Выравнивание рядов в намазе

Сообщается со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

سَوُّوا صُفُوفَكُمْ، فَإِنَّ تَسْوِيَةَ الصُّفُوفِ مِنْ إِقَامَةِ الصَّلَاةِ

«Выравнивайте ваши ряды (в намазе), ибо, поистине, выравнивание рядов — это один из признаков полноценного намаза»[1].

Также передал Бушайр ибн Ясар аль-Ансари от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что когда он приехал в Медину, у него спросили:

ما أنكرت منا منذ يوم مَا أَنْكَرْتَ مِنَّا مُنْذُ يَوْمِ عَهِدْتَ رَسُولَ اللهِ ﷺ؟ قَالَ: مَا أَنْكَرْتُ شَيْئًا إِلَّا أَنَّكُمْ لَا تُقِيمُونَ الصُّفُوفَ

«“Что ты (находишь) у нас порицаемым (по сравнению со временем), когда ты был с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?” Он ответил: “Ничего не (нахожу) порицаемым, если не считать того, что вы не выравниваете свои ряды (в намазе)”»[2].

Имам ибн Дакикъ аль-‘Ид (ум. 702 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

تَسْوِيَةُ الصُّفُوفِ: اعْتِدَالُ الْقَائِمِينَ بِهَا عَلَى سَمْتٍ وَاحِدٍ. وَقَدْ تَدُلُّ تَسْوِيَتُهَا أَيْضًا عَلَى سَدِّ الْفُرَجِ فِيهَا، بِنَاءً عَلَى التَّسْوِيَةِ الْمَعْنَوِيَّةِ. وَالِاتِّفَاقُ عَلَى أَنَّ تَسْوِيَتَهَا بِالْمَعْنَى الْأَوَّلِ وَالثَّانِي أَمْرٌ مَطْلُوبٌ. وَإِنْ كَانَ الْأَظْهَرُ: أَنَّ الْمُرَادَ بِالْحَدِيثِ الْأَوَّلِ. وَقَوْلِهِ – صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ – ” مِنْ تَمَامِ الصَّلَاةِ ” يَدُلُّ عَلَى أَنَّ ذَلِكَ مَطْلُوبٌ. وَقَدْ يُؤْخَذُ مِنْهُ أَيْضًا: أَنَّهُ مُسْتَحَبٌّ، غَيْرُ وَاجِبٍ. لِقَوْلِهِ ” مِنْ تَمَامِ الصَّلَاةِ ” وَلَمْ يَقُلْ: إنَّهُ مِنْ أَرْكَانِهَا، وَلَا وَاجِبَاتِهَا. وَتَمَامُ الشَّيْءِ: أَمْرٌ زَائِدٌ عَلَى وُجُودِ حَقِيقَتِهِ الَّتِي لَا يَتَحَقَّقُ إلَّا بِهَا فِي مَشْهُورِ الِاصْطِلَاحِ. وَقَدْ يَنْطَلِقُ بِحَسَبِ الْوَضْعِ عَلَى بَعْضِ مَا لَا تَتِمُّ الْحَقِيقَةُ إلَّا بِهِ.

«Выравнивание рядов — это когда стоящие в намазе становятся ровно на одной линии. Также под “выравниванием” может пониматься закрытие промежутков между людьми в ряду, если основываться на смысловом значении. У ученых есть единогласие в том, что оба вида выравнивания — и внешнее (ровная линия), и смысловое (отсутствие промежутков) — являются желательными и требуемыми. Однако более очевидно, что в хадисах прежде всего имеется в виду первый смысл. Слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “…из признаков полноценного намаза” указывают на то, что это — предписанное действие. Но из этих слов также можно понять, что оно относится к категории желательных, а не обязательных (ваджиб) действий. Ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “…из признаков полноценного намаза…”, а не сказал: “это один из ее столпов (рукнов)” или: “это одно из ее обязательных условий”. А “полноценность” вещи в известной терминологии означает то, что является дополнением к ее осуществлению, (но) без чего сама ее суть уже возможна и действительна. Однако иногда этот термин может указывать и на то, без чего сама суть уже не будет считаться полноценной»[3].

