Хадж Имдадуллах Мухаджир Макки

Шейх, блестящий выдающийся ученый (ариф), переселившийся в благословенный город Мекку, Имдадуллах ибн Мухаммад Амин аль-Умари ас-Санави был одним из святых, духовных путников (салик) и ученых. Все языки объединились в его восхвалении и превозношении.
 
Он родился в понедельник, за восемь дней до окончания месяца Сафар в 1233-м г. по хиджре в деревне Нанаутах в районе Сахаранпура. Он изучал книги на персидском языке, как было тогда принято. Он изучал «Аль-Хисн аль-Хасин» и «Аль-Маснави аль-Манави» Джаляледдина Руми у мауляны Каландар Бакша аль-Джалялябади, который изучал «Аль-Маснави» у муфтия Иляхи-Бакш аль-Кандехляви. Затем он переехал в Дели и находился в обществе шейха Насыруддина аш-Шафии, муджахида, и изучал тасаввуф под его руководством. После его мученической смерти он вернулся в Сана Бхаван и оставался там некоторое время. Затем он поехал в Лохари и оставался в обществе шейха Нур-Мухаммада аль-Джанджханави и изучал тасаввуф под его руководством. Всевышний Аллах открыл перед ним двери познания (ма’риф) и сделал его одним из ученых (уляма), кто был утвержден в познании. По указанию своего шейха он продолжил духовное руководство и обучение людей.
 
[Мусульмане и народ этой страны (Индии) восстали против англичан в 1274-м г. по хиджре. Группа ученых, набожных и усердных людей из мусульман восстали в районе Сахаранпура и объявили войну англичанам. Они избрали шейха Имдадуллаха своим вождем (амиром). Эти две стороны сошлись между собой на равнине Шамли, деревне в районе Музаффарнагар, где Хафиз Мухаммад Дамин стал шахидом. Удача отвернулась от мусульман, и над ними утвердилась власть англичан. Они были безжалостны ко всем, кого подозревали в участии в восстании. И на земле не стало места для усердных и практикующих ученых, их поле деятельности в Индии стало ограниченным. Некоторые из них предпочли скрываться и действовать втайне, а другие были вынуждены уехать из страны (совершить хиджру). Шейх Имдадуллах решил переселиться в Мекку аль-Мукаррама. Он приехал в благословенный город в 1276-м г. по хиджре и остался там. Его первым местом жительства была область ас-Сафа в Мекке, позже он переехал в район Харат-аль-Баб, где оставался до конца своей жизни, пока не встретился со своим Господом.
 
В течение долгого времени он жил в больших трудностях, бедности и нищете, как это было присуще святым прежних времен. Все эти трудности он терпеливо переносил в ожидании награды и был доволен ими, пока Аллах не изменил обстоятельства и не даровал ему облегчение. Он постоянно был занят духовной борьбой (муджахада) и поклонением, сердцем и душой устремляясь к Аллаху. Он постоянно пребывал в поминании Аллаха (зикр) и размышлении, его сердце было исполнено света и знания. Сам он оставался терпеливым в своем поклонении. Он всегда был скромным перед людьми, несмотря на свой высокий уровень и благородство. Он почитал знание и ученых и проявлял почтение к Сунне и Шариату, в результате чего Аллах внушил любовь к нему в сердца Своих рабов, так что сердца великих ученых и уважаемых шейхов устремились к нему и получили благословение от него, ищущие познания и совершенства устремились к нему из отдаленных земель. Аллах дал успех его методу тарбийя (духовного обучения), и свет его тарика (духовного пути) распространился по отдаленным странам. Он возродил тарикат Чишти-Сабри, великие ученые и простые люди, ищущие познания, присоединились к нему и вступили под его руководство]. Через него Аллах принес пользу многим людям, чье количество нельзя подсчитать. Самыми известными среди них были: шейх Касим ан-Нанотви, шейх Рашид Ахмад аль-Гангохи, мауляна Якуб ан-Нанаутви, молви Ахмад Хасан аль-Амрохи, молви Мухаммад Хусейн и молви Ашраф Али ас-Санави. Все они стали в свою очередь шейхами, и множество людей получили их баракат.
 
[Шейх Имдадуллах был среднего роста, его даже можно было назвать высоким. Он был хрупкого сложения, у него была смуглая кожа и большая голова. У него был широкий лоб с красивыми бровями и широко расставленными глазами. Он обладал приятной речью и был дружелюбен. Он всегда улыбался, а ел и спал очень немного. Любовь к Аллаху сделала его слабым, а духовная борьба (муджахада) и духовные размышления сделали его худым. Он был чрезвычайно терпеливым, благородным и обладал многими хорошими качествами. Люди, придерживающиеся разных точек зрения и методов (машраб), были объединены (объединялись) в любви к нему и получали благодать (баракат) через него. Он был терпимым к людям относительно второстепенных вопросов фикха (джузи-масаиль) и в различиях между мазхабами. Он не был фанатично предан только своей богословской школе и не придерживался чрезмерно строгой точки зрения. Он страстно любил «Аль-Маснави аль-Манави» и всегда был занят его изучением путем размышления над ним, обучения, диктования его или медленного его чтения – он также советовал своим ученикам читать и размышлять над его содержанием.
 
У него было несколько литературных трудов, все они посвящены любви к Аллаху, марифа (познанию) и тасаввуфу. Среди них: «Зийя аль-Кулюб» на персидском языке, «Иршад-и-Муршид», «Гюльзар-и-Марифа», «Тухфат аль-Ушшак», «Джихад-и-Акбар», «Гиза-и-Рух» и «Дарднама-и-Гумнак» на языке урду. Главные (основные) из них написаны в поэтической форме].
Он умер в среду 12 числа месяца Джумадаль-Ухра, в 1317-м г. по хиджре в Мекке. Он был похоронен в «Аль-Малят» со стороны шейха Рахматуллаха аль-Киранви.
 

Примечания переводчика

 
Биография шейха Имдадуллаха аль-Фаруки ас-Санави находится в восьмом томе труда аллямы Саййида Абдуль-Хайя ибн Фахруддина аль-Хасани «Аль-Илям би ман фи Тарих аль-Хинд мин аль-Алям» (также известного как «Нузрат аль-Хаватир ва Бахьят аль-Масами валь-Навазир»), это исторический восьмитомный труд, посвященный биографиям замечательных людей Индо-Пакистанского континента.
 
Шейх Сайид Абуль-Хасан Али аль-Хасани аль-Надви, уважаемый сын автора этой работы, пишет в предисловии к последнему тому, что, поскольку его отец умер до завершения этой работы, он с осторожностью взял на себя задачу завершить эти биографии, используя тот же метод и стиль написания, что и его выдающийся отец.
 
Он добавляет, что восьмой том содержит 559 биографий, 350 из которых остались полностью или частично незаполненными или в них были пропущены важные детали, так как биограф умер прежде, чем сам человек, чью биографию он писал. Для того чтобы отделить его дополнения и записи его отца, шейх использовал скобки, которые были сохранены в переводе выше.
Похожие материалы