Саид Джамаладин аль-Афгани, также известный как Сайид Джамаладин Асадабади, более широко известный как Аль-Афгани (1838/1839 г. – 9 марта 1897 г.), был политическим активистом и исламским идеологом, который путешествовал по мусульманскому миру в конце 19 века. Является одним из основателей исламского модернизма, а также сторонником панисламского единства (панисламизма) и индуистско-мусульманского единства в Индии. Он также известен участием в успешном заговоре вместе со своим последователем Мирзой Реза Кермани (публично казнён через повешение 10 августа 1986 года) с целью убийства персидского шаха Насерадина, который, как считал Афгани, слишком охотно идёт на уступки иностранным державам, особенно Британской империи.
Как указывает его нисба, Афгани приписывал себе афганское происхождение. Его истинное национальное и религиозное происхождение остаётся предметом споров. Согласно одной версии и его собственным рассказам, он родился в Асадабаде, недалеко от Кабула в Афганистане. Другая версия, отстаиваемая Никки Кедди (американский востоковед, иранист) и принятая рядом современных исследователей, гласит, что он родился и вырос в семье шиитов в другом Асадабаде – недалеко от Хамадана в Иране. Сторонники последней теории рассматривают его претензии на афганское происхождение как желание завоевать авторитет среди мусульман-суннитов и/или избежать притеснения со стороны персидского правителя шаха Насерадина. Один из его главных оппонентов шейх Абулхуда называл его лжеафганцем.
Начальное образование он получил дома, а затем со своим отцом, отправился для дальнейшего обучения в Казвин и Тегеран, в дальнейшем, будучи ещё молодым, он обучался в священном для шиитов городе Наджафе (на тот период – часть Османской империи). Считается, что в этот период идеолог шиитского возрождения Ахмад Ахсаи оказал на него влияние. Другими именами, принятыми Афгани, были: аль-Кабули, Асадабади, Сайид Кунар и Хуссейн. В своих работах, опубликованных в Афганистане, он также использовал нисбу ар-Руми («римлянин» или «анатолиец»).
В возрасте 17 или 18 лет, в 1855-1856 годы аль-Афгани побывал в Британской Индии, провёл там несколько лет, получая религиозные знания. В 1859 году британский шпион сообщал, что Афгани является потенциальным русским агентом. Британские представители сообщали, что он носил традиционную одежду тюрков-ногайцев из Центральной Азии и свободно говорил на персидском, арабском и турецком языках. После первого путешествия по Индии он решает совершить паломничество в Мекку. Его первые документы датируются осенью 1865 года, в них он пишет о том, что покидает «почитаемое место» и прибывает в Тегеран примерно в середине декабря того же года. Весной 1866 года он уезжает из Ирана в Афганистан проездом через Мешхед и Герат. В датах этих событий также есть противоречия, так как Афгани в своих мемуарах утверждал, что поступил на госслужбу в Афганистане до 1863 года, однако официальные документы говорят, что он прибыл туда только в 1866 году. В самом Афганистане он заявлял, что прибыл из Константинополя.
Он побывал в Кандагаре, Газни и Кабуле. В дальнейшем становится советником короля Дост-Мухаммед-Хана, а затем и Мохаммада Азама. В этот период он призывал короля противостоять англичанам и обратиться за помощью к русским. Однако сам он не поощрял и не призывал Мухаммада Азама к каким-либо реформаторским действиям, которые впоследствии прославили Афгани. В сообщениях колониального британского правительства Индии и Афганистана говорилось, что он был чужестранцем в Афганистане, говорил на языке дари с иранским акцентом и больше следовал европейскому образу жизни, нежели мусульманскому, а также не соблюдал пост в Рамадан и другие исламские обряды. В 1868 году трон Кабула был оккупирован Шерали-ханом, и Афгани был вынужден покинуть страну.
Он отправляется в Каир, где встречается с молодым студентом университета Аль-Азхар, который в дальнейшем станет его преданным учеником и последователем – Мухаммадом Абдо. В Каире 7 июля 1868 года он входит в англо-египетскую масонскую ложу «Звезда Востока», куда в дальнейшем введёт и своего верного ученика. Его членский номер был 1355, в дальнейшем он станет её Мастером. Он также был исключён из Великой ложи Шотландии из-за обвинений в атеизме.
Согласно мнению историка и специалиста по современной эзотерике Пола Джонсона, высказанному в его труде «Раскрытие мастера», посвящённом Блаватской (о ней я писал в своей статье), мастер или Серапис Бей, о котором она пишет, был на самом деле реальным человеком, и это был не кто иной, как Джамалудин Афгани, лидер ордена под названием «Братство Луксора». С ложей «Звезды Востока», лидером которой стал в дальнейшем Афгани, его познакомил её основатель Рафаэль Борг, британский консул в Каире, который близко общался с Блаватской. Друг Афгани, еврейско-итальянский актер из Каира по имени Джеймс Сануа был последователем учения Блаватской.