Аль-Бара ибн ‘Азиб (да будет доволен им Аллах) передает:

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَتَخَلَّلُ الصَّفَّ مِنْ نَاحِيَةٍ إِلَى نَاحِيَةٍ، يَمْسَحُ صُدُورَنَا وَمَنَاكِبَنَا وَيَقُولُ: لاَ تَخْتَلِفُوا فَتَخْتَلِفَ قُلُوبُكُمْ

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ходил между рядами от начала до конца и проводил рукой по нашей груди и плечам со словами: “Не расходитесь, а иначе ваши сердца отдалятся друг от друга”»[4].

Имам ибн Раслян (ум. 844 г. х.) (да смилуется над ним Аллах), комментируя этот хадис, пишет:

لأن مخالفتهم في الصفوف مخالفة في ظواهرهم، واختلاف الظواهر سبب لاختلاف البواطن.

«Ибо их разногласие в рядах есть разногласие во внешнем, а различие во внешнем становится причиной различия во внутреннем»[5].

Многие молящиеся проявляют небрежность в выравнивании рядов, их упорядоченности и завершенности, хотя это великая сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Она указывает на прямоту и умеренность внешне — так же, как это требуется и во внутреннем состоянии. Она также подчеркивает важность порядка в жизни мусульманина в целом и в поклонении в частности.

Наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) постоянно выравнивал ряды перед началом намаза и многократно наставлял сподвижников (да будет доволен ими Аллах) заботиться об этом: иногда побуждая, а иногда предостерегая. Таким образом, это стало утвержденной сунной, выраженной как в словах, так и в действиях, обращенной как к имаму, так и к тем, кто молится за ним.

Опасность пренебрежения выравниванием рядов

Сообщается со слов Ну‘мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لَتُسَوُّنَّ صُفُوفَكُمْ، أوْ لَيُخَالِفَنَّ اللَّهُ بَيْنَ وُجُوهِكُمْ

«Либо вы будете выравнивать ваши ряды, либо Аллах разобщит ваши лица»[6].

Этот хадис является прямым указанием на необходимость соблюдать порядок в намазе и выравнивать ряды. Пренебрежение этим приводит к разладу сердец, ослаблению единства и открывает шайтану путь к людям. Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерег нас, сообщив, что оставление выравнивания рядов не только портит внешний вид намаза, но и отражается на внутреннем состоянии всей общины.

Заполнение и уплотнение рядов

Сообщается от Джабира ибн Самуры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«أَلَا تَصُفُّونَ كَمَا تَصُفُّ الْمَلَائِكَةُ عِنْدَ رَبِّهَا؟» قَالَ، قُلْنَا: وَكَيْفَ تَصُفُّ الْمَلَائِكَةُ عِنْدَ رَبِّهَا؟ قَالَ: «يُتِمُّونَ الصُّفُوفَ الْأُوَلَ، وَيَتَرَاصُّونَ فِي الصَّفِّ»

«Почему вы не выстраиваетесь так, как выстраиваются ангелы перед своим Господом?” Мы спросили: “А как выстраиваются ангелы перед своим Господом?”. Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Они заполняют первые ряды и выравниваются (в них)»[7].

В этом хадисе содержится побуждение и наставление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) уделять внимание завершению рядов в намазе, их выравниванию и плотному смыканию. Ведь это является признаком единства уммы, ее согласованности в следовании одной религии и за одним имамом.

Уплотнение (التراص) означает сближение, стояние плечом к плечу и отсутствие разрывов, подобно крепкому строению. На это указывает и аят Всевышнего Аллаха:

إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الَّذِينَ يُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِهِ صَفًّا كَأَنَّهُم بُنْيَانٌ مَّرْصُوصٌ

«Аллах, поистине, любит тех, кто воюет на Его пути единым рядом, будто крепкое строение»[8].

