Изменение намерения во время поста

Уважаемый устаз, пожалуйста, помогите мне разрешить один вопрос.

Соблюдая пост, я проходил мимо одного ресторана и увидел, какие там предлагаются аппетитные, сочные яства, соблазнительные вкусности (ням-ням), и у меня возникло непреодолимое желание съесть это, и я понял, что не могу поститься дальше. В результате я сделал намерение прервать пост, совершил заказ, но затем, прямо перед тем, как начать есть, я почувствовал угрызения совести и остановился. Нарушился ли мой пост из-за намерения нарушить его, так же, как и в случае с намазом, согласно шафиитскому мазхабу? Должен ли я возместить этот пост? Я совершил грех? Мы очень ценим ответы и Вашу помощь и с нетерпением ждем ответа.

[Ответ:]

Аллахумма хидайатан ли-с-саваб!

Намерение оставить пост [сиям] или намерение нарушить его осознанно, по своему желанию, не нарушает (мубтиль) пост. Пост нарушается, только если постящийся [са’им] совершает одно из десяти действий, нарушающих пост[1]. Это отличается от намаза [солят], потому что молящийся [мусалли] уже нарушает намаз лишь намереваясь выйти из него[2]. Причина отличия в том, что намаз – более регламентированный и строгий по форме вид поклонения, чем другие. И одно намерение выйти из поста или и’тикафа (духовное уединение), хаджа или умры, за которым не следует действие, нарушающее соответствующее деяние, не нарушает его.

Разъяснения этого можно найти у имама аль-Байджури в его Хашият на «Фатх аль-Кариб» Ибн Касима:

«Кади Абу Шужа: [среди 11 вещей, нарушающих намаз] изменение намерения (Ибн Касим: такое, что намереваешься выйти из намаза). (Аль-Байджури: [уточняющее] слово Ибн Касима, «из намаза» [указывает, что это] противоположно случаю, когда кто-то намеревается прекратить пост, или и’тикаф, или хадж, или умру, и что ни одно из них не может стать недействительным [по причине изменения намерения]. Это потому что намаз – более детально регулируемый вид [поклонения], чем какой-либо из них)»[3].

Фаида (полезное примечание) для изучающих фикх

Правовое различие между намазом и другими видами поклонения таково, что последние не могут быть нарушены изменением намерения (тагйир ан-нийя) (например, смены намерения держать пост намерением на какое-либо другое занятие), потому что, в отличие от молитвы, неизменяемое намерение не относится к условиям (шарт) этого вида поклонения.

Мой дорогой брат, мы, люди, действительно слабые создания. И хотя пост был предписан нам, как и тем, кто был до нас, чтобы мы воспитывали свой нафс и боролись с шайтаном, мы, разумеется, не безгрешны, как пророки. По этой причине мы должны соблюдать все предосторожности, что в наших силах, вне зависимости от того, касаются они очевидного или предполагаемого, чтобы достичь искренности и совершенства в каком бы то ни было виде поклонения.

Хвала Аллаху, в этом конкретном случае ваша смена намерения не привела к нарушению самого поста, однако, это, конечно же, инцидент на грани фола, и мы снова благодарим Аллаха за Защиту и Милость. Несмотря на то, что вы смогли соблюсти необходимый минимум границ с точки зрения фикха и, несмотря на то, что ваш пост не был нарушен тем, что вы смотрели с вожделением или с шахва[4], тем не менее, это идет вразрез с духом поста и его хикма [мудростью, заключенной в нем].

Из адабов (этики) поста:  не пускать слюни на пищу и не мечтать о том, что вызывает в нас страсть (шахва). Хукм взгляда на то, что вызывает страсть во время поста, — макрух. Но даже тому, кто не держит пост, из богобоязненности [вара’] лучше избегать взгляда со страстью, даже если смотришь на что-то дозволенное (мубах)[5].

В нашем случае, избегать взгляда на мирское со страстью (и вне поста) — мера предосторожности, и придерживаться этого правила (даже если это не харам и нарушить его — не грех) становится мерой защиты от того, что низменная душа (нафс) одолеет нас.