Джоселин Годвин, ещё один историк и специалист по оккультизму, в своём труде «Теософское просвещение» приходит к выводу: «Если мы интерпретируем “Братство Луксора” как отсылку к группе эзотериков и магов, которых Блаватская реально знала и с которыми работала в Египте, то, очевидно, мы должны считать Сануа и Джамаладдина его членами».
О близости Афгани и Блаватской также говорит то, что в начале 1860-х он был в Средней Азии и на Кавказе, когда Блаватская была в Тбилиси. Когда он покинул Египет в 1879 году, то обосновался в Индии в Хайдарабаде, когда в Бомбей прибыли основатели Теософского общества. Затем он покинул Индию и провёл некоторое время в Египте, прежде чем приехать в Париж в 1884 году. В следующем году он отправился в Лондон, а затем в Россию, где он сотрудничал с издателем Блаватской Михаилом Катковым. Катков был консервативным русским журналистом, влиятельным во времена царя Александра III сторонником русского национализма, издавал литературный журнал «Русский вестник» и газету «Московские ведомости» («Московские новости»).
В 1871 году Афгани начинает проповедовать в Египте свои идеи политических реформ. Его идеи считались радикальными, и в 1879 году он был сослан. Затем он отправляется в очередное путешествие, посещая Константинополь, Лондон, Париж, Москву, Санкт-Петербург и Мюнхен. В 1884 году в Париже совместно с Мухаммадом Абдо он начал издавать арабскую газету под названием «Аль-Урва аль-Вуска» («Неразрывная связь» ); название (араб. العروة الوثقى), иногда переводимое как «Сильнейшая связь», взято из Корана – сура 2, аят 256. Газета призывала к возврату к первоначальным принципам и идеалам Ислама и к единству исламских народов. Он утверждал, что это позволит исламскому сообществу восстановить свою прежнюю силу против европейских держав.
В том же году газета попадает в руки к молодому сирийскому студенту Рашиду Риде и оказывает на него сильнейшее влияние, в дальнейшем он станет третьим столпом «исламского модернизма».
Шах Насерадин пригласил Афгани приехать в Персию и проконсультировать по вопросам управления, но довольно быстро Афгани потерял благосклонность шаха и был вынужден искать убежище в святынях близ Тегерана. После семи месяцев проповедей среди паломников, приехавших к святыням, он был арестован в 1891 году, перевезен на границу с Османской Месопотамией и выселен из Персии. Хотя Афгани поссорился с большинством своих покровителей, говорят, что он «самую сильную свою ненависть испытывал к шаху», которого он обвинил в ослаблении Ислама своими уступками европейцам и разбазариванием заработанных ими денег. Считается, что его агитация против шаха была одной из «головокружительных основ» успешного протеста 1891 года против предоставления табачной монополии британской компании и последующей конституционной революции 1905 года.
В дальнейшем он был приглашён султаном Абдулхамидом II в 1892 году в Стамбул. Он прибыл туда с дипломатическим иммунитетом от британского посольства, который вызвал множество вопросов, но тем не менее султан предоставил ему жилье и жалованье. Цель Абдулхамида II состояла в том, чтобы использовать Аль-Афгани для пропаганды панисламизма. Находясь в Стамбуле в 1895 году, он посетил персидского заключённого Мирзу Реза Кермани, и они вместе спланировали убийство шаха. Позже Кермани вернулся в Иран и убил Насерадина, застрелив его из пистолета 1 мая 1896 года, когда шах посещал мечеть. Кермани был публично казнён путём повешения в августе 1897 года, а сам Афгани умер от рака горла в том же году и был похоронен в Стамбуле.
Несмотря на то, что многие исламские учёные обвиняли Афгани в ереси, у него есть труды в защиту религии. Так, в 1881 году он опубликовал полемический сборник под названием «Аль-Радда аль-Дахрийи» («Опровержение атеистов»), в котором выступал за панисламское единство против западного империализма. Сборник включал одну из самых ранних частей исламской мысли, спорящую с трудом Дарвина «О происхождении видов»; однако некоторые его аргументы неверно описывали эволюцию, и это спровоцировало критику о том, что он неправильно понял Дарвина. В своей более поздней работе «Хатират ДжамалаДин аль-Афгани» он признал обоснованность эволюции, утверждая, что исламский мир уже знал и использовал её. Хотя он принимал абиогенез и эволюцию животных, он отвергал теорию о том, что человеческий род является продуктом эволюции, утверждая, что у человека есть душа.
Я надеюсь, что статья была полезной для читателей и помогла разобраться в вопросе, что за люди положили начало исламскому модернизму; и тауфик лишь от Аллаха, Тааля.