Маслаха аль-мурсаля как довод в Шариате. Урок 1

Слово «маслаха» (мн. ч. масалих) в арабском языке означает «получение пользы и отведение вреда». В Шариате понятие «маслаха» можно растолковать как благо, пользу или интерес. На законность использования маслаха в качестве довода при вынесении шариатских решений указывает тот факт, что Шариат, в целом, блюдёт право человека на получение пользы и блага, запрещает вредное и предписывает благое.

Маслаха аль-мурсаля — это один из видов маслаха, особенностью которого является тот факт, что на его законность или незаконность не указывает явный довод из Корана или Сунны.

В целом существует три вида маслаха:

1. Маслаха, на законность которой указывает конкретный довод из Шариата. Например, запрет на вино. Маслаха в данном случае состоит в том, что человек, отказываясь от вина, защищает свой разум от опьянения и одурманивания, тем самым получая пользу и благо. И на данный вид маслаха указывает конкретный довод из Шариата, согласно которому винопитие является харамом. Выносить шариатские решения, основываясь на данном виде маслаха, дозволено по единогласному мнению всех шейхов. 

2. Маслаха, на незаконность которой указывает конкретный довод из Шариата. Действия, которые попадают под эту категорию, могут внешне казаться полезными, но на самом деле представляют опасность для человека в этой жизни и в жизни следующей. На данном виде маслаха (блага) запрещено основываться при выведении шариатских хукмов. 

Например, взяв за основу маслаха сохранения жизни, человек может подумать, что лучше сдаться в плен захватчикам мусульманских земель, чтобы сохранить себе жизнь, чем воевать с ними. Но такой вид маслаха отвергается Шариатом, потому что данное действие ведёт к умалению чести и достоинства исламской уммы, а также наносит вред религии мусульман (неверующие люди могут заставить человека отступить от Ислама). Из Шариата известно, что Всевышний Аллах предписал мусульманам вести джихад, то есть в данном случае маслаха сохранения жизни уступает маслаха сохранения религии Ислам и достоинства мусульман. Вести джихад обязательно, несмотря на то что человек может во время военных действий погибнуть. 

С точки зрения обыденного мышления, человек может решить, что в многожёнстве содержится вред, так как оно может привести к вражде между жёнами, и во избежание такого вреда лучше отменить многожёнство. Однако данный вид маслаха (блага) отвергается Шариатом, который указывает на то, что мужчине дозволено жениться на четырех женщинах при условии, что он справедлив (адль) по отношению ко всем жёнам (в данном случае подразумевается, что мужчина одинаково материально обеспечивает всех жён и соблюдает право каждой из них на интимную близость с мужем; речь не идёт о любви, так как мужчина не может любить нескольких женщин абсолютно в равной степени). Кроме того, многожёнство является причиной других благ, например, рождения большого количества детей, а это одна из основных целей брака. Также существует категория мужчин, которые не способны довольствоваться одной женщиной (женой). Запрет на многожёнство мог бы стать для них причиной совершения прелюбодеяния (зина). А в возможности жениться на нескольких женщинах состоит благо (маслаха) для таких мужчин. Кроме того, во время ведения военных действий многие мужчины, как правило, погибают, и большое количество женщин остаётся без мужей. В таком случае тот факт, что мужчина может жениться на нескольких женщинах, может стать великим благом для женщин, которые смогут снова выйти замуж и получить опеку и материальное обеспечение со стороны мужа. 

Ещё одним примером незаконного вида маслаха является ростовщичество (риба). Человеку, который берёт деньги под проценты у ростовщика, может казаться, что он получает пользу от этой сделки, так как имеет возможность потратить взятые в долг деньги на свои нужды. И тем более очевидной кажется польза для того, кто даёт деньги в долг под процент. В данном действии есть маслаха, с точки зрения разума, но Шариат данный вид маслаха не признаёт. С точки зрения Шариата, риба является источником большого зла и вреда для конкретного человека и общества в целом. Ростовщичество порождает такое явление как эксплуатация человека человеком, в обществе появляются люди (ростовщики), которые живут за счёт других, получая прибыль без приложения каких-либо усилий или труда. При этом есть категория людей, которые вынуждены тяжело работать и терпеть лишения, чтобы отдать долг этим ростовщикам. Подобное положение дел в обществе рассматривается Шариатом как великая несправедливость. 

3. Маслаха аль-мурсаля — маслаха, на законность или незаконность которой не указывает конкретный довод из Шариата. Относительно того, можно ли опираться на данный вид маслаха при вынесении шариатского решения по какому-либо вопросу, и того, является ли данный вид маслаха одним из источников Шариата (наряду с Кораном, Сунной, иджмой и кыясом), среди шейхов существует разногласие. Однако большинство (джумхур) шейхов придерживается мнения, что при ряде условий опираться на маслаха аль-мурсаля при вынесении шариатского хукма дозволено. На законность использования данного вида маслаха в качестве довода, указывает тот факт, что Шариат в целом блюдёт право человека на получение пользы и блага. Данный принцип Шариата является общепризнанным — относительно его истинности среди учёных нет никаких разногласий. 

Одним из примеров данного вида маслаха в истории Ислама является деяние праведного халифа Умара, да будет доволен им Аллах, который узаконил в Исламском Халифате государственные учреждения (канцелярии), основал тюрьмы для преступников. В Шариате нет довода на то, что мусульмане должны строить тюрьмы для преступников или открывать государственные учреждения. Однако данные действия относятся к маслаха аль-мурсаля, то есть к вещам, в которых есть польза для Исламского государства. Следовательно, данные деяния соответствуют общим принципам Шариата — блюсти то, в чём есть польза для мусульман. 

Также примером данного вида маслаха является собрание в единую книгу Корана праведным халифом Абу Бакром, да будет доволен им Аллах. Относительно законности или незаконности собрания Корана воедино нет довода из Корана или Сунны, однако в этом деле есть маслаха — польза для мусульман. 
 

Маслаха аль-мурсаля подразделяют на три вида:

1. Ад-дурурият. Существует ряд вещей, без которых жизнь человека придёт в расстройство, то есть эти вещи обеспечивают благо для человека в этой жизни и в жизни следующей. Таких вещей пять: сохранение (защита) религии, сохранение жизни, сохранение разума, сохранение родства и сохранение имущества. Например, если человек оставит религию, это приведёт к великому наказанию для него в следующей жизни.

2. Аль-хаджият. В данной категории относятся вещи, без которых жизнь человека возможна, но будет сопряжена с трудностями. Примером маслаха этой категории является передача власти вали (опекуну) при выдаче замуж несовершеннолетней девочки. Подразумевается, что если девочка делала бы выбор самостоятельно, она могла бы в силу юного возраста выбрать себе неподходящего мужа, что будет причиной серьёзного вреда для неё в будущем. Поэтому в данном случае Шариат передаёт право выдать несовершеннолетнюю девочку замуж опекуну, который, благодаря жизненному опыту и зрелому разуму, способен выбрать подходящего ей человека, в чём заключается благо. Ещё одним примером данного вида маслаха служит тот факт, что Шариат освобождает женщину от обязанности совершать молитву во время хайда и нифаса (менструации и послеродового кровотечения), так как совершать поклонение в таком состоянии — тяжесть для женщины. Также к данному виду маслаха относится послабление для больного, мусафира, беременной и кормящей женщины во время поста — Шариат дозволяет этим категориям людей не соблюдать пост. Соблюдение поста для них является большой тяжестью, а оставление поста — облегчением и благом.

3. Ат-тахсинат. К данной категории относятся вещи, которые способствуют улучшению качества жизни человека, но отсутствие которых не делает жизнь невозможной или тяжёлой. Например, ношение красивой одежды дозволено по Шариату, и в нём может быть благо для человека. Однако отказ от ношения красивой одежды не приведёт к тому, что жизнь будет сопряжена с какими-либо трудностями. Данный вид маслаха относится к хорошим, не противоречащими Шариату, обычаям и благим поступкам. В качестве примера можно привести возложение обязанностей по исполнению брачного договора на опекуна — таким образом женщина освобождается от трудностей, в чём состоит благо для неё.

Эти три категории, изложенные в порядке от более важного к менее важному, представляют собой основу маслаха аль-мурсаля.

Похожие материалы