Иснад – метод передачи знаний Ахлю-Сунна

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я оставил среди вас две вещи. Если вы будете придерживаться их, то не собьетесь с истины: Книга Аллаха (Коран) и моя Сунна (традиция Пророка)»[1]. Многие заблудшие приводят этот хадис в качестве довода, подтверждающего ошибочность суфизма. Они думают, будто в хадисе имеется в виду, что нам нужно держаться за Коран и Сунну, а не за суфизм. В силу своего невежества они не знают, что этот хадис свидетельствует против них, а не против суфизма.

Никто из нас не сомневается в том, что мы должны держаться за Коран и Сунну, но возникает один вопрос. С тех пор как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул этот мир, прошло уже 14 веков. Мы не были свидетелями ниспослания Корана и не слышали слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так как же мы узнаем о Коране, его толкованиях и Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует? Когда задаешь этот вопрос заблудшим, которые отрицают суфизм, то многие из них не знают, что ответить. Они считают, что достаточно зайти в магазин, купить там перевод Корана и пару сборников хадисов. Интересно, почему же они не обращаются к Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не ищут там ответ на этот вопрос? Всё очень просто: Сунна разобьет их глупые заявления и обвинения в пух и прах!

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указал нам путь и средство, благодаря которому знания должны дойти до наших дней без изменений. И тот, кто проанализирует хадисы, в которых сообщается об этом, неизбежно придет к выводу, что суфизм – это истина и что те, кто отрицает суфизм, заблуждаются.

В хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по этому поводу говорится: «Заслуживающие доверия учёные из каждого последующего поколения будут нести это знание. Они будут исправлять то, что искажено впадающими в крайность фанатиками, опровергать измышления лжецов и толкования невежд»[2] (передал Ахмад).

Носители знаний, передающие их от одного поколения к другому, – это учёные Ахлю-с-Сунна. Знания, о которых говорится в хадисе, – это, в первую очередь, Коран и хадисы, а далее – толкования и выводы сподвижников и учёных следующих поколений.

Имам Навави, рахимахуллах, приводит этот хадис в книге «Тахзибуль-асма» и далее пишет: «В этом хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщает нам, что знание будет сохранено, и что носители (передатчики) знаний заслуживают доверия, и что Аллах сделает так, что в каждом веке будут наместники, и ими станут учёные, заслуживающие доверия, несущие знания и исправляющие искажения, и знания не будут утеряны. В хадисе напрямую говорится, что в каждом столетии носители знаний будут заслуживать доверия. Хвала Аллаху, всё именно так, как сообщается в хадисе, и это один из признаков истинности пророчества. И то, что некоторые грешники обладают отдельными знаниями, никоим образом этот хадис не опровергает, так как в хадисе говорится, что заслуживающие доверия учёные будут носителями и передатчиками знаний, а не что никто, кроме них, не будет обладать знаниями»[3].

Из вышеприведенного хадиса мы можем сделать следующие выводы:

1) Знания будут передаваться от поколения к поколению через учёных.

2) Передатчики знаний, то есть учёные, будут заслуживать доверия.

3) Носители знаний, о которых говорится в хадисе, будут противостоять выдумкам, искажениям и неверным толкованиям заблудших. Они будут разъяснять истинный путь и сами следовать этому пути.

Эти выводы подтверждают и множество других хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

С самых первых веков Ислама мусульмане придавали огромное значение передаче знаний. Да и как могло быть иначе, если Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это знание – религия, и пусть каждый из вас смотрит, у кого берёт знания»[4]?! Следуя этому хадису, учёные стремились учиться лишь у надёжных передатчиков знаний.

От ибн Сирина, рахимахуллах, передают, что он сказал: «Сначала они не спрашивали об иснаде. Когда же пришло время смут, они начали просить: «Назовите ваших людей», – и если человек перечислял людей из Ахлю-с-Сунна, то они брали от него хадисы, а если из Ахлю-бида, то не брали»[5].

От ибн Мубарака, рахимахуллах, передают, что он сказал: «Иснад – из религии, и если бы не иснад, то каждый, кто хочет, говорил бы что вздумается». Ему же принадлежат слова: «Тот, кто хочет обрести что-либо в религии без иснада, подобен тому, кто хочет подняться на крышу без лестницы»[6].

Суфьян Саври, рахимахуллах, говорил: «Иснад – оружие мусульманина. Если у него нет оружия, то чем же он будет сражаться?»

Благодаря тому, что учёные столь тщательно выбирали учителей, Коран и Сунна дошли до наших дней без изменений. Передатчики предотвратили искажение истинных знаний заблудшими. Учёными была разработана целая система, которая помогала отличить надёжного передатчика от ненадёжного.

