Дозволено ли изображать пророков?

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Тому, кто возвысил и сделал совершенной степень своих пророков и посланников, очистил их благословенного господина и предводителя даже от самых незначительных недостатков, не говоря уже о больших, возвеличил их миссию среди обитателей небес, распространил их благоухание в плодоносных долинах. Они – приверженцы Всевышнего и Его спутники, и благодаря им закон Аллаха (шариат) и Его религия охватили мир джиннов и мир людей. Да будут с ними Благословение, Мир, Милость и Благодать Всевышнего Аллаха, и да будет Он доволен их последователями и наследниками.

Далее… В году 1425 от переселения (хиджры) лучшего из творений я был приглашён в гости к одному уважаемому человеку. В тот момент, когда я собирался выйти из его дома, я обнаружил остальных гостей в коридоре разглядывающими рисунок, висевший на стене. Когда я взглянул на него, то обнаружил изображение безбородого юноши с красивой внешностью и чалмой на голове. Я спросил: «Кто здесь изображён?», и мне ответили, что это Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Затем я спросил: «Откуда он?», и мне поведали, что это портрет авторства монаха Бахири, который тот нарисовал после встречи с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его дядей абу Талибом по дороге в Шам.

Это был первый раз, когда я услышал об этом и увидел рисунок, который выдавали за изображение самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и я поспешил опровергнуть это.

Затем в году 1428 моя жена спросила меня: «Существует ли рисунок, на котором изображён Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)?», и я ответил, что такого рисунка нет. После чего она сказала: «Одна из студенток показала мне такой рисунок на своём телефоне и сказала, что это именно он (да благословит его Аллах и приветствует)!»

Я заверил её, что это ложь, на что она ответила:

– Изображение пророков (мир им всем) – это обычай христиан!

– Да, наш же шариат категорически запрещает изображение каких-либо живых существ, не говоря уже о пророках! – согласился я.

Она попросила меня письменно разъяснить шариатское постановление об этих рисунках, дабы направить невежественных людей к истине. Я же, в свою очередь, узрел в этом обязанность ответить на её просьбу с целью рассказать мусульманам, что положение пророков (мир им) настолько высоко, что художники не могут своей кистью перенести на холст их красоту и совершенство, ведь это под силу только истинному их Создателю, Преславен Он, Дающему облик своим творениям. Также моей целью было просветить их, что изображение пророков есть не что иное, как дерзость и один из видов противоречий шариату, а тот, кто осознал это, обязательно должен выразить порицание.

Актёрская игра и артистическое представление жизни пророка Аллаха Юсуфа (мир ему) и мессии Исы (мир ему) в фильмах также усугубило  мою озабоченность стремлением распространить эту фетву. Да благословит Аллах нашего Пророка и пророков Юсуфа и Ису!

Свою фетву я разделил на две части:

– первая расскажет о запрете изображения нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его братьев из числа почтенных пророков, а также о запрете приобретения и хранения таких изображений и об аргументах к этому;

вторая часть расскажет об опровержении того, что представляется как доказательство дозволенности изображения пророков (мир им) и приобретении таких рисунков.

Я прошу Аллаха, Велик Он и Возвышен, сделать содержание этой фетвы окончательным ответом, соответствующим истине, упразднить посредством неё это мерзкое нововведение, очистить и возвысить положение почтенных пророков, да пребудут над ними и над нашим пророком самая чистая молитва и всесовершеннейший мир, и вся хвала Аллаху, Господу миров!

Раздел первый

О запрете изображения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его братьев, достопочтимых пророков, а также о недозволенности приобретения таких изображений и приведение доказательств этого.

Не дозволяется изображение Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и других пророков (мир им всем и милость от Аллаха), будь то изображение всего его благословенного тела или же его части; вручную оно было нарисовано или же другим способом; на бумаге оно нарисовано, на доске, одежде или других поверхностях; вышито ли оно на тканях или же отлито в какой-либо форме или фигуре, запрещена даже фотография чего-либо из вышеперечисленного.

