Вопрос: Уважаемый шейх, что вы думаете насчет того, что в Судный День возможна отмена адского наказания на основании того, что Всевышний Аллах делает то, что пожелает, и что недопустимо нарушение обещания, а не угрозы?
Ответ: Допустимость отмены адского наказания на основании того факта, что Всевышний Аллах делает то, что пожелает, недействительна ни при каких обстоятельствах, потому что Могущество Всевышнего Аллаха распространяется только на то, что пожелал Он Сам, а Его Воля соответствует Его Знанию.
Соответственно, то, относительно чего существует Знание Всевышнего Аллаха, что оно будет существовать, того Он и желает; относительно же того, чего нет в Знании Аллаха, что оно будет существовать, того Он не желает.
Между Его Знанием, Волей и Могуществом нет какой-то временной последовательности, все Его атрибуты предвечны. То, о чем поведал Всевышний Аллах, — это истина и реальность. Относительно этого в Коране приводится множество аятов, например: «Для тех, которые не уверовали, выкроят одеяния из Огня, а на головы им будут лить кипяток. От него будут плавиться их внутренности и кожа. Для них уготованы железные палицы. Каждый раз, когда они захотят выбраться оттуда и избавиться от печали, их вернут обратно. Вкусите мучения от обжигающего Огня!» (Коран, 22:19-23)
В Коране также приводятся аяты о том, что обитатели Ада сказали то-то и то-то, и им ответили то-то и то-то, что они взывают к стражнику Ада и кричат там; также есть другие аяты, содержащие подробности того, каким будет их состояние. Если бы эти предания не сбылись, то они были бы ложными, а это недопустимо в отношении Всевышнего Аллаха.
Да, Аллах ничто не обязан делать. Мир со всеми его индивидуумами, как Рай, Ад, небо, земля, люди, джинны, подпадает под категорию возможного, то есть чье бытие и небытие равносильно. Аллах не обязан создавать мир, и если Он создал его, Он может его и уничтожить. Возможность его бытия и небытия равны на весах разума, и ни одна из них не перевешивается иначе как по воле Аллаха.
Возможность наказания или прощения кого-либо допустима разумом. Однако нельзя полагаться на простую рациональную допустимость отмены адского наказания, уничтожения Ада или отсутствия наказания в нем, ибо Всевышний Аллах поведал нам о Своих Знании и Воле; для нас является обязательным верить в то, что Он поведал нам. Мы должны твердо верить, что Ад вечен, и недопустимо, чтобы он исчез; также мы должны верить, что его обитатели вечно останутся в мучениях. Противоположное этому недопустимо и Шариатом, и разумом, а не само по себе, а лишь потому, что в Знании Всевышнего Аллаха не было этого.
Что же касается нарушения угрозы, то есть того, что Аллах может простить верующего грешника, то это допустимо разумом и установлено Шариатом: «Поистине, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (Коран, 4:48). А Аллаху известно лучше!
11 рамадан 1445 года по хиджре (21 марта 2024 года)
Источник: страница шейха Сейфа аль-Асри на Facebook (социальная сеть запрещенная в России).