Может возникнуть вопрос: какое отношение всё это имеет к суфизму?

Дело в том, что огромное количество заслуживающих доверия передатчиков знаний были суфиями. Более того, заблудшие, которые отвергают суфизм, не могут привести ни одной цепочки передачи знаний, в которой не было бы суфиев.

На одном из арабоязычных форумов у заблудших, которые отвергали суфизм, спросили: «Если суфии – заблудшие, а вы – на верном пути, то приведите хотя бы одну цепочку передатчиков, через которых до наших дней дошли Коран и хадисы, так чтобы в этой цепочке были бы лишь люди ваших убеждений (то есть тех, кто считает суфизм заблуждением) и не было бы суфиев». Противники суфизма не смогли назвать ни одной такой цепочки – во всех цепочках, которые они называли, оказывались суфии. Исламские учёные во все века придавали огромное значение истории, и в книгах мы можем найти информацию о любом более или менее известном учёном и о его убеждениях. Когда же на том форуме противникам суфизма начали приводить факты, которые свидетельствовали о том, что учёные из цепочки которую они же сами и привели, были суфиями или же относились к суфизму положительно, то они не нашли ничего лучше, чем ответить бранью и оскорблениями.

Я и сам не раз обращался к противникам суфизма на интернет-форумах с просьбой назвать хотя бы одну цепочку передатчиков, где не было бы суфиев, но до сих пор никто не удовлетворил мою просьбу. Что же удивляться тому, что они считают заблудшими нас, если они считают заблудшими даже своих учителей, через которых до них дошли Коран и хадисы?

Когда у основоположника ваххабизма (течение, активно сражающееся с суфизмом) Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба спросили: «То, с чем ты пришёл, передано через непрерывную цепочку учителей или нет?» – он ответил, что его учителя и учителя его учителей уже шестьсот лет являются многобожниками[7].

Теперь сравните эти слова со словами Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Заслуживающие доверия учёные из каждого последующего поколения будут нести это знание. Они будут исправлять то, что искажено впадающими в крайность фанатиками, опровергать измышления лжецов и толкования невежд». Мы не можем ставить под сомнение слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так как это достоверный хадис. Остается лишь один вывод: раз эти люди не могут привести цепочку передатчиков, которые разделяли их убеждения, тогда они заблуждаются так же, как и другие подобные им заблудшие.

Современные последователи ибн Абдуль-Ваххаба, называя заблудшими всех тех, через кого до них дошли знания, загоняют себя в угол. Они пытаются убедить нас, что получили знания от учёных, которые придерживались тех же взглядов, что и они, и считали суфизм заблуждением. Не знаю, на что они надеются, распространяя эту ложь… Наверное, на то, что мусульмане не станут изучать книги по истории и биографии учёных, ведь тому, кто знает историю, опровергнуть их слова не составит труда.

К примеру, последователи ибн Абдуль-Ваххаба говорят, что один из крупнейших ученых того времени Мухаммад Хаят, рахимахуллах, который жил в Медине и у которого в своё время обучался ибн Абдуль-Ваххаб, придерживался таких же убеждений, что и сам Абдуль-Ваххаб. Но это заявление не выдерживает никакой критики. Мухаммад Хаят был суфием. Джабарути, рахимахуллах, в «’Ажаибу ль-асар» пишет, что Мухаммад Хаят, рахимахуллах, взял тарикат от шейха Абдуррахмана ас-Сакафа, рахимахуллах, – шейха накшубандийского тариката. Книги, написанные им, также свидетельствуют о его отношении к суфизму. В частности, им были написаны толкования к книгам таких известных суфийских шейхов, как ибн Атаилла аль-Искандари, рахимахуллах, и аль-Хадад, рахимахуллах,. Ибн Марзук Шафи’и, рахимахуллах, пишет, что этот известный учёный предвидел, что ибн Абдуль-Ваххаб впадёт в заблуждение и введет в заблуждение других. То же самое говорил и другой известный ученый Мухаммад бин Сулейман аль-Курдий, рахимахуллах, у которого обучался ибн Абдуль-Ваххаб. Он написал книгу, опровергающую идеи ибн Абдуль-Ваххаба. Да даже отец основателя ваххабизма говорил, что его сын введет людей в заблуждение[8].

