О протирании носков

Хуфф – это кожаные носки, которые укрывают стопы, включая щиколотки. Их использование по Шариату является дозволенным облегчением (рухса), независимо от пола и времени года, независимо от того, где находится тот, кто их надевает: в пути или дома, – и независимо от того, болен он или здоров. Обтирание кожаных носков заменяет мытьё ног в ритуальном омовении. Однако, если есть возможность, мытье ног предпочтительнее, так как это основа.

Доказательства того, что протирание кожаных носков (хуфф) допустимо.

Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, в своём своде хадисов “Аль-Муватта” со слов Мугиры ибн Шу’ба приводит, что однажды, во время газавата Табук, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отошёл по нужде и Мугира, взяв воду, пошёл вслед за ним. Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приступил к омовению, и Мугира, стоя рядом, наливал ему воду. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, омыл лицо, руки, совершил масх головы и хуфф. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся обратно, то присоединился к молящимся за Абдурахманом ибн Ауфом сподвижникам, разыАллаху анхум аджмаин[1].

Также передаётся от Джарира ибн Абдуллы, что однажды он справил малую нужду, затем совершил омовение и протер кожаные носки. Когда его спросили, почему он это сделал, он ответил: “Я видел, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, справил нужду, совершил малое омовение и обтёр свои кожаные носки”[2].

Возникает вопрос: «Подходят ли обычные носки (джаврабайн) для протирания, подобно кожаным носкам (хуфф)?» Обычные носки похожи на кожаные, однако они выше и сделаны не из кожи (а, к примеру, из шерсти). 

Мнение ханбалитов.

По мнению ханбалитов, обтирание носков (или чулков) разрешено, если они соответствуют всем требованиям, предъявляемым к кожаным носкам, а именно:

1. Носки должны быть такими толстыми (плотными), чтобы не было видно стопу. Тонкие носки не могут считаться укрывающими (сатир).

2. Они должны позволять человеку свободно передвигаться, а также должны держаться на ноге самостоятельно и не спадать (не соскакивать) при ходьбе.

В качестве доказательства они (ханбалиты) приводят хадис от Мугиры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение (вуду) и протирал носки и обувь[3].

Также они утверждают, что все сподвижники протирали носки, и никто из них этого не отрицал, и  в этом они были единодушны. Поскольку носки (или чулки) закрывают то место, которое необходимо омыть при омовении, их можно протирать, как и хуфф.

 

Мнение шафиитов.

В отношении обычных носков их мнение схоже с точкой зрения ханбалитов. Однако шафииты считают, что носки должны не только закрывать ступню (включая щиколотки), но и препятствовать проникновению воды, потому что сподвижники носили именно такие носки.

Мнение маликитов.

Если верхняя и нижняя (подошва) части обычных носков обшиты кожей, то допустимо протирать их, так как носок, обшитый таким образом, подобен хуффу.

Мнение ханафитов.

Имам А’зам Абу Ханифа сказал, что обтирать носки дозволено только в том случае, если они обшиты кожей, так как иначе они не могут использоваться для продолжительной ходьбы.

А Абу Юсуф и Мухаммад (два его известнейших ученика) сказали, что их можно обтирать, если они толстые (плотные) и непрозрачные, и в качестве довода использовали хадис Мугиры ибн Шу’бы. Такие носки подобны хуффу, так как они годятся для продолжительной ходьбы и способны держаться на голени без помощи веревки. 

В книге «Хидаят» отмечается, что впоследствии Абу Ханифа отказался от своего прежнего мнения и склонился к мнению своих двух учеников.

Ты видишь, что все учёные, несмотря на разногласия по поводу условий, в целом, разрешали обтирать носки. Слова каждого учёного указывают на то, что носки, которые мы носим в наши дни, не похожи на те, протирание которых является действительным. Поэтому у тех, кто разрешает их обтирать, нет никаких доказательств и оснований (помимо общности названия, однако это не является весомым доводом при вынесении шариатского заключения).

[1] Сахих Муслим: глава о намазе, с. 274; Сахих Бухари: глава об омовