Каждый может стать хафизом. Адабы чтения Священного Корана

Культура чтения Корана
 

1. Человек, читающий Коран, должен находиться в состоянии ритуальной чистоты. Желательно, чтобы одежда была чистой, также желательно использовать благовония и мисвак. Передаётся от Али  (да будет доволен им Аллах), что Пророк  (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

و عن علي رضي الله عنه قال: قال رسول الله صلي الله عليه و سلّم: اِنَّ اَفْوَاهَكُمْ طُرُقٌ لِلْقُرْاَنِ
فَطَيِّبُوهَا بِالسِّوَاكِ
 

Поистине, ваши рты — это пути Корана, так очищайте его (рот) мисваком (Суюти, Фатхуль-Кабир: 1/293).
 

2. Для чтения Корана следует садиться лицом по направлению к Каабе.

3. Желательно сидеть в позе «тахият».

4. Что касается ежедневной нормы чтения, то на этот счет существует масса примеров из жизни ученых. Например, имам Шафии и Салих ибн Кийсан при наступлении месяца Рамадан прочитывали весь Коран по два раза в день. В книге имама Навави «Аль-Азкар» сказано, что Ибн Катиб прочитывал днём весь Коран четыре раза и четыре раза ночью. Некоторые из учёных прочитывали Коран раз в месяц.

عن عبد الله بن عمرٍو رضي الله عنه قال رسول الله صلي الله عليه و سلّم: لَمْ يَفْقَهْ مَنْ قَرَاَ
الْقُرْاَنَ فِي اَقَلِّ مِنْ ثَلاَثٍ
 

Передаётся от Абдуллы ибн Амра (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не понял Корана тот, кто прочитал его меньше, чем за три дня» (Тирмизи, Куран: 13; Абу Дауд, Рамадан: 8-9; Ибн Маджа, Икамат: 178; Дарими, Салят: 173; Ахмад ибн Ханбаль: 2/164, 165, 189, 193, 195).

Имам Ираки по поводу данного хадиса сказал:

Этот хадис приводится во многих сборниках хадисов. И смысл его состоит в том, что если человек прочитает весь Коран меньше, чем за три дня, то он не сможет понять его хорошо, так как у него не будет времени на осмысление Корана из-за скорости чтения. Но это не значит, что прочитавший Коран меньше, чем за три дня, совершил что-то недопустимое, ведь до нас дошли известия о том, что выдающиеся личности, такие, как Усман ибн Аффан, Тамими Дари, Саид ибн Джубейр, да будет доволен ими Аллах, прочитывали весь Коран в одном ракаате намаза.

В книге «Бустануль-Арифин» от имама Азама приводится:

У Корана есть право на то, чтобы его прочитывали два раза в год, так как сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в год своей смерти прочитал Коран два раза Джибрилю, мир ему.

5. Стараться плакать. Сам Всевышний Аллах рассказывает о Своих друзьях, слушающих Коран:

وَيَخِرُّونَ لِلأَذْقَانِ يَبْكُونَ
 
Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая (Сура «Аль-Исра», аят 10).

У одного алима спросили: «Почему мы не плачем, читая Коран, подобно тому как плакали сахабы, да будет доволен ими Аллах?»

Он ответил: «Да просто потому, что, когда сахабы читали об обитателях Ада, они боялись, что окажутся среди них, и плакали, а мы всегда думаем, что это кто-то там, но ни в коем случае не мы. А когда сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) читали в Коране об обитателях Рая, они говорили: «Как нам далеко до них!» — и после плакали, а мы, читая о людях Рая, уже представляем себя среди них.».

6. Если есть вероятность совершения деяния напоказ или причинения неудобства другим людям, следует читать Коран тихо, в противном случае — громко. Читать следует медленно с расстановкой, ведь, поистине, цель чтения не в количестве прочитанного, а в размышлениями над аятами Корана.

Когда у матери правоверных Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах, спросили о том, как читал Коран Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), она, да будет доволен ею Аллах, ответила, что он (мир ему и благословение Аллаха) читал с расстановкой, отделяя один аят от другого.

Передают от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Прочитать медленно, размышляя, суры «Аль-Бакара» и «Али Имран» я люблю больше, чем прочитать весь Коран быстро».

7. Читать красиво, нараспев. Наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

زُيِّنُوا الْقُرْاَنَ بِاَصْوَاتِكُمْ
 
Украшайте Коран своими голосами.

Некоторые тонкости при чтении
 

  • Если, идя по дороге, ты читаешь Коран по памяти, встретив мусульманина, нужно прерваться и поприветствовать его или же ответить на привествие, а после этого, произнеся истиазу (اعوذ بالله من الشيطان الرجيم), продолжить чтение. Но, если ты читаешь Коран, сидя в мечети, и вдруг некто поприветствовал тебя, у тебя появляется два варианта:
    • Согласно мнению хазрата Абуль-Хасана аль-Вахиди, для человека, занятого чтением Книги Аллаха, более предпочтительно не отвечать на приветствие или ответить жестом.
    • Имам Навави, в свою очередь, считает данное мнение слабым и утверждает, что ответить на приветствие словом является ваджиб (обязательным).
  • Сказать: «АльхамдулиЛлях» (الحمد لله), — если ты чихнул, и: «ЯрхамукаЛлах» (يرحمك الله), — если ты услышал, что кто-то чихнул и сказал: «АльхамдулиЛлях», — является сунной, даже если ты читаешь Коран.
  • Если во время твоего чтения зазвучал азан, следует прекратить чтение и слушать, а также повторять слова азана.
  • Если во время твоего чтения некто попросил у тебя какую-либо вещь и есть возможность просто указать на неё жестом, не следует прерывать чтение, а просто укажи на неё. Но если ты знаешь, что он может обидеться, то прервись.
  • Если кто-то не смог вспомнить продолжение аята и просит тебя подсказать, то адабом (культурным) является дочитать этот аят (если ты, конечно, знаешь его) и не читать следующий, чтобы избежать проявления гордыни (то есть чтобы не демонстрировать, что ты знаешь).
Похожие материалы