Поклонение в месяц Мухаррам

Месяц Мухаррам – первый месяц исламского календаря[1]

Поклонение в месяц Мухаррам

  1. Это самый лучший месяц для поста, после Рамадана (для нафиль-постов).
  2. Особенно рекомендовано поститься 10-го Мухаррама, известного как День Ашура, прибавляя к нему еще день поста до или после этого дня[2].
  3. Также очень приветствуется в этот день (10-го Мухаррама) давать садака.

Достоинства поста в месяц Мухаррам и его первые 10 дней

Муслим передает от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Лучшие из постов после Рамадана – посты в месяц Аллаха, который ты называешь Мухаррам. А лучшая молитва после обязательной молитвы – тахаджуд[3].

Это относится к общим желательным постам, согласно имаму Ибн Раджабу, рахимахуллах:

И самые лучшие дни для соблюдения желательного поста – это дни Мухаррама, подобно тому как самое лучшее время для дополнительной молитвы – это глубокая ночь (молитва тахаджуд).

Достоинство и высокий статус этого месяца могут быть подтверждены тем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, называл его Месяц Аллаха – (Шахр Аллах).

Аллах связывает со Своим Именем лишь самые дорогие Свои создания, например, Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Ибрахима, да благословит его Аллах и приветствует, Исхака, да благословит его Аллах и приветствует, Якуба, да благословит его Аллах и приветствует, и других назвали Его рабами, а Каабу назвали Домом Аллаха.

Учитывая, что Аллах оставил соблюдение поста между Собой и рабами и выделил пост среди всех духовных стараний (сказав: Пост –  Мой), так же, как связал со Своим именем месяц Мухаррам, будет подходящим посвятить этот месяц именно этому виду ибадата (то есть посту).

Соблюдение поста – тайна между рабом и Господом. Об этом Всемогущий Аллах сказал (в хадисе кудсиййя):

Любое действие Адама – его, кроме поста. Пост – Мой, и это Я вознаграждаю за него[4].

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал:

Постящийся получает две радости: одну – когда открывает пост, а другую – когда встречается со своим Господом[5].

Ночная молитва

Что касается дополнительной ночной молитвы (кыям аль-ляйль), то она превосходит все другие дополнительные молитвы, совершаемые в течение дня, потому что она ближе всего к скрытому и ближе к искренности (ихлясу).

Всевышний Аллах сказал:

“Поистине, поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы”[6].

Это потому что время ночного выстаивания самое лучшее из всех времен для дополнительной молитвы, и в это время раб находится ближе к своему Господу. Это время, когда открыты врата небес, когда принимаются дуа и исполняются нужды.

Всевышний Аллах возвышает тех, кто просыпается среди ночи для поминания, обращений к Нему с дуа, тавбу и мунаджа, говоря:

 Те, которые оставляют свои ложа, чтобы поклоняться Аллаху, богобоязненно и смиренно моля Его, боясь Его гнева и желая Его милосердия, и которые дают на благодеяния и милости из имущества, дарованного им Нами.

 И ни одна душа не ведает, что скрыто от них из прекрасных, радостных благ, уготованных Аллахом для этих верующих в воздаяние и награду за то добро, которое они вершили, и за повиновение Ему[7].

 Неужели богобоязненный, который поклоняется Аллаху в часы ночи, падая ниц или стоя, боясь будущей жизни и надеясь на милость Аллаха, подобен тому, кто обращается к Аллаху в беде и забывает Его в счастье?! Скажи им, о Мухаммад: “Разве те, которые знают права Аллаха и поклоняются Ему Единому, уверовав в Единобожие, равны тем, которые не знают, ибо они не смотрят и не раздумывают над знамениями Аллаха?” Лишь только обладатели здравого ума приемлют знамения и наставления[8].

И Он сказал Своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует:

Проснись ночью и встань на молитву по доброй воле в дополнение к пяти обязательным, прося Аллаха дать тебе достойное и славное место в другой жизни[9].

Говорится также, что те, кто поклонялся среди ночи, войдут в Рай без отчета и что выстаивание ночной молитвы укорачивает время Стояния в День Суда.

Вот почему Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Усердствуйте в молитве среди ночи, поскольку это путь праведников, что были до вас. Молитва тахаджуд – средство приближения к Всевышнему Аллаху, искупления дурных дел, защита от грехов, отведение болезней от тела[10].

Аналогично говорится, что пост – средство для хорошего здоровья.

Передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Постись, и у тебя будет хорошее здоровье[11].

Для любящих нет времени радостней, чем то, когда они находятся наедине в компании Возлюбленного. Это – исцеление их сердец, к которому они должны стремиться.