Приобретение изображений, о которых ложно заявляется, что на них запечатлён наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) или же другие пророки и посланники (да пребудет над ними мир и благословение Аллаха), запрещается, так же, как и их распространение среди людей. Тому, кто станет свидетелем подобного, следует немедленно отвергнуть это и приложить все усилия, чтобы уничтожить эти рисунки, а также предостеречь людей от их распространения, как на это указывают шариатские доводы.

Довод первый

Явные по смыслу, достоверные по цепочке передачи священные тексты недвусмысленно запрещают изображение живых существ, а следовательно, и пророков (мир им и благословение).

Под изображением мы имеем здесь в виду как то, что отбрасывает тень, например, скульптуры, так и то, что не отбрасывает тени, например, рисунки, сделанные вручную или другим способом – вышиванием или резьбой, мозаичным мощением или другими видами изображения. Под этот запрет не подпадает фотография из-за неоднозначности шариатского решения в отношении неё в наше время, потому что это современное изобретение, которого не было во времена пророков, и не дозволяется утверждать, что есть фотография кого-либо из них, поэтому вопрос о фотографиях изначально не входит в тему нашего исследования.

Священные тексты, указывающие на запрет изображений живых существ

Имам аль-Бухари передал от Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) следующие слова: «Я слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Самому сильному наказанию в День суда подвергнутся люди, которые создавали изображения”»[1].

Там же («Сахих» аль-Бухари) от Ауна ибн Джухайфата, а тому – от его отца (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он купил мальчика-раба, работающего хаджамом[2], и сказал: «Поистине, Пророк запретил делать кровопускание за деньги, продавать собак и заниматься проституцией. Также он проклял тех, кто питается за счёт ростовщичества, и тех, кто берёт за это деньги; делающих татуировки и просящих сделать их; создающих изображения».[3]

Там же передаются слова Саида ибн Аби Арубы: «Я слышал, как ан-Надр ибн Анас ибн Малик передал, что Катада сказал: “Я был у ибн Аббаса, и они (люди) спрашивали его (просили фетву), а он отвечал им и не упоминал Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)[4] до тех пор, пока его не попросили [об этом], и только тогда он сказал: “Я слышал, как Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Кто создал (нарисовал) изображение в этом мире, от того в День суда потребуют вдохнуть душу в своё изображение, но он не сможет этого сделать”.[5]  В другой версии сказано: “Кто создал (нарисовал) изображение в этом мире, тот будет наказан, и от него в День суда потребуют вдохнуть душу в своё изображение, но он не сможет этого сделать”“”».[6]

Муслим передал, что Саид ибн аль-Хасан сказал: «Один человек пришёл к ибн Аббасу и сказал: “Я – человек, рисующий картины, дай мне правовое решение по этому вопросу!”, тогда ибн Аббас сказал несколько раз: “Подойди ко мне!”, пока этот человек не приблизился к нему, тогда ибн Аббас положил свою руку ему на голову и сказал: “Я сообщаю тебе то, что слышал от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а он сказал: “Каждый создающий (рисующий) [живых существ] будет в огне. Аллах создаст для каждого его рисунка душу, а затем они будут наказывать его в Аду. Если же тебе необходимо рисовать, то рисуй деревья и то, в чём нет души (неодушевлённое)”“»[7].

Имам ан-Навави сказал в комментарии к «Сахиху» Муслима: «Учёные нашего и других мазхабов сказали, что запрет на рисование живых существ является отягчающим обстоятельством, и это один из больших грехов! Потому что за него обещано серьёзное наказание, упомянутое в хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И не важно, рисует человек посредством того, что возбраняется, или нет – такое занятие запрещено в любом виде, потому что в этом заключается уподобление Аллаху в акте творения, будь то рисунок на одежде, ковре, дирхаме, динаре (монетах), кувшине, стене или на других поверхностях».[8]

Имам Муслим передал от абу Тальхи, а тот – от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) следующие слова: «Ангелы не заходят в дом, в котором есть собака или нарисованное изображение»[9]

Имам ан-Навави написал в комментарии к «Сахиху» Муслима: «Учёные сказали: “Причина запрета на хранение в доме рисунков в том, что это мерзкий грех и в этом заключается уподобление Аллаху в акте творения. А на некоторых из этих рисунков изображено то, чему поклоняются помимо Аллаха Всевышнего!».

Запрет, о котором говорится в почтенных хадисах, является общим для любых изображений, будь это нечто, отбрасывающее тень, например, изваяние, или же рисунок, который наносится на плоскость, например, на стену, доску, одежду или что-либо другое, как на это указал имам ан-Навави.

Он также сказал: «При этом нет разницы между тем, что отбрасывает тень, и тем, что не отбрасывает. Это краткое изложение проблематики в нашей правовой школе. Такое же мнение высказали большинство учёных-сподвижников, их последователей (табиины) и тех, кто был после них. Это мазхаб ас-Саури, Малика, абу Ханифы и других. Некоторые праведные предшественники сказали: «Пришёл запрет на создание изображений, отбрасывающих тень, однако в отношении изображений, которые не отбрасывают тени, нет запретов». Это мнение ложное[10], потому что никто не сомневается в том, что ткань с рисунком, в отношении которой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выразил порицание, также является порицаемой, даже несмотря на то, что этот рисунок не отбрасывает тени. Также есть другие хадисы с абсолютным запретом на изображение [живых существ]»[11].

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал: «Обобщённость (запрета) на то, что отбрасывает тень, и на то, что не отбрасывает её, усиливается хадисом, выведенным имамом Ахмадом из хадиса Али, согласно которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас переселится в Медину, то пусть не оставляет в ней идола, не разрушив его, и не оставляет рисунка, не замазав его»[12].

Касательно же изображения чего-либо запретного, то оно тоже запрещено, в соответствии с хадисом, приведённом двумя шейхами (аль-Бухари и Муслим) от госпожи Аиши (да будет доволен им Аллах), согласно которому она взяла шторку, на которой были изображения, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разорвал её на части и сделал из них две подушки, на которых он в дальнейшем сидел. В таком виде хадис привёл аль-Бухари[13].

Муслим приводит хадис другими словами: «Когда он увидел эту ткань, то разорвал её, лицо его вспыхнуло, и он сказал: «О Аиша, самому сильному наказанию в Судный день будут подвергнуты те, кто уподоблялся Аллаху в акте Его творения!». Аиша сказала: «И мы разделили эту ткань на части и сделали из неё подушку или две подушки»[14].

Хафиз ибн Хаджар сказал: «Он сказал: “…на которой были изображения (тамасиль)”. Тамасиль – множественное число слова «изображение» (тимсаль) – это вещь, которая нарисована. Сюда входит всё объёмное (скульптура) или выгравированное, рисунок маслом и вышивка на одежде»[15].

Я же считаю, что его толкование слова «изображение» подтверждается версией Муслима от госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах), согласно которой она расстелила покрывало, на котором были рисунки. Затем зашёл Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сорвал его. Аиша сказала: «И я поделила его на части и сделала две подушки»[16]. В версии, переданной от Абдуррахмана ибн аль-Касима, говорится: «Я слышал, как аль-Касим передавал от Аиши, что у неё была ткань с изображениями, протянутая до “сахва” (небольшая палатка из ткани внутри дома). И когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) захотел помолиться, направившись в её сторону, сказал: “Убери её от меня”. Аиша сказала: “Я взяла эту ткань и сделала из неё подушки”»[17].

Имам ан-Навави сказал: «Слова Аиши “разорвал её на части” означают, что он разделил ткань, тем самым уничтожив рисунок, изображённый на ней. После упомянутых версий госпожа Аиша ясно рассказала, что на ней был изображён крылатый конь, на котором также был рисунок. Этим аргументируют необходимость устранения порицаемого вручную, уничтожение запрещённых изображений и дозволенность выражения гнева при виде порицаемого»[18].

Имам аль-Бухари передал, что ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Джибриль (мир ему) обещал прийти к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), но задержался, и Пророк начал беспокоиться и вышел из дома. Когда Пророк встретил его, то пожаловался, и тогда Джибриль сообщил: “Мы не заходим в дома, в которых есть изображения или собака”»[19].