По этой причине мы должны прислушаться к совету нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как передает Анас ибн Малик:

Есть пять качеств, которые могут нарушать пост (имеется в виду, что награда за пост будет потеряна или уменьшена) и нарушить [награду] омовения: 1. ложь 2. злословие 3. поклеп 4. взгляд с вожделением 5. ложная клятва.

Что касается вашего вопроса: «Должен ли я теперь возместить (делать када) этот день поста?» — [отвечаю]:

Несмотря на то, что ответ будет – очевидно, нет, (в общем, отвечая на этот вопрос) вы должны исходить из того, какой именно вид поста вы соблюдали. В том случае, если бы оказалось так, что пост был нарушен, то ответ бы зависел от вида поста: если это обязательный пост[6], то тогда человек совершил грех (потому что является харамом прерывать обязательный пост без действительной причины), и человек должен возместить пост. В случае, если человек держал пост каффара, то ему придется начинать снова с первого дня. Если же это добровольный пост [татавву’] или какой-либо другой, кроме обязательных, то если бы вы продолжили то, что начали, и совершили то, что намеревались (хоть этого и не случилось), то это был бы макрух (нежелательное), потому что для этого не было [извиняющей] причины, иначе это было бы дозволено, а при наличии причины это мубах (дозволено) (например, в день, когда пост нежелателен).

Что до вашего вопроса: «Совершил ли я грех?» — [отвечаю]: 

Ответ: нет, и, более того, вы будете вознаграждены! Из акыды мы знаем, что если кто-то решил ослушаться Аллаха, но в момент совершения действия человек отстранился от этого, вспомнив в ту же секунду об Аллахе[7]

И [вот он] возвращается к намерению, которое у него было до того, как он сделал намерение на ослушание и торопится искать прощения Аллаха (истигфар) за то, что решил сделать такую вещь, если он дошел до этого момента[8] совершения греха, а затем, из-за того, что он не стал упорствовать в решимости (азм*) на совершение дурного до достижения им «точки невозврата»[9], то он будет вознагражден и на нем не будет греха.

Дополнительные примечания для талибов по акыде о различии между понятиями азм и ният: азм наступил, когда этот человек сделал заказ официанту, попросив принести ту еду, устоять перед которой он не мог (неважно, заплатил он или нет); но до того, как он дошел до стадии азм, это был просто ният (намерение).

Однако тут есть один момент: если человек вдруг неожиданно умрет, например, от сердечного приступа, после того, как заказал еду, но до того, как еда была принесена на стол и до того, как попала в его желудок[10], тогда на нем лежит грех (если пост был обязательным). Конец примечания.

Чувство вины, которое помешало вам прервать пост, – это пример того, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, называл «сарих аль-иман», или чистая, неподдельная вера.

Оба — имам аль Фашни, факих-шафиит и мухаддис, так же, как и его прославленный ученик Ибн Хаджар — подытожили это широко известное положение в своих шархах к 40 хадисам имама Навави (да будет Аллах доволен ими всеми) в следующих нескольких строках:

Пример этого [имеется в виду «сарих аль-иман»] — если кто-то хотел совершить прелюбодеяние, например, решил [сделать это] в своем сердце, но затем отверг это, отвернулся от этого из богобоязненности (таква) [например, почувствовал вину, или в его сердце появился страх, что это вызовет недовольство Аллаха], то тогда он будет вознагражден за это, потому что подпадает под слова Всевышнего Аллаха из хадиса кудси [передает Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах)]“уктубуха ля-ху хасанатан иннама таракаха мин аджли” [[О ангелы,] запишите это [имеется в виду это дурное намерение] как награду для него! Поистине, он оставил это ради Меня.][11].

СубханАллах! Как Милостив Всевышний Аллах, и смотрите, как легко нам совершить благое в этом мире!

Вот и последний поворот в этой саге.

