Является ли нежелательным закрывать глаза во время молитвы?

Вопрос: Какой хукм в отношении тех, кто закрывает глаза во время молитвы? Что, если это делается для концентрации внимания?

Ответ:

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

Ваалейкум ассалам,
Закрывать глаза во время молитвы нежелательно, потому что:

• это отказ от сунны смотреть на место суджуда;
• это похоже на поклонение немусульман;
• говорится, что первые мусульмане не одобряли этого.

Существует слабый хадис на эту тему, который сам по себе не является достаточным доказательством, но в нем подтверждаются эти соображения.

Тем не менее:
• если человеку не удается полностью сосредоточиться в намазе или если он отвлекается во время молитвы с открытыми глазами, то допустимо (или, возможно, даже желательно) закрыть глаза.

Об этом сказали такие ханафиты, как имам Хаскафи в «Дурр аль-Мухтар», Ибн Абидин в «Радд аль-Мухтар», ибн Нуджайм в «Аль-Бахр ар-Раик» и имам Касани в «Бадаи ас-Санаи». [Также об этом сказали такие] ханабалиты, как, [к примеру], имам Бухути в «Кашшаф аль-Куна». Маликиты: имам Дардир в «Аш-Шарх ас-Сагир».

Передается, что в шафиитском мазхабе нежелательно закрывать глаза во время молитвы. Тем не менее, имам Навави в книгах «Маджму» и «Минхадж» придерживается мнения, что это не порицается. Это мнение одни ученые истолковали как разрешение закрывания глаз во время молитвы, а другие – как отнесение [закрывания глаз во время молитвы] к действиям, которые предпочтительнее не совершать (хиляф аль-авля), кроме случаев, когда это помогает человеку достичь хузура в намазе.

Имам Бухути также упоминал в  книге «Кашшаф аль-Кина», что это не одобряется, потому что может сделать человека сонным [например, во время молитвы ночью].

Имам Касани объяснял в книге «Бадаи», почему необходимо смотреть на место суджуда во время молитвы. Дело в том, что каждая часть тела и каждый огран человеческого организма молящегося участвует в поклонении.

Имам Ибн Нуджайм упоминал, что человек не закрывает глаза во время поклонения, а также писал: «Некоторые суфии (пусть Аллах поможет нам через них) говорили, что человек не закрывает глаза в намазе, потому что глаза тоже совершают суджуд».

Имам Абу Бакр аль-Джассас (да смилостивится над ним Аллах) в своем великолепном комментарии к аятам, касающимся вопросов фикха, «Ахкам аль-Куран» поясняет слова Всевышнего Аллаха: «Несомненно, преуспеют те верующие, которые благоговейны в молитве» [23:1-2]:

• Мухаммад ибн Сирин сообщает о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, до этого смотрел в небо во время молитвы. После ниспослания этого аята он стал склонять голову в намазе.
• Также он сообщает, что после ниспослания этого аята сподвижники опускали взгляды так низко, что их глаза видели только место суджуда.
• Передаётся от Ибрахима, Муджахида и Зухри: «Быть благоговейным (хушу) значит быть спокойным».
• Сообщается, что наш господин Али говорил: «Благоговение должно быть в сердце и поэтому необходимо стараться не отвлекаться во время молитвы».
• Хасан аль-Басри сказал: «Благоговейный значит богобоязненный»
• Абу Бакр аль-Джассас прокомментировал: «[Слово] «благоговейный» (хушу) имеет следующий смысл: остающийся спокойным во время молитвы, смиренный, не отвлекающийся, не смотрящий по сторонам или делающий лишние движения, боящийся Аллаха».

•Вот почему, как сообщается, наш господин ибн Мас’уд хотел быть подобным брошенной одежде (в своем спокойствии) и «в молитве понижал свой голос, опускал тело и взгляд».

И только Аллах дает нам успех.

 

Похожие материалы