Причина того, что Джибриль не вошёл в дом, была в том, что под кроватью Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) находился щенок, как пояснила госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах); это передал Муслим.[20]

Имам аль-Бухари тоже передал от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что она сообщила Пророку, как купила небольшую подушку, на которой были рисунки, и когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел их, то встал возле дверей и не вошёл. Тогда она поняла по его лицу, что ему неприятно, и спросила: «О посланник Аллаха, я каюсь перед Аллахом и Его посланником, что за грех я совершила?», он сказал: «Что это за подушки?», «Я купила их для того, чтобы ты сидел на них и подкладывал себе под голову», – ответила она, на что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заявил: «Поистине, создатели этих изображений будут подвергнуты наказанию в День суда, и им будет сказано: “Оживите то, что вы создали!”» А затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) продолжил: «Поистине, в дом, в котором имеются изображения, не заходят ангелы»[21].

Хафиз ибн Хаджар сказал: «Что касается его слов “поистине, создатели этих изображений” и до конца хадиса, а также его слов поистине, в дом, в котором имеются изображения, не заходят ангелы», то второе предложение подобно запрету ангелам входить в такие дома. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сначала сообщил о наказании для тех, кто создаёт изображения, и поставил их перед вторым предложением о запрете ангелам входить в такие дома, потому что хотел предостеречь людей, дабы те не хранили эти рисунки у себя, ведь, как известно, если предупреждение относится к тем, кто создаёт изображения, то оно относится и к тем, кто использует их. Это потому, что их рисуют для других людей, и, следовательно, создающий их выступает причиной их использования, а использующий их непосредственно подпадает под запрет. Таким образом, предупреждение в этом хадисе относится в первую очередь к тому, кто использует и хранит такие изображения. Также одно из полезных значений хадиса в том, что в запрете рисования нет разницы между плоскими изображениями или объёмными изваяниями, между картиной маслом и гравюрой, резьбой по камню и вышивкой на ткани. Однако другая группа учёных считает, что вышитые на тканях изображения не подпадают под запрет».

Два шейха (аль-Бухари и Муслим) привели слова госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл из путешествия, в это время я закрыла дверь ворсистой тканью – “дурнук”, на которой был изображён крылатый конь. Пророк приказал мне, и я сняла её»[22]. В таком виде хадис упомянул имам Муслим, аль-Бухари же передал его так: «…я вывесила дурнук, на котором были изображения»[23].

Также Муслим привёл слова госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Зашёл ко мне Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в то время, как на мне была тонкая ткань, на которой был рисунок. Его лицо изменилось в цвете, и он взял эту ткань и разорвал на части, затем сказал: «Самому сильному наказанию в День суда будут подвергнуты те, кто уподоблялся в акте творения Аллаху»[24].

Выведено также от Абу Зур’а: «Я зашёл с Абу Хурайрой в дом Мирвана и увидел там изображения, а затем сказал: “Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произнёс: “Сказал Аллах, Возвышен Он и Велик: “Кто может быть несправедливее того, кто (пытается) создавать вещи, как создаю их Я, пусть же они создадут пылинку, семечко или ячменное зёрнышко”“»[25].

В версии хадиса, которая пришла после этой, написано: «…и он увидел художника, который рисовал в этом доме» и далее до конца хадиса.[26]

Имам ан-Навави сказал: «Что касается хранения изображений живых существ, то если их вешают на стену, надевают как одежду или как головной убор, и люди возносят их, то это запретно. Если же эти изображения находятся на коврах, по которым ходят, подушках и чём-то, подобном этому – то есть на вещах, которыми люди пренебрегают, то они не запрещены»[27].

Очевидно, что тот, кто считает какой-либо рисунок настоящим изображением нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или какого-либо другого из пророков (мир им), будет обязательно возвеличивать его, возносить и вешать на стену или делать нечто подобное, а это запрещено, как видно из слов имама ан-Навави, который опирался на упомянутые достоверные хадисы.

Если же такой человек не будет возвеличивать их, а наоборот, будет оставлять их в неподобающих местах [продолжая считать эти рисунки изображениями пророка], например, бросать на землю, сидеть на них и тому подобное, то это тем более запрещено. Но запрещено не потому, что это изображение действительно принадлежит пророку, а по той причине, что в этих действиях выражается пренебрежение, издевательство [над пророком] и плохое отношение [к нему], учитывая мнение этого человека, [что рисунок действительно изображает пророка]. Если человек думает, что это портрет пророка, и всё равно относится к нему без должного уважения, как уже было упомянуто, с намерением поиздеваться и выказать пренебрежение, то он совершает акт неверия – упаси Аллах, несмотря на то, что мы считаем это изображение ложно приписываемым пророку!

Довод второй.

Вторым доводом является тот факт, что до нас дошли достоверные однозначные сообщения о конкретном запрете изображать на бумаге пророков (мир им), а также немедленное порицание и устранение этого. Достоверно подтверждено, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выражал порицание, когда многобожники рисовали пророков, не медлил с уничтожением этих рисунков и идолов и приказывал поступать таким же образом.

Ахмад и аль-Бухари привели слова ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах): «Поистине, когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вошёл в Мекку, то отказался входить в Каабу, в которой на тот момент были идолы. Он приказал вынести их оттуда, и они (сахабы) вынесли из Каабы портреты Ибрахима и Исмаила, в руках у которых были изображены стрелы для гадания. После этого пророк сказал: “Да разразит их Аллах! Клянусь Аллахом, ведь они (многобожники Мекки) знали, что Ибрахим и Исмаил никогда не гадали по стрелам!”, затем Пророк зашёл в Каабу, подошёл к каждому углу и возвеличил Аллаха (сделал такбир), однако не помолился в ней»[28].

Если же кто-то скажет, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) порицал только выдумку многобожников о том, что эти два пророка использовали стрелы для гадания, а не само их изображение, то ответом на это будет следующее – он подверг порицанию сразу две вещи, как это явно указано в другой версии хадиса от имама аль-Бухари, переданной от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Зашёл Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в Каабу и нашёл в ней изображение Ибрахима и Марьям и сказал: “Они (многобожники) ведь слышали, что ангелы не входят в дом, в котором имеется изображение, это изображение Ибрахима, но он не гадал по стрелам”»[29].

В книге «Ад-Даляиль» в версии хадиса от аль-Байхаки, переданной от ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сказано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), увидев изображения в Каабе, не входил в неё, пока по его приказу не стёрли то, что было на её стенах. Затем он увидел изображения Ибрахима и Исмаила со стрелами для гадания в руках и сказал: «Да разразит их (многобожников) Аллах, клянусь Аллахом, они никогда не гадали по стрелам»[30]. Ибн Абу Шайба добавил от Акрама (да будет доволен им Аллах): «Затем он приказал принести ткань, намочил её и стер изображения пророков»[31].

Также передаются слова ибн Умара (да будет доволен им Аллах): «Мусульмане переоделись в изары, взяли вёдра и, декламируя стихи о Зам-зам, стали омывать Каабу внутри и снаружи и не оставили в ней и следа от многобожников»[32].

Ахмад и абу Давуд, ибн Хиббан и аль-Байхаки, аль-Азраки и ат-Табарани вывели (некоторые из них – от ибн Джурайха, тот – от аби Зубейра, а тот – от Джабира ибн Абдуллы (да будет доволен им Аллах); некоторые – от Вахба ибн Мунаббиха, а тот – от Джабира), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал Умару ибн аль-Хаттабу во время открытия Мекки, будучи в местности Батха, зайти в Каабу и стереть в ней все изображения, а сам он (Пророк) не входил в неё, пока не были стёрты все рисунки»[33].

В версии имама Ахмада и других имамов, переданной от Джабира (да будет доволен им Аллах), сказано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил изображения в Каабе и запретил их рисовать. Также он сообщил, что пророк, будучи в аль-Батха, приказал Умару ибн аль-Хаттабу во время открытия Мекки зайти в Каабу и стереть все изображения в ней, а сам же он не зашёл в неё пока не были стёрты все изображения»[34].

