Конкретизация (тахсыс) Книги Книгой
Книга – это Благородный Коран. Допускается конкретизация некоторых аятов с общим (‘ам) значением аятом с конкретным (хасс) значением.
Например, таким образом конкретизируется аят:
وَالْمُطَلَّقَاتُ يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ ثَلَاثَةَ قُرُوءٍ
Смысл: «Разведённые женщины должны выждать три цикла» (Сура «Аль-Бакара», аят 228).
Явный смысл аята заключается в том, что разведенные женщины должны выждать три цикла, и это повеление включает в себя также беременных. Однако этот общий смысл ограничивается словами Всевышнего Аллаха:
وَأُولَاتُ الْأَحْمَالِ أَجَلُهُنَّ أَن يَضَعْنَ حَمْلَهُنَّ
Смысл: «А установленный срок беременным женщинам – до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» (Сура «Ат-Таляк», аят 4).
И таким образом срок идда для разведенной беременной – до тех пор, пока она родит, а не три цикла.
Конкретизация (тахсыс) Сунны Сунной
Что касается конкретизации Сунны Сунной, то это разрешается. Пример:
Существует хадис: «С того, что орошается с неба, – одна десятая» (Передали Бухари (2/133)(1483) и Муслим (3/76)(981)). И орошение с неба – это дождь. Имеется в виду, что со всего, орошаемого дождем, будь то плоды или злаки, платится закят в количестве одной десятой, вне зависимости от объема урожая. На это указывает общий смысл данного хадиса. Однако в Пречистой Сунне есть и другой хадис, на основании которого конкретизируется предыдущий: «Нет садака с того, что меньше пяти васков» (Передали Бухари (2/133) (1484) и Муслим (3/66) (980)). Смысл его – в том, что не требуется платить закят с плодов и злаков, если их количество не превышает пяти васков (Что примерно равно 520 кг.). Закят нужно выплатить, если количество достигло пяти васков или превысило их. Слова «то, что» в первом хадисе включают в себя и то, что меньше пяти васков, и то, что равно им, и то, что больше, но шариатское решение ограничивается тем, что достигает пяти васков и превышает их, благодаря хадису: «Нет садака с того, что меньше пяти васков».
Конкретизация (тахсыс) Книги Сунной
Конкретизация аятов Корана хадисами мутаватир (хадис, переданный от большого количества людей большому количеству людей, так что исключается возможность сговора о лжи) разрешается, согласно единогласному мнению ученых (иджма). Что касается конкретизации аятов Корана хадисами ахад (хадис, не являющийся мутаватир), то это разрешается, по достоверному (сахих) мнению. Пример:
Слова Всевышнего Аллаха:
يُوصِيكُمُ اللَّـهُ فِي أَوْلَادِكُمْ
Смысл: «Аллах предписывает вам завещать [наследство] вашим детям» (Сура «Ан-Ниса», аят 11)
Общий смысл этого аята включает в себя всех детей, даже если ребенок убил наследодателя и даже если ребенок – неверующий (кяфир). Однако есть хадис, который ограничивает общий смысл аята, выводя убийцу и неверующего из числа детей, которым причитается наследство. Это слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Убийца не наследует» (Передали Тирмизи (4/425)(2109) и Ибн Маджа (2/913)(2735)), – и: «Не наследуют мусульманин от неверующего и неверующий от мусульманина» (Передали Бухари (5/92)(4283) и (8/11)(6764), и Муслим (5/58)(1614), и Ахмад (5/202, 209)(21259, 21313)).
Конкретизация (тахсыс) Сунны Книгой
Что касается конкретизации (тахсыс) Сунны Кораном, то она допустима. Например, существует хадис: «Аллах не принимает намаза ни одного из вас, кто находится в осквернении, пока тот не совершит малое омовение (вуду)» (Передали Бухари (8/59)(6954) и Тирмизи (1/110)(76)). Общий смысл этого хадиса заключается в том, что намаз не действителен, если у молящегося нет малого омовения (вуду). Но общий смысл ограничивается аятом:
وَإِن كُنتُم مَّرْضَىٰ أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ أَوْ جَاءَ أَحَدٌ مِّنكُم مِّنَ الْغَائِطِ أَوْ لَامَسْتُمُ النِّسَاءَ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً فَتَيَمَّمُوا صَعِيدًا طَيِّبًا
Смысл: «Если вы больны и вам не разрешается употреблять воду, которая может повредить вам, или вы в пути и не нашли воды, или вы выходили по естественной нужде и вернулись из отхожего места, или вы совершили половой акт и не нашли воды, то тогда сделайте таяммум чистой землей» (Сура «Аль-Маида», аят 6). Слова (смысл) «сделайте таяммум» – это повеление (амр), а повеление чего-либо – следствие действительности этого, значит, из этого повеления вытекает действительность намаза без малого омовения. Таким образом, данный аят ограничивает смысл хадиса.