Когда мы читаем биографии известных ученых Ахлю-с-Сунна, то видим, что учителя хвалят их и что они относятся с большим почтением к своим учителям. Хадисы, которые мы приводили, свидетельствуют о том, что так и должно быть. Когда же мы углубляемся в изучение биографии основателя секты ваххабитов, то видим, что там всё наоборот. Он считает своих учителей и всех мусульман, которые за ним не последовали, заблудшими, и учителя, у которых он обучался, тоже считают его заблудшим. Как же он и его последователи далеки от тех учёных, которых описывает Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе!

Мы обращаемся к тем, кто отрицает суфизм и враждуют с суфиями: приведите хоть одну цепочку хотя бы одного из кираатов (чтений) Корана или хоть одну цепочку самого известного сборника хадисов «Сахиха Бухари», так чтобы в них не было бы суфиев. Если вы не можете этого сделать (а вы, конечно, не можете), побойтесь Аллаха и не отвергайте путь, которого держались те, кого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал заслуживающими доверия учёными. Те, кто будет исправлять то, что искажено впадающими в крайность фанатиками, опровергать измышления лжецов и толкования невежд.

В рамках маленькой статьи мы не можем полностью раскрыть эту тему, но, чтобы дать представление о тех, через кого до нас дошёл Коран и хадисы, приведу несколько примеров.

Что касается Корана, то большинство цепочек передач Корана сходятся на величайшем учёном Ахлю-с-Сунна. Это Закария аль-Ансари, рахимахуллах,  живший в 9-10 веке по Хиджре – великий учёный, которого считают обновителем религии своей эпохи. Он был учителем многих крупнейших учёных исламского мира, таких, как ибн Хаджар Хайтами, Ша‘рани, ар-Рамли, рахимахумуллах, и многих других. В его время не было никого, кто пользовался бы таким большим авторитетом в фикхе. Ибн Хаджар аль-Хайтами, рахимахуллах, говорит о нём: «Он самый великий из тех учёных, которых видели мои глаза…»[9]. К нему стремились учёные со всех концов исламского мира, чтобы учиться у него чтению Корана, так как он прожил 102 года и поэтому цепочка передатчиков Корана до Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, через него была короче всех остальных. Также он был суфием и писал книги о суфизме. Он сравнивает учёного, который не является суфием, с сухой лепёшкой без масла.

Хадисы (возьмём хотя бы самые известные книги по хадисам: «Сахих Бухари» и «Сахих Муслима») также дошли до нас через передатчиков, которые были суфиями. Если мы заглянем в толкование «Сахиха Муслима», написанное имамом Навави, рахимахуллах, то увидим, что в приведённой им цепочке передатчиков этой книги – множество суфиев. Сам Навави, рахимахуллах, тоже был суфием.

Многие составители известных сборников по хадисам и толкователи хадисов были суфиями или относились к суфизму положительно. И этому можно найти огромное количество свидетельств. Как же можно, зная это, отвергать суфизм, которого придерживались лучшие представители нашей уммы, посредством которых Аллах сохранил до наших дней Коран и хадисы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, без изменений?!

[1] قال صلى الله عليه وسلم : تركتُ فيكم شيئين لن تضلوا بعدهما : كتاب الله و سنتي

[2] قال صلى الله عليه وسلم : يَحْمِلُ هَذَا الْعِلْمَ مِنْ كُلِّ خَلَفٍ عُدُولَهُ يَنْفُونَ عَنْهُ تَحْرِيفَ الْغَالِينَ وَانْتِحَالَ الْمُبْطِلِينَ وَتَأْوِيلَ الْجَاهِلِينَرواه أحمد بسند صحيح، لكن روي موصولا من طريق جماعة من الصحابة، وصحح بعض طرقه الحافظ العلائي،

[3] تهذيب الأسماء – النواوي وفى الحديث الآخر: “يحمل هذا العلم من كل خلف عدوله ينفون عنه تحريف الغالين، وانتحال المبطلين، وتأويل الجاهلين”.
وهذا إخبار منه – صلى الله عليه وسلم – بصيانة العلم وحفظه وعدالة ناقليه، وأن الله تعالى يوفق له فى كل عصر خلفاء من العدول يحملونه وينفون عنه التحريف وما بعده فلا يضيع، وهذا تصريح بعدالة حامليه فى كل عصر، وهكذا وقع ولله الحمد، وهذا من أعلام النبوة، ولا يضر مع هذا كون بعض الفساق يعرف شيئًا من العلم، فإن الحديث إنما هو إخبار بأن العدول يحملونه لا أن غيرهم لا يعرف شيئًا منه، والله أعلم.

