في الحقيقة. وأما الفلاسفة فإنهم إنما أسندوا العالم القديم إلى البارئ تعالى لكونه عندهم موجبا بالذات حتى لو اعتقدوا فيه كونه فاعلا بالاختيار لما جوزوا كونه موجِدا للعالم القديم. فظهر من هذا اتفاق الكل على جواز استناد القديم إلى الموجب القديم وامتناع استناده إلى المختار

«Единогласны мутакаллимы в том, что предвечное существование не может в своем существовании опираться на кого-то, а философы едины в том, что это не является невозможным.

И они считают мир предвечным во времени, хотя они верят, что это — творение Всевышнего Аллаха.

Мое же мнение тут в том, что это словесное разногласие, потому что мутакаллимы не отрицали возможность опоры предвечного на действующего по своей природе. И именно поэтому верящие в существование промежуточных состояний между существованием и несуществованием (аль-хал) из числа наших последователей (то есть ашаритов) считали, что и знание Аллаха предвечно и то, что Он является Знающим (аламият), тоже предвечно, хотя то, что Всевышний Аллах является Знающим определяется тем, что у Него есть Знание.

Абу Хашим (мутазилит) же считал, что то, что Всевышний Аллах является Знающим, Могущественным, Живым и Существующим, определяется пятым состоянием, хотя все они являются предвечными.

Абу аль-Хусейн (мутазилит) же считал, что то, что Всевышний Аллах является Знающим, определяется Его сущностью.

И они (мутазилиты), хоть и отвергают употребление слова “предвечный” в отношении этих состояний, но они фактически делают это по смыслу.

Философы же предвечный мир относили ко Всевышнему Аллаху, потому что они считали Его творящим по природе, а если бы они верили, что Аллах творит по воле и желанию, они не приняли бы то, что Он создает предвечный мир.

Отсюда мы видим, что все стороны согласны о допустимости опоры предвечного на другого предвечного, творящего по природе, и недопустимости этого в отношении предвечного, творящего по выбору». (Наджмуддин аль-Катиби, «Аль-Муфассаль шарх аль-мухассаль», 1/364)

Если вкратце суммировать эти слова имама ар-Рази (да смилуется над ним Аллах), то он говорит о том, что с его точки зрения вопрос разногласия между учеными калама и философами о существовании предвечного мира заключен не в том, что это абсурд с точки зрения разума или нет, а в том, что мутакаллимы верили, что Всевышний Аллах творит на основе воли, а философы  — по природе, и поэтому они приходили к разным выводам в этом вопросе.

Этот вопрос имеет прямое отношение к тасальсулю.

Далее имам ар-Рази (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وأما القول بقديم سوى ذات الله تعالى وصفاته فقد اتفق المسلمون على إنكاره، لكنهم عولوا فيه على السمع، لأن دليل التمانع لا يدل إلا على نفي إلهين وأما على نفي قديم غير قادر ولا حي فلا

«Что касается предвечности чего-либо, кроме Аллаха и Его атрибутов, то все мусульмане единогласно это отвергали, опираясь в этом на священные тексты, потому что доказательство абсурдности существования двух божеств — это довод о невозможности существования двух, но это не довод о том, что вместе с Аллахом может существовать предвечное существование, которое не обладает ни жизнью, ни могуществом». (Наджмуддин аль-Катиби, «Аль-Муфассаль шарх аль-мухассаль», 1/367)

В этим словах имама ар-Рази (да смилуется над ним Аллах) мы видим, что он приводит единогласие всех ученых Ислама о том, что материальный мир имеет абсолютное начало, но, в отличие от других ученых, считает, что сам рациональный довод об этом является слабым, а реальным доказательством являются тексты Корана и Сунны.

Обобщая все сказанное, его позиция заключена в следующем: тасальсуль логически возможен, но в реальности не имеет места, потому что тексты Корана и Сунны указывают на то, что материальный мир имеет абсолютное начало.

Похожие материалы