Закрытие глаз во время намаза

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Относительно вопроса о закрытии глаз во время намаза у учёных имеются разногласия, одни считали это нежелательным действием, другие дозволяли его. Согласно шафиитскому мазхабу, закрытие глаз при намазе считается нежелательным действием, если это причиняет вред молящемуся. Если закрытие глаз не причиняет вреда и способствуют смиренности во время совершения намаза, то в этом нет нежелательности.

Имам Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави (631–676 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

والمختار أنه لا يكره إذا لم يخف ضررا لأنه يجمع الخشوع وحضور  القلب ويمنع من إرسال النظر وتفريق الذهن

«Согласно избранному мнению, в этом нет нежелательности, если молящийся не опасается вреда, потому что закрытие глаз способствует присутствию сердца и смиренности в намазе, препятствует взглядам по сторонам и рассеянности». («Аль-Маджму’», 3/314)

Имам Аль-Хатыб аш-Ширбини (умер в 977 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

(وقيل: يكره تغميض عينيه) قاله العبدري من أصحابنا تبعا لبعض التابعين؛ لأن اليهود تفعله، ولم ينقل فعله عن النبي — صلى الله عليه وسلم — ولا عن أحد من الصحابة — رضي الله تعالى عنهم -، وقد ورد في النهي عنه حديث ضعيف كما أشار إليه البيهقي (وعندي لا يكره) عبر في الروضة بالمختار (إن لم يخف) منه (ضررا) على نفسه أو غيره لعدم ورود نهي فيه كما مر فإن خاف منه ضررا كره. قال ابن النقيب:، وينبغي أن يحرم في بعض صوره، وأفتى ابن عبد السلام بأنه إذا كان عدم ذلك يشوش عليه خشوعه أو حضور قلبه مع ربه فالتغميض أولى من الفتح

«Некоторые учёные сказали, что нежелательно закрывать глаза (при намазе) по той причине, что так поступали иудеи, об этом сказал аль-‘Абдари[1] из числа наших учёных-шафиитов, последовав в этом за некоторыми таби’инами. И не передаётся об этом действии ничего ни от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ни от одного сподвижника (да будет доволен ими Аллах), но запрет на это имеется в слабом хадисе, как на это указал аль-Байхаки».

[Далее имам ан-Навави пишет]: “По моему мнению, в этом нет нежелательности”. А в книге “Ар-Равдат” назвал это мнение избранным в том случае, если молящийся не опасается вреда для себя либо для других, из-за отсутствия запрета на это, как ранее было упомянуто. Если молящийся опасается вреда, то нежелательно закрывать глаза.

Ибн ан-Накиб[2] сказал: “В некоторых ситуациях это даже запрещено”, а Ибн Абдус-Салям вынес фетву о том, что если открытые глаза мешают (препятствуют) покорности и смиренности сердца молящегося перед Господом, то в таком случае предпочтительнее закрывать глаза». («Мугни аль-Мухтадж», 1/390)

Старайтесь приучить себя не делать намаз с закрытыми глазами, чтобы выйти из разногласия и воплотить Сунну об открытии глаз.

 

[1] Али ибн Абдур-Рахман аль-‘Абдари абу ль-Хасан, обучался у шейха Абу Исхака аш-Ширази. Он был из числа асхаб уль-вуджух, умер в Багдаде в 493 году по хиджре.

[2] Ахмад ибн Лу’лу’ ибн Абдулла ар-Руми, Шихабуддин ибн ан-Накиб аль-Мисри, автор известного матна по шафиитскому фикху «Умдат ус-Салик», умер в Каире в 769 году по хиджре.

Похожие материалы