Намаз по шафиитскому мазхабу. Суннат-намазы

Вопрос:
Какова позиция шафитского мазхаба касательно желательных намазов, совершаемых после обязательных и перед ними (раватиб). Сколько их, какие из них более желательны (муаккада), а какие – менее (гейр муаккада)? Разъясните, на какие виды делятся желательные (мандуб) молитвы.
 

Ответ:

Для начала надо разобраться с терминологией и понять, что подразумевается под такими категориями, как «сунна» и «мандуб». То, что вы назвали сунной в своем вопросе, – это желательные молитвы, которые факихи называют «раватиб», т. е. желательные молитвы, совершение которых связано с совершением обязательных молитв. В шафиитском мазхабе все молитвы, кроме обязательных, называются «нафль» или «татавву», и их синонимами являются «суннат», «хасан», «мураггаб фих», «мустахаб» и «мандуб». Всё это в книгах мазхаба – синонимы, и их заменяют словами «нафль» или «нафиля».

Что касается желательных молитв, которые совершаются до и после обязательных, то их задача – устранить и смыть небольшие неточности или забывчивость, которая нападает при совершении обязательных молитв.
 
Так как вопрос касается не обязательных молитв, а желательных, то тут существует множество мнений. Мы всегда должны проявлять гибкость в этих вопросах и понимать, что наличие разных мнений – это милость для общины. Но, тем не менее, достоверное мнение в мазхабе (аль-кавль аль-мутамад) хорошо разъяснено в книге «Фатх аль-муин» учеником имама Ибн Хаджара имамом аль-Маллибари, рахимахуллах.
 
Наш мазхаб делит желательные молитвы на две группы:
 
1. Молитвы, которые желательно совершать с джамаатом, и это два праздничных намаза, кусуф и хусуф (намазы лунного и солнечного затмения), истиска (намаз испрашивания дождя) и таравих.
 
2. Намазы, которые желательно совершать индивидуально, такие, как раватиб, витр, зуха, намаз приветствия мечети (тахият масджид), истихара, намазы, совершаемые в Мекке (таваф и ихрам), намаз, совершаемый после омовения, аввабин (намаз между магриб и иша), тасбих и ташахуд.
 
Все желательные молитвы, которые рекомендуется совершать в джамаате, являются муаккада, а все, которые желательно совершать индивидуально, кроме витра и некоторых раватибов, являются гейр муаккада, например, зуха.
 
Намазы-раватиб (ещё их называют «ас-сунан ар-ратиба маа аль-фараид», т. е. сунны, которые совершают вместе с обязательными молитвами) – это желательные молитвы (нафиля), которые совершают до или после обязательных молитв. Они, в свою очередь, делятся на два вида: раватиб муаккада и раватиб гейр муаккада.
 
Общеизвестно, что раватиб муакада – это 10 ракаатов (одним из смыслов и мудростей того, что таравих состоит именно из 20-ти ракаатов, является удвоение количества раватибов муаккада, чтобы получить большую награду в этот благодатный месяц; на самом деле, таравих – это тоже вид раватиба).
 
Итак, 10 раватибов муаккада:
 
Два ракаата перед субх;
Два ракаата до зухра;
Два ракаата после зухра;
Два ракаата после магриба;
Два ракаата после иши.
Раватиб гейр муаккада – это 12 ракаатов:
Два дополнительных ракаата перед зухром;
Два дополнительных ракаата после зухра;
Четыре ракаата перед асром (с двумя саламами);
Два коротких ракаата перед магрибом (в промежуток времени между азаном и икаматом)
Два коротких ракаата перед ишей (в промежуток времени между азаном и икаматом).
 
В итоге получается 22 ракаата каждый день.
 
Более корректное понимание значимости желательных молитв лежит не в терминах «сунн», «мандуб» или «нафль», как может показаться на первый взгляд. Все намазы по их значимости можно разделить на две группы:
 
1. Обязательные молитвы;
 
2. Желательные (нафль, татавву, суннат, хасан, муггараб фих, мустахаб, мандуб).
Они, в свою очередь, подразделяются на два вида:
2.1. Муаккада – это дополнительные намазы, в которых желателен джамаат, например, ид и другие подобные намазы, витр, 10 ратибатов и т. д.
2.2. Гейр муаккада, куда входят оставшиеся 12 ракаатов раватибов, намазы истихара, приветствия мечети, намаз омовения и т. д.
 
В книге «Фатх аль-муин (а также в «Фатх аль-ваххаб») приводится последовательность дополнительных молитх в плане их ценности, согласно тому, как пишет Навави в «Маджму`» и «Равза».
 
«Самой лучшей желательной молитвой является ид аль-азха, затем ид аль-фитр, затем кусуф и хусуф, затем истиска, затем витр, затем два ракаата субха, затем оставшиеся раватибы (муаккада и гейр муаккада, все они, кроме раватибов субха, одного уровня), затем таравих, затем зуха, затем таваф, затем намаз приветствия, затем ихрам и вуду (далее все оставшиеся желательные молитвы (нафиля)» [И`анат ат-талибин, 1:270].
 
Альхамдулиллях ва ма тавфику илля лиллях.
 
М. Афифи аль-Акити.
12 Шаабан, 1424.
Похожие материалы