Я надеюсь, что в момент своего триумфа, когда вы оставили эту ма’сия (решение ослушаться Всевышнего) в момент зрелости (когда осталось сделать лишь последний шаг), вы не поддались сунне шайтана, уйдя, и бросив эту пищу, и, таким образом, оставив ее пропасть зря. Чтобы обеспечить наверняка себе вознаграждение, вы должны были также сохранить эту еду (взяв ее с собой домой или раздав ее бедным).

Если же вы так не сделали, то это, к сожалению, – надир в вашей истории. И получится, что в течение пяти минут победы над шайтаном вы совершили позорный откат назад по той же причине (сабаб — заказанная еда), в то время как приспешники иблиса смеялись над тем, что лишь мусаббаб изменился.

О Господи, мы просим близости к тебе и Твоего наставления, Твоего покровительства от грехов и ошибок! О Господи, освободи нас от братьев дьявола!

Алахумма раббана такаббаль мина салятана уа сыямана уа тахашшу’ана уа тадарра’ана уа та’аббудана уа таммим таксирана йа Аллах Йа Архам ар-рахимин.

[О Аллах, о наш Господь! Прими от нас нашу молитву, наш пост, наше выстаивание, наш трепет и наше смирение перед Тобой, нашу кроткую мольбу к Тебе, наше поклонение Тебе и исправь наши несовершенства, о Аллах, Наимилостивейший из милостивых! Амин!]

Нуждающийся в защите Аллаха,

Мухаммад Афифи аль-Акити

Вечер пятницы Мубарака, 24-Шавваль 1424, или вторник 18 декабря 2003

Источники:

  • Аль-Байджури. Хашия ‘аля Фатх аль-Кариб. В двух томах. Булак, 1318 по хиджре;
  • Аль-Фашни. Аль-Маджалис ас-Сания ‘аля аль Арба’ин ан-Нававия. Булак, 1318 по хиджре;
  • Ибн Хаджар аль-Хайтами. Фатх аль-Мубин ли шарх аль-Арба’ин. Булак, 1351 по хиджре.

[1] Муфтират; например, близость с женой или, как в вашем случае, съедение «этих вкусностей»

[2] К тому же это харам – намереваться выйти из намаза без уважительной причины – ‘узр.

[3] Хашият Байджури, 1:179.

[4] Чувственное удовольствие или наши животные желания, что, между прочим, не сводится лишь к удовольствию сексуальных органов, но включает также и органы пищеварения, как вы сами во всех красках это описали: «в результате смотрел на всю эту вкусную и сочную еду, которая предлагалась».

[5] Именно поэтому мы обращаемся к  пути тасаввуфа, ведь пост делает вещи, которые обычно – халяль, харамом – но как мы измеряем потакание харамным вещам во время поста? (где граница, когда мы понимаем, что мы приближаемся к совершению харама? она размыта, поэтому надо отстраняться от всего того, что может привести к этому, — прим. пер.)

[6] Пост в месяц Рамадан, или восстановление пропущенного поста в месяц Рамадан (када), или обещанный пост (назр), или штраф (каффара).

[7] Осознавая, что, совершив это, он или она навлечет на себя недовольство Аллаха, например.

[8] Выполнил какие-то действия на пути к совершению греха – прим. пер.

[9] В случае с данным вопросом, до ма’сия или до того, что является харамом, а именно, заключительное действие, которое нарушает пост, что вызвано поступлением некоего вещества [‘айн; в данном случае непреодолимо вкусной пищи] через открытый проход [манфаз; в данном случае рот] в полость тела [джавф, в данном случае желудок]

[10] Другими словами, смерть произошла в состоянии азма (а не в состоянии простого намерения – ният), таким образом, достигнув момента ихтияра (выбор) мукалляфа в данном случае.

[11] Приводят Абу ‘Авана, Ахмад, Бухари, Муслим, Ибн Хиббан, в различных вариантах; аль-Фашни, аль-Маджалис ас-Сания, 83 и «Фатх аль-Мубин» Ибн Хаджара, 215.

Похожие материалы