Хафиз Усман. Легендарный каллиграф, установивший стандарт в написании мусхафов

Хафиз Усман Каишзаде-эфенди был ученым, вали, захидом и великим хаттатом (каллиграфом) своего времени.

Он родился в 1642-м г. (1052 х.) в городе Стамбул. Его отец Али-эфенди был муадзином мечети Хасеки. Так как он жил через 100 лет после великого хаттата шейха Хамидуллаха-эфенди и стал родноначальником новой эпохи в исламской каллиграфии, его прозвали «шейх сани» (второй шейх). Он умер в 1698-м году (1110 х.) в Стамбуле и был похоронен в районе Коджа Мустафа-паша в саду суфийской обители Сунбуля-эфенди.

Из-за того что раннем детстве он выучил Благородный Коран, окружающие стали называть его хафизом Усманом. Его адаб и любовь к Книге Всевышнего Аллаха привлекала к нему внимание людей. Поглощенный желанием овладеть техникой арабской каллиграфии, он становится учеником мастера хатта Дервиша Али-эфенди. Впоследствии он также получил иджазу по «аклям ситта» (по таким почеркам, как сулюс, насх, мухаккак, райхани, тауки, рука’) от Суёлджу-заде. К тому времени ему было всего лишь 18 лет. В 1659-м году (1070 х.) он становится учеником Нефес-заде Исмаиль-эфенди, владевшего лучше всех в то время техникой и стилем шейха Хамидуллаха. И он овладел всеми тонкостями техники хатта шейха, так что даже опытные мастера не могли отличить его работы от работ его великого предшественника.

Хафиз Усман до достижения сорока лет работал, используя технику шейха Хамидуллаха. С 1679-го года (1090 х.) начали появляться работы, выполненные почерками сулюс и насх, в его собственной совершенно оригинальной технике (усуль). Подобно тому, как шейх Хамидуллах заставил забыть своего предшественника в этой науке шейха хаттата Якута аль-Мустасими, жившего в седьмом веке хиджры, так и хафиз Усман затмил известность шейха Хамидуллаха. И отныне, когда речь заходила о «хусну хатте» (мастерстве красивого почерка), на ум приходил лишь хафиз Усман. Даже известный хаттат своего времени Исмаиль-ага из Агакапы, говоря о хафизе Усмане, сказал: «Мы лишь знали, что такое «хусну хатт», а Усман-эфенди писал им». В 1694-м г. хафиз Усман стал учителем каллиграфии падишаха Султана Мустафы-хана II.

Так как хаттат Усман сам являлся хафизом Корана, его мучил вопрос написания такого мусхафа, который бы облегчил заучивание Корана для учеников. Он хотел, чтобы последний аят каждой страницы заканчивался на ней, а не переходил, обрываясь, на следующую, что доставляет неудобство заучивающему. Много лет он вынашивал эту мысль, но не знал, как ее осуществить. Наконец, по Воле Аллаха он нашел выход. Он подумал: чтобы каждый аят заканчивался в конце страницы, нужно взять самый длинный аят Корана за основу страницы. И это 282-й аят суры «Аль-Бакара», известный как «аят мудайана» (аят про долг). После он взял самые короткие суры «Каусар» и «Ихляс» за основу строки. Он написал каждую из них в одну строку и, подгоняя по них, написал 282-ой аят «Аль-Бакары». В итоге получилось 15 строк. И остальные страницы он стал писать по образцу этой страницы. Таким образом, джуз стал состоять из 20 страниц.

 (282-ой аят суры Аль-Бакара – самый длинный аят в Священном Коране)

 

Впоследствии его мусхаф копировали многие хаттаты, которые распространили по всей территории Османского халифата. Таким образом, он стал родоначальником стандарта написания мусхафа, который действует по сей день. И все известные издания мусхафа, написанные такими хаттатами, как Усман-таха (издается в арабских странах, известный как «мединский» мусхаф), Ахмад Хусрав (печатается издательством «Хайрат»), Хамид Айтач (издательство «Хизмат»), Мухаммад Озчай (издательство «Танвир») и т. д., взяли за основу мусхаф, написанный хафизом Усманом.

Несмотря на то, что хафиз Усман был учителем самого султана, его нрав от этого никак не изменился, он отличался скромностью и щедростью. Каждую пятницу в завии своего шейха он раздавал свои каллиграфические работы дервишам, чтобы они могли продать их и купить все, что им нужно на вырученные деньги.

Он не любил проводить время впустую: он либо учился, либо учил, либо занимался поклонением.

Он постоянно упражнялся в каллиграфии, чтобы не потерять сноровку, так что даже на пути в хадж он что-нибудь писал при каждой остановке. К концу жизни его парализовало. Сам султан заботился о его здоровье, посылая к нему лекарей. По Воле Аллаха он выздоровел и прожил еще три года. Вплоть до самой смерти он продолжал трудиться и писать свои каллиграфические работы. Последний урок он дал Амиру-эфенди из Едикуля, они занимались написанием фразы из стиха имама Зейн аль-Абидина «Ва айкана аннаху яум аль-фирак» (он был уверен, что это день его расставания) – и, на самом деле, через два часа он покинул этот мир.

Хафиз Усман не прекращал без отдыха трудиться на протяжении сорока лет. За это время он написал 25 мусхафов, много экземпляров «Даляиль аль-хайрат» имама аль-Джазули и великое множество шамаилей.

Однажды во сне он удостоился встречи с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Проснувшись, он сразу же придумал написание «хилья саадат» (лист с описанием внешности Пророка (мир ему и благословение Аллаха)), взяв за основу риваят от Али (да будет доволен им Аллах).

(Хилья саадат хафиза Усмана)

(Хилья саадат хафиза Усмана)

За свою жизнь он воспитал множество учеников, но никогда не брал за обучение плату. Наоборот, он сам помогал нуждающимся ученикам в приобретении бумаги, калямов (палочек для каллиграфии) и чернил. Число получивших иджазу от хафиза Усмана достигло 50-ти человек. Самые известные из них – Сеййид Абдуллах-эфенди из Едикуля, Анбари-заде, дервиш Али-эфенди, Хасан Ускудари, Мухаммад-эфенди из Бурсы, Курт-заде Ибрагим из Бурсы, дервиш Мухаммад Кевкек и Юсуф Руми.

(Последняя страница мусхафа хафиза Усмана. Современное турецкое издание)

Использованная литература:

1. Тухфатуль-хаттат. С. 301.
2. Хатт ва хаттатан (Хабиб-эфенди). Стамбул, 1305 г. С. 121.
3. Сиджилли Усмани. Т. 3. С. 421.
4. Сафинатуль-Аулия. Т. 3. С. 297.
5. Камусуль-А’лям. Т. 3. С. 1914.
6. Энциклопедия исламских ученых. Т. 16. С. 357.

 

Похожие материалы