Конкретизация (тахсыс) Корана единодушным мнением ученых (иджма)
Что касается конкретизации Корана иджмой, то это дозволено. Пример:
Слова Всевышнего Аллаха:
وَالَّذِينَ يَرْمُونَ الْمُحْصَنَاتِ ثُمَّ لَمْ يَأْتُوا بِأَرْبَعَةِ شُهَدَاءَ فَاجْلِدُوهُمْ ثَمَانِينَ جَلْدَةً
Смысл: «Те, которые возводят клевету на целомудренных, обвиняя их в прелюбодеянии, не представив четырёх свидетелей, которые могут подтвердить их обвинение, должны подвергнуться наказанию – восемьдесят ударов плетьми» (Сура «Ан-Нур», аят 4). В аяте говорится о том, что клеветников, будь они свободными или рабами, следует наказывать (хадд) восьмьюдесятью плетьми. Однако ученые единогласны (иджма) в том, что раб получает лишь половину этого наказания, и этой иджмой конкретизируется общий смысл аята. Обязательно (ваджиб) следовать ограничивающей иджме, даже если мы не знаем ее основы, ведь сама иджма – это довод (далиль). И будет неправильно спрашивать, какой довод у иджмы. Впрочем, правомерен вопрос, установлена ли иджма. Можно спросить: «Есть ли иджма по этому вопросу?» Да, здесь могут быть разногласия. Но если известно, что иджма установлена по какому-то вопросу, то не правомерно не поступать согласно ей. И не правомочно спрашивать, какой для иджмы довод, это было бы совершеннейшим незнанием основ (усуль) и правил (каваид) фикха.
Конкретизация (тахсыс) Книги и Сунны кыясом
Как иджма может конкретизировать Коран, так кыяс (суждение по аналогии), основанный на конкретном (хасс) ясном священном тексте (насс), может конкретизировать Коран и Сунну. И это достоверное мнение (асах), о чем сказали четыре имама и имам аль-Ашари.
Пример:
Слова Всевышнего Аллаха:
الزَّانِيَةُ وَالزَّانِي فَاجْلِدُوا كُلَّ وَاحِدٍ مِّنْهُمَا مِائَةَ جَلْدَةٍ
Смысл: «Прелюбодейку и прелюбодея – высеките каждого из них сто раз плетью» (Сура «Ан-Нур», аят 2). Общий смысл аята относится и к свободной женщине, и к рабыне, и к свободному, и к рабу. Но касательно рабыни есть уточнение (тахсыс) в словах Всевышнего Аллаха:
فَإِذَا أُحْصِنَّ فَإِنْ أَتَيْنَ بِفَاحِشَةٍ فَعَلَيْهِنَّ نِصْفُ مَا عَلَى الْمُحْصَنَاتِ مِنَ الْعَذَابِ
Смысл: «Если же они, выйдя замуж, совершат мерзость, они подвергаются половине того наказания, которое полагается замужним свободным женщинам» (Сура «Ан-Ниса», аят 25).
Согласно словам (смысл) «подвергаются половине», рабыне предписывается половина наказания свободных замужних женщин. Так ограничивается смысл первого аята. Рабы же мужского пола в аяте не упоминаются, говорится лишь о рабынях. Однако рабы имеются в виду вместе с рабынями по сходству между ними, и это сходство – рабство. И поэтому мы говорим: рабы сходны с рабынями в получении половины наказания. И этим кыясом ограничивается общий смысл слов Всевышнего Аллаха (смысл) «прелюбодейку и прелюбодея». Касательно рабыни есть конкретизация аятом, а касательно раба есть кыяс.
Что же касается конкретизации (тахсыс) Сунны кыясом, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отсрочка богатого дозволяет судебное разбирательство и наказание» (Передали Бухари (3/85)(2401), и Абу Дауд (3/313)(3628), и Ахмад (4/222)(17486)). И отсрочка означает задержку выплаты, а богатый означает состоятельный. Смысл в том, что если богатый человек задерживает выплату долга, то необходимо потребовать для него наказания. Это общее решение (хукм) включает в себя в том числе и родителей кредитора. Однако отец и мать кредитора исключаются из общего смысла хадиса согласно кыясу с тем, что в одном из аятов содержится запрет говорить родителям: «Уф!» Этот запрет установлен словами Всевышнего Аллаха:
فَلَا تَقُل لَّهُمَا أُفٍّ
Если нельзя (харам) даже говорить: «Уф!» – а это наименьший вред, который можно нанести, то что же говорить о наказании?