Вот почему Абу Сулейман ад-Дарани сказал:

Люди ночи находят больше удовольствия, чем люди ляхва (чем люди отвлечения). И, если бы не ночь, я бы не хотел жить.

День Ашура: десятое Мухаррама

Передается в сборниках Бухари и Муслима от Ибн Аббаса, да благословит его Аллах и приветствует, что, когда его спросили о посте в день Ашура, он сказал:

Я не видел Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постящимся более жадно (в стремлении), чем в этот день (имея в виду день Ашура), желая снискать его благодать[12].

День Ашура – это день огромного значения и святости (хурма). Достоинство поста в этот день знали пророки, алейхиму ссалям. Пророки Нух, алейхи ссалям, и Муса, алейхи ссалям, постились в этот день.

Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, соблюдал пост в этот день, еще будучи в Мекке, до хиджры, до того, как повелевал соблюдать его другим, как говорится в сборниках Бухари и Муслима[13].

Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину и увидел, как люди Писания почитают этот день и постятся в него, он повелел мусульманам также соблюдать пост и так настойчиво, что даже дети постились в этот день.

Приводится в сборниках Бухари и Муслима от Ибн Аббаса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, достиг Медины и обнаружил, что иудеи постились в День Ашура, и он спросил их:

– Что это за день? Почему вы поститесь?

Они ответили: 

– Это великий день. Аллах спас Мусу и его народ, а Фараона и его народ утопил. Муса постился из благодарности, поэтому и мы постимся.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

– Мы более достойны пророка Мусы, чем вы. И он тоже постился и повелел поститься остальным[14].

В конце жизни Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принял решение поститься не только один этот день, но и другой в паре с ним (будь то до него или после), чтобы отличаться от людей Писания.

В “Сахихе” Муслима приводится от Ибн Аббаса:

Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал поститься в День Ашура и сказал сподвижникам поститься, они ответили:

– О Посланник Аллаха! Этот день почитают иудеи и христиане.

Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

– В следующем году, если угодно Аллаху, мы будем поститься девятого Мухаррама (вместе с десятым).

Но в следующем году Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уже не было в этом мире[15].

В “Муснаде” Имама Ахмада также есть хадис от Ибн Аббаса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Поститесь в день Ашура и отличайтесь от иудеев тем, что прибавите день поста за день до него или следующим днем[16].

Садака в день Ашура

Передается от Абдуллы ибн Амра аль-Аса:

Кто бы ни постился в день Ашура, он будто бы постился весь этот год. Кто бы ни раздал садака в этот день, он подобен тому, кто раздавала садака весь год.

Траур десятого Мухаррама – это новшество

Что касается траура и плача шиитов в этот день по причине мученической гибели нашего господина Хусейна ибн Али, то это относится к действиям тех, кто руководствуется заблуждением, в то время как они думают, что поступают верно. Ни Всевышний Аллах, ни его Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не повелевали горевать в дни бедствий пророков или их гибели, не говоря уже о других людях.

[Фараз Раббани: факихи также говорят о том, что считать Мухаррам месяцем траура – дурное новшество. Не считается нежелательным (макрух) жениться в этом месяце. Это в высшей степени порицаемое новшество – участвовать в ритуалах шиитов, оплакивающих смерть Хусейна]

Некоторые из достоинств Дня Ашура

Это день, в который Аллах простил целый народ. Тирмизи упоминает, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал одному человеку:

“Если хотите поститься, помимо месяца Рамадан, то поститесь в Мухаррам, поскольку он содержит день, в который Аллах простил целый народ, и он Он внимает тем, кто совершает таубу в этот день”[17].

И лишь от Аллаха тауфик.

[1] Отрывок из “Латаиф аль-Маариф ма ли Мавасим аль-Ам мин Вахдаиф” имама Ибн Раджаба ал-Ханбали, рахимахуллах.

[2] Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар, цитата из Касани аль-Бадаи.

[3] Муслим, 1163.

[4] Бухари, Муслим – от Абу Хурайры.

[5] Муслим

[6] 79:3.

[7] 32:16-17.

[8] 39:9.

[9] 17:79.

[10] Тирмизи – 3543, Байхаки и другие (этот хадис – хасан – хороший).

[11] Ахмад, от Абу Хурайры.

[12] Бухари (2006), Муслим (1132).

[13] Бухари (2002), Муслим (1125).

[14] Бухари (2004), Муслим (1130).

[15] Муслим (1134), Абу Дауд (24451).

[16] Ахмад.

[17] Тирмизи (841).

Похожие материалы