Имам Абу Бакр ад-Димьяты (ум. 1300 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

ومن السنن المهملة المغفول عنها تسوية الصفوف والتراص فيها، وقد كان عليه الصلاة والسلام يتولى فعل ذلك بنفسه، ويكثر التحريض عليه والأمر به، ويقول: لتسون صفوفكم أو ليخالفن الله بين قلوبكم. ويقول: إني لأرى الشياطين تدخل في خلل الصفوف. يعني بها: الفرج التي تكون فيها. فيستحب إلصاق المناكب مع التسوية، بحيث لا يكون أحد متقدما على أحد ولا متأخرا عنه، فذلك هو السنة. ويتأكد الاعتناء بذلك، والأمر به من الأئمة، وهم به أولى من غيرهم من المسلمين فإنهم أعوان على البر والتقوى، وبذلك أمروا، قال تعالى: (وتعاونوا على البر والتقوى، ولا تعاونوا على الإثم والعدوان) فعليك – رحمك الله تعالى – بالمبادرة إلى الصف الأول، وعليك برص الصفوف وتسويتها ما استطعت، فإن هذه سنة ثابتة من سنن رسول الله – صلى الله عليه وسلم -، من أحياها كان معه في الجنة، كما ورد.

«Среди забытых и оставленных сунн — выравнивание рядов и их уплотнение. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сам лично занимался этим, часто настоятельно побуждал к этому и повелевал, говоря: “Вы непременно должны выравнивать свои ряды, иначе Аллах непременно внесет разлад между вашими сердцами”. А также говорил: “Поистине, я вижу, как шайтан входит в промежутки рядов”, имея в виду промежутки, которые остаются в них. Поэтому рекомендуется, чтобы плечи соприкасались при выравнивании, так чтобы никто не стоял впереди или позади другого, — именно это и является сунной. Особенно важно, чтобы имамы уделяли внимание этому и приказывали выравнивать ряды, так как они больше других обязаны быть помощниками в добре и богобоязненности. Всевышний Аллах сказал: “Помогайте же друг другу в хорошем (в благих делах) и богобоязненности”[9]. Поэтому тебе, да смилуется над тобой Аллах, следует спешить к первому ряду, а также стараться уплотнять и выравнивать ряды, насколько это возможно. Ведь это — утвержденная сунна Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Тот, кто оживит ее, будет вместе с ним в Раю, как об этом передано»[10].

Шейх аль-Ислям Закарья аль-Ансари (ум. 926 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

(ويستحب قبل التكبير) للإحرام (أن يأمرهم الإمام بتسوية الصفوف) كأن يقول استووا رحمكم الله، أو سووا صفوفكم لخبر الصحيحين «اعتدلوا في صفوفكم وتراصوا فإني أراكم من ورائي»

«Желательно перед такбиром для вступления в намаз имаму повелеть выравнивать ряды. Например, сказав: “Встаньте ровно, да помилует вас Аллах” или: “Ровняйте ваши ряды”, основываясь на хадисе, переданном в двух “Сахихах” (аль-Бухари и Муслима): “Выравнивайте ваши ряды и вставайте плотнее друг к другу. Так как я вижу вас позади себя”»[11].

Поэтому молящимся за имамом надлежит слушаться имама в его указаниях относительно завершения рядов, их выравнивания и уплотнения, не проявляя недовольства или раздражения. Напротив, они должны быть помощниками своему имаму и остальным молящимся в этом вопросе.

Старайтесь следовать этой великой сунне и призывать к ней других, дабы обрести награду за ее соблюдение и оживление сунны Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

 

 

[1] Аль-Бухари и Муслим.

[2] Аль-Бухари.

[3] «Ихкам уль-ахкам» (1/217).

[4] Абу Давуд.

[5] «Шарх ас-Сунан Аби Давуд» (4/151).

[6] Аль-Бухари и Муслим.

[7] Ибн Маджа.

[8] Коран (61:4).

[9] Коран (5:2).

[10] «И‘анат ат-талибин» (2/44-45).

[11] «Асна аль-маталиб» (1/228).

Похожие материалы