Уверовал ли дядя Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Талиб?

Вопрос: Каково убеждение Ахлю-Сунны относительно дяди Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Талиба, является ли он спасённым уверовавшим или же неверным, которого ждёт наказание?

Ответ: Достоверные хадисы указывают – и это убеждение Ахлю-Сунны в лице ашаритов и большей части последователей четырёх известных мазхабов – что Абу Талиб, дядя Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, умер в неверии. И относительно него действует решение как о неверном, это установлено достоверным хадисом. Аль-Бухари передал следующие слова в своём сборнике хадисов от Саида ибн аль-Мусайиба, а тот – от своего отца: «Когда приблизилась смерть Абу Талиба, к нему подошёл Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и возле него находились Абу Джахль и Абдуллах ибн Абу Умайя ибн Аль-Мугира Аль-Махзуми, и сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «О мой дядя, скажи «ля иляха илля ллах» – слова, которыми я буду свидетельствовать за тебя перед Аллахом». А Абу Джахль и Абдуллах спросили: «О Абу Талиб, разве ты отклонишься от религии Абдуль-Мутталиба?». И они не переставали повторять ему это, пока он не сказал [и то были его последние слова], что он следует религии Абдуль-Мутталиба, и не захотел произносить слова шахады. И после этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Клянусь Аллахом, я буду просить для тебя прощения у Всевышнего Аллаха, пока он будет позволять мне это»».

И после этого Всевышний ниспослал аят:

«Пророку и верующим не подобает просить о прощении для многобожников, даже если они являются родственниками, после того как им стало ясно, что они будут обитателями Ада». (ат-Тауба, аят 113)

А из того, что не пришло в «Сахих» аль-Бухари, что Аббас, дядя Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, посмотрел на Абу Талиба, когда к нему приблизилась смерть, увидел, что его губы шевелятся, наклонился к нему, чтобы прислушаться, и сказал: «О сын моего брата (Пророк), клянусь Аллахом, он сказал то, что ты повелел ему сказать». Эта версия хадиса не является достоверной, как об этом сказал хафиз Ибн Хаджар. И эта версия противоречит достоверному ясному хадису о смерти Абу Талиба в состоянии неверия, один из которых мы упомянули выше в передаче аль-Бухари. Хафиз ибн Хаджар сказал: «Если бы эта версия – то есть хадис Аббаса – была бы достоверной, то противоречила бы этому хадису, который более достоверен, чем эта версия, не говоря уже о том, что она как таковая не достоверна». К тому же, Аббас, когда засвидетельствовал в пользу Абу Талиба, сам был ещё неверующим, следовательно, его свидетельство не принимается во внимание, как об этом ясно сказано.

Да, наши имамы упомянули, что в стихах Абу Талиба есть указание на его познание пророчества Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его.  И это (пророчество нашего Пророка) подкреплялось для него событиями (случаями), которые он наблюдал, и информацией об особенностях пророчества нашего господина Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Али ибн Хамза аль Басри написал книгу в соответствии с этим убеждением, и Хафиз ибн Хаджар сказал про неё: «Итог – в ней множество хадисов, которые указывают на веру Абу Талиба, и не установлено ничего из этого. Он привёл в качестве доказательства то, для чего нет доказательства».

Имам Ибн Хаджар аль Хайтами написал в книге «Минахуль Маккийя фи Шархиль Хамзийя»: «По этому поводу Абу Талиб сказал:

Светлоликий, благодаря которому исцелялись всякие заботы;
который был защитником для сирот и вдов.

И эти строки – часть стихотворения, в котором Абу Талиб удивительным образом восхваляет Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, да так, что шииты на этом основании решили, что Абу Талиб уверовал, и с этим [стихотворением] согласуется та слабая версия хадиса от Аббаса, согласно которой Абу Талиб тихо прошептал ему шахаду перед смертью. Это также подтверждается версией Байхаки, в которой говорится: «Аллах даст Абу Талибу награду вдвойне…» Но те версии хадисов, достоверность которых подтверждена, отвергают это всё». Конец цитаты.

Наши учёные сказали, что если даже предположить, что Абу Талиб уверовал сердцем в пророчество, то это не поможет ему без внешнего повиновения. Ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, требовал от него именно произнесения слов шахады, а он отверг это требование без какой-либо причины, мешавшей ему.

И на основании того, что он умер в неверии, он будет наказан, и в двух достоверных сборниках хадисов – Бухари и Муслима – достоверно передан вид наказания, который ему предназначен. Передано, что дядя Пророка Аббас сказал: «Я сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Абу Талиб окружал тебя, помогал тебе и гневался ради тебя, поможет ли ему что-либо из этого?», он ответил: «Да. Я нашёл его в глубине Ада и вытащил на поверхность (дахдах)»». Дахдах – это тонкий слой воды на поверхности земли – примерно до щиколоток[1].

Это и есть убеждение ахлю сунны в отношении Абу Талиба.

[1] Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что он слышал, что, когда в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, кто-нибудь вспоминал о его дяде (Абу Талибе) говорил: «Может быть, моё заступничество пойдёт ему на пользу в День воскресения, и поместят его в верхний слой огня, который будет доходить ему (только) до щиколоток, из-за чего мозги его станут кипеть» (Бухари). Прим. редактора.

Похожие материалы