Нужно ли заново совершать витр-намаз, если после него выстаивал ночные молитвы?

Тому, кто совершил витр, а затем выстаивал ночные молитвы, не следует повторно совершать витр, — если же совершит, то молитва будет недействительна. Доводом этому служит хадис, переданный Абу Давудом, в котором Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لا وتران في ليلة

«Не совершается два витра в одну ночь».

Имам ибн Раслян пишет в «Шарх Сунан Аби Дауд» (7/104):

معناه: أن من أوتر ثم صلى [بعد ذلك لا يعيد الوتر، لما تقدم عن الشعبي: أمرنا بالإبرام ولم نؤمر بالنقض. وذكر في “الإحياء” أنه صح النهي عن نقض الوتر

«Смысл в том, что тот, кто совершил витр, а затем помолился [после этого], не должен повторно совершать витр, согласно тому, что передано от аш-Шааби: “Нам было велено завершать (молитву), но не было велено нарушать [ее]”. В “Ихья улюм ад-Дин” сообщается, что достоверно установлен запрет на нарушение (в данном случае имеется в виду повторное совершение — прим. ред.) витра».

Имам ан-Навави пишет в «Аль-Маджму’» (4/16):

إذَا أَوْتَرَ ثُمَّ أَرَادَ أَنْ يُصَلِّيَ نَافِلَةً أَمْ غَيْرَهَا فِي اللَّيْلِ جَازَ بِلَا كَرَاهَةٍ وَلَا يُعِيدُ الْوِتْرَ

«Если человек совершит витр, а затем пожелает совершить дополнительную молитву или какую-либо другую [молитву] ночью, — это дозволено без какой-либо нежелательности. И он не совершает витр повторно».

Имам аль-Хатыб аш-Ширбини пишет в «Мугни аль-Мухтадж» (1/453):

فَإِنْ أَوْتَرَ ثُمَّ تَهَجَّدَ) وَكَذَا إنْ لَمْ يَتَهَجَّدْ (لَمْ يُعِدْهُ) أَيْ الْوِتْرَ ثَانِيًا: أَيْ لَا يُسَنُّ لَهُ إعَادَتُهُ لِخَبَرِ «لَا وِتْرَانِ فِي لَيْلَةٍ» وَالْأَصْلُ فِي الصَّلَاةِ إذَا لَمْ تَكُنْ مَطْلُوبَةً عَدَمُ الِانْعِقَادِ فَلَوْ أَوْتَرَ ثَانِيًا لَمْ يَصِحَّ وِتْرُهُ (وَقِيلَ يَشْفَعُهُ بِرَكْعَةٍ) أَيْ يُصَلِّي رَكْعَةً حَتَّى يَصِيرَ وِتْرُهُ شَفْعًا ثُمَّ يَتَهَجَّدَ مَا شَاءَ (ثُمَّ يُعِيدُهُ) كَمَا فَعَلَ ذَلِكَ ابْنُ عُمَرَ وَغَيْرُهُ لِيَقَعَ الْوِتْرُ آخِرَ صَلَاتِهِ

«Если человек совершит витр, затем совершит тахаджуд (и так же, если не совершит тахаджуд), то он не повторяет витр второй раз, то есть для него не является сунной его повторение, согласно хадису: “Не совершается два витра в одну ночь”. Основной принцип в отношении молитвы состоит в том, что если она не является требуемой (обязательной), то [повторное ее совершение] не считается действительным. Поэтому если кто-то совершит витр второй раз, [этот второй раз] будет недействительным.

И было передано (слабое мнение): “Следует добавить один ракаат, то есть совершить один ракаат, чтобы [количество ракаатов в витре] стало четным, затем совершить тахаджуд — сколько [ракаатов человек] пожелает, — после чего повторить витр. Так поступали ибн Умар и другие, чтобы витр оказался последней молитвой”».

Похожие материалы