В другой версии хадиса, переданной от имама Ахмада, а тому – от Джабира (да будет доволен им Аллах), говорится, что он сказал: «В Каабе были изображения, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал Умару ибн аль-Хаттабу стереть их, затем Умар намочил одежду и стёр их. После этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) зашёл в неё и не нашёл в Каабе ни одного из этих рисунков»[35].

Это многочисленные и однозначные священные тексты о запрете на изображения пророков (мир им) и о стремлении к их немедленному уничтожению и порицанию.

Приказ Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) стереть увиденные им изображения пророков (мир им всем и благословение Аллаха) является основанием, на которое опираются те, кто уничтожает рисунки, на которых, как утверждается, изображён кто-либо из пророков, и в их уничтожении нет ничего, что могло бы как-то противоречить уважению к пророкам, любви ним или их возвеличиванию. Наоборот, оставление этих рисунков в целости является неуважением к ним и умалением их достоинств.

Для мусульманина нет сомнений даже в том, что наш господин Усман (да будет доволен им Аллах) сжёг свитки Корана, которые оставались на руках у почтенных сподвижников, после того как кодифицировал свой известный образец Корана, воплощая таким образом одну из великих целей Шариата – сохранить религию, несмотря на то, что в тех свитках была речь Аллаха, чудо и истина, на которой сошлись все мусульмане. Однако это ничуть не умалило уважение, возвеличивание и любовь Усмана к свиткам Корана, которые он сжёг, или к речи Аллаха Всевышнего. Наоборот, это сделало его одним из сподвижников, занимающих высокое место и обладающих высокими достоинствами, посредством которых Всевышний Аллах завершил дело сплочения мусульман вокруг книги Господа до того, как между ними начались разногласия. Если Усман сжёг эти свитки, достоверность передачи которых являлась категоричной, стопроцентной, то уничтожение рисунков, которые, как утверждают невежды, изображают пророков, не только предпочтительно, но даже и обязательно по шариату.

Довод третий.

Третьим доводом является то, что портрет Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) всегда будет иметь недостатки и не будет соответствовать его реальной благородной внешности и благим качествам, потому что он был одним из прекраснейших творений Аллаха с совершенными чертами лица. Из-за этих качеств сподвижники (да будет доволен ими Аллах) были бессильны описать его словами, а тем более – передать их полно на полотне. Это не говоря уже о том пророческом сиянии, окружавшем его священную душу, которое делало тщетной всякую попытку описать его внешность словами, ну а о том, чтобы передать её кистью, сколько бы усилий для этого ни прилагалось, и подавно не может быть речи.

Делать то, что хоть как-то умалит лучшее из творений Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), запретно. Более того, учёные воспринимают такие действия как причину вероотступничества, но с определёнными условиями. Величайший учёный Ахмад ар-Рашиди аш-Шафии в своей книге «Аль-Ильмам», в которой он передал краткое содержание труда «Освещение вопросов, выводящих из Ислама» авторства Шейха аль-Ислам аш-Шихаба ибн Хаджара аль-Хайтами, написал:

«Всё то, что искажает что-либо в описании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которое общепризнано и обязательно известно в религии, является неверием. И это (его изображение) также подпадает под данное постановление. Если даже кое-кто не торопится с вынесением решения в этом вопросе, то ведь имам ибн Хаджар аль-Хайтами сказал в книге «Аль-Асль»: «Это один из видов неверия, ведь в нём заключается приписывание недостатков Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), потому что невозможно вообразить, чтобы чьи-либо качества были совершеннее качеств Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И каждый раз, когда кто-то приписывает Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) не те качества, которые были ему свойственны в реальности, это будет считаться приписыванием ему недостатка»[36].

Имам ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Аль-И’лям» сказал: «Буквальный смысл слов имама ан-Навави и Кадыя (Ияда аль-Малики) таков: “Простая ложь относительно качеств Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), твёрдо закреплённых [в религии], есть неверие. И это подобно их непризнанию, которое содержит в себе обвинение во лжи и самого Пророка. Однако некоторые поздние учёные сказали: “Слова аль-Кадыя означают, что простая ложь о качествах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – это неверие, за которое полагается шариатское наказание как за вероотступничество, но это не так. Необходимо нечто более убедительное, дающее нам понять, [что совершивший данное действие] приписал [Пророку] недостаток…””»[37].

Если так обстоит дело с любым изображением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то каждый, кто увидит такое изображение, обязательно должен выказать порицание этого и уничтожить его, потому что это – осуждаемое шариатом дело.

Имам, относительно знаний и достоинств которого все единодушно согласны, аль-Кадый Ияд аль-Малики, сказал в книге «Аш-Шифа» после слов о положении человека, который ругает Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или отпускает насмешки в его (да благословит его Аллах и приветствует) адрес в стихах или в другом произведении: «Абу Убайд аль-Касим ибн Саллям о том, кто сохранил одну строчку (стихотворения) с издёвкой над Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), сказал, что он впал в неверие. Некоторые составители книг по теме такого шариатского доказательства, как «аль-Иджма»[38], рассказали о единогласии мусульман в запрете пересказа произведения, в котором проявляется насмешливое отношение к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), а также о запрете на его записывание, чтение и оставление в целостности»[39].

То, что было сказано об индивидуальных пророческих качествах нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), также относится и к его братьям из числа других пророков и посланников (мир им всем), поэтому речь идёт о них о всех.

Нет сомнения в том, что упомянутая причина запрета также имеется в актёрском представлении пророков в сериалах и фильмах, и запрет на это ещё серьёзнее – по причине связи, которая может остаться в умах людей между внешностью актёров и личностями почтенных пророков (мир им). Это противоречит реальности (реальной внешности пророков) и не сочетается с возвышением священных степеней пророков, независимо от того, был этот актер праведным или не был, а если он не был таковым, то его положение ещё ужасней.

 

[1] «Сахих» аль-Бухари, Том об одежде, Глава о наказании в День суда тех, кто создаёт изображения, хадис под номером 5950 (10/468, «Фатх»).

[2] Хаджам – тот, кто занимается лечебным кровопусканием за деньги.

[3] «Сахих» аль-Бухари, Том об одежде, Глава о том, кто проклинает тех, кто создаёт изображения, хадис под номером 5962 (481-10, «Фатх»).

[4] Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал в книге «Фатх» (10/482): «Его слова “они (люди) просили у него фетву, а он отвечал им и не упоминал Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)” – означают, что  он отвечал им на вопросы, не приводя доказательств из сунны. Это уже было разъяснено у Исмаила по версии ибн аби Адия, переданной от Саида: “Они спрашивали у него фетву, и он давал им её без упоминания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)”». Конец цитаты ибн Хаджара.

[5] «Сахих» аль-Бухари, Том об одежде, Глава о том, кто нарисовал изображение и от кого в День суда потребуют вдохнуть душу в своё изображение, но он не сможет сделать этого, хадис под номером 5963 (10/481, «Фатх»).

[6] «Сахих» аль-Бухари, Том толкования, Глава о том, кто лжёт о своих снах (то, что человек не видел на самом деле), хадис под номером 7042 (12/528, «Фатх»).

[7] «Сахих» Муслима, Том об одежде и украшениях, Глава о запрете изображения живых существ, хадис под номером 2109 (14/93, ан-Навави).

[8] «Шарх сахих Муслим», 14/81.

[9] «Сахих» Муслима, Том об одежде и украшениях, Глава о запрете рисования живых существ, хадис под номером 2106 (14/84, ан-Навави).

[10] Писал хафиз ибн Хаджар в труде «Фатх аль-Бари» (10/475) в этом месте из слов имама ан-Навави то, что не расходится с основным шариатским решением.

[11] «Шарх сахих Муслим», 14/81-82.

[12] «Фатх аль-Бари», 10/470.

[13] «Сахих аль-Бухари», Том о несправедливо захваченном, Глава о том, разбиваются ли кувшины и продырявливаются ли бурдюки, в которых находится вино? И что делать, если разбил идола, крест, лютню или то, древесиной которого невозможно будет воспользоваться, хадис под номером 2479 («Фатх», 2/153).

[14] «Сахих» Муслима, Том об одеждах и украшениях, Глава о запрете изображения живых существ, хадис под номером 2107 (ан-Навави, 14/88).