[4] الجامع لأخلاق الراوي وآداب السامع للخطيب البغدادي – ) 149/ ص 1 (ج 
137 – أنا محمد بن أحمد بن رزق ، قال : حدثني محمد بن أحمد بن الخطاب ، نا يوسف بن موسى المرورذي ، أنا مخيمر بن سعيد ، نا روح بن عبد الواحد ، نا خليد بن دعلج ، عن قتادة ، عن أنس ، قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : « إن هذا العلم دين فلينظر أحدكم ممن يأخذ دينه »

[5] حَدَّثَنَا حَسَنُ بْنُ الرَّبِيعِ حَدَّثَنَا حَمَّادُ بْنُ زَيْدٍ عَنْ أَيُّوبَ وَهِشَامٍ عَنْ مُحَمَّدٍ وَحَدَّثَنَا فُضَيْلٌ عَنْ هِشَامٍ قَالَ وَحَدَّثَنَا مَخْلَدُ بْنُ حُسَيْنٍ عَنْ هِشَامٍ عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ سِيرِينَ قَالَ إِنَّ هَذَا الْعِلْمَ دِينٌ فَانْظُرُوا عَمَّنْ تَأْخُذُونَ دِينَكُمْ (صحيح مسلم)
حَدَّثَنَا أَبُو جَعْفَرٍ مُحَمَّدُ بْنُ الصَّبَّاحِ حَدَّثَنَا إِسْمَعِيلُ بْنُ زَكَرِيَّاءَ عَنْ عَاصِمٍ الْأَحْوَلِ عَنْ ابْنِ سِيرِينَ قَالَ لَمْ يَكُونُوا يَسْأَلُونَ عَنْ الْإِسْنَادِ فَلَمَّا وَقَعَتْ الْفِتْنَةُ قَالُوا سَمُّوا لَنَا رِجَالَكُمْ فَيُنْظَرُ إِلَى أَهْلِ السُّنَّةِ فَيُؤْخَذُ حَدِيثُهُمْ وَيُنْظَرُ إِلَى أَهْلِ الْبِدَعِ فَلَا يُؤْخَذُ حَدِيثُهُمْ (صحيح مسلم)

[6]  قال عبد الله بن المبارك : الإسناد من الدين ، ولولا الإسناد لقال من شاء : ما شاء ، وعنه رحمه الله – مثل الذي يطلب أمر دينه بلا إسناد كمثل الذي يرتقي السطح بلا سلم. وقال سفيان الثوري : الإسناد سلاح المؤمن ، فإذا لم يكن معه سلاح فبأي شئ يقاتل.وقال الشافعي رضي الله عنه : مثل الذي يطلب الحديث بلا إسناد كمثل حاطب ليل. (شرح مسند أبي حنيفة)

[7] وقال لهرج لآخر مرة هذآ لدين الذي جئت بهمت صلا ممن فصل فقال لهحتى مشائخيو مشائخهما لىست مائة سنة كلهم مشركون (َالدُّرَرُ السَّنيَُّة فيِ الرَّدِّ عََلى الْوَهَّابِيَّةِ لاحمد بن زين دحلان)

[8]  الردّ على محمد بن عبد الوهـاب: لمحمد بن سليمان الكردي الشافعي، أستاذ ابن عبد الوهـاب وشيخه. 
ذكر ذلك ابن مرزوق الشافعي، وقال: “وتفرس فيه شيخه أنه ضال مضل كما تفرس فيه ذلك شيخه محمد حياة السندي ووالده عبد الوهـاب “.عجائب الآثار – ومات السيد السند صاحب الكرامات والإشارات السيد عبد الرحمن السقاف باعلوى نزيل المدينة. قال الشيخ العيدروس في ذيل المشرع: ولد بالديار الحضرمية ورحل إلى الهند فأخذ بها الطريقة النقشبندية عن الأكابر العارفين واشتغل بها حتى لاحت عليه أنوارها، وورد الحرمين فقطن بالمدينة المنورة وبها تزوج الشريفة العلوية العيدروسية من ذرية السيد عبد الله صاحب الرهط، وممن أخذ عليه بها الطريقة الشيخ محمد حياة السندي بإشارة بعض الصالحين وكان المترجم يخبر عن نفسه أنه لم يبق بيني وبين رسول الله صلى الله وسلم حجاب وأنه لم يعط الطريقة النقشبندرية لأحد إلا بإذن رسول الله صلى الله فيه وسلم

[9] وَقَالَ ابن حجر الهيتمي : وقدّمت شيخنا زكريا لأنه أجلُّ مَنْ وقع عَلَيْهِ بصري من الْعُلَمَاء العاملين والأئمة الوارثين 

Похожие материалы