[15] «Фатх аль-Бари», 10/474.

[16] «Сахих» Муслима, Том об одеждах и украшениях, Глава о запрете изображения живых существ, хадис под номером 2107 (ан-Навави, 14/89).

[17] «Сахих» Муслима, Том об одеждах и украшениях, Глава о запрете изображения живых существ, хадис под номером 2107 (ан-Навави, 14/89).

[18] «Шарх сахих Муслим» (14/86).

[19] «Сахих» аль-Бухари, Том об одеждах, Глава о том, что ангелы не заходят в дома, в которых есть изображения, хадис под номером 5960 («Аль-Фатх», 10/479).

[20] «Сахих» Муслима, Том об одеждах и украшениях, Глава о запрете изображения живых существ, хадис под номером 2104 (ан-Навави, 14/81).

[21] «Сахих аль-Бухари», Том об одеждах, Глава о том, кто не заходит в дома, в которых есть изображения, хадис под номером 5961 («Аль-Фатх», 10/481)

[22] «Сахих» Муслима, Том об одеждах и украшениях, Глава о запрете изображения живых существ, хадис под номером 5955 («Аль-Фатх», 10/473).

[23] «Сахих» аль-Бухари, Том об одеждах, Глава о тканях с изображениями, на которых ходят, хадис под номером 5955 («Аль-Фатх» 10/473).

[24] «Сахих» Муслима, Том об одеждах и украшениях, Глава о запрете изображения живых существ, хадис под номером 2107 (ан-Навави, 14/87-88).

[25] «Сахих» Муслима, Том об одеждах и украшениях, Глава о запрете изображения живых существ, хадис под номером 2111 (ан-Навави, 14/94-93-87).

[26] «Сахих» Муслима, Том об одеждах и украшениях, Глава о запрете изображения живых существ, хадис под номером 2111 (ан-Навави, 14/94).

[27] «Шарх сахих Муслим» (14/81).

[28] «Сахих» аль-Бухари, Том о хадже, Глава о том, что Пророк произнёс такбиры по углам Каабы, хадис под номером 1601 («Аль-Фатх», 3/597); а также Том о морали, Глава о том, где установил знамя Пророк в день открытия Мекки, хадис под номером 4288 («Аль-Фатх, 8/19); а также «Муснад» имама Ахмада (5/211), хадис под номером 3093.

[29] «Сахих» аль-Бухари, Том о вестях о пророках, Глава о словах Аллаха: «Аллах сделал Ибрахима своим другом» и далее до конца этих слов, хадис под номером 3351 («Аль-Фатх» 6/477).

[30] «Даляилю-н-нубувва», 5/73.

[31] «Аль-Мусаннаф», 20/472, хадисы под номерами 38, 63.

[32] «Аль-Мусаннаф», 20/479-480, хадисы под номерами 38, 74.

[33] «Муснад» имама Ахмада, 22/449, хадис под номером 14596; «Сунан аби Дауд», Том об одеждах, Глава об изображениях, 4/74, хадис под номером 4156; «Сахих» ибн Хиббана, 13/168, хадис под номером 5857; и аль-Байхаки в книге «Ас-Сунан аль-кубра», Том о хадже, Глава о входе в Каабу и молитве в ней, 5/158, «Даляиль-нубувва», 5/73, «Ахбару Макка», 1/168, «Аль-Муджам аль-Аусат», 9/12, хадис под номером 8975.

[34] «Муснад» имама Ахмада, 22/449, хадис под номером 14596.

[35] «Муснад» имама Ахмада (23/409), хадис под номером 15261, исследователь шейх Шуайб аль-Арнаут сказал, что хадис достоверный, цепочка передачи его хорошая.

[36] «Аль-Ильмам» (34).

[37] «Освещение вопросов, выводящих из Ислама» (стр. 273).

[38] Аль-Иджма – единогласие учёных-муджтахидов. Третий довод шариата.

[39] «Аш-Шифа» (стр. 803). Эти же слова абу Убайды передал Шейх аль-Ислам Такуюддин ас-Субки в разделе ругательств в адрес Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в последней главе «Фетвы» (2/573).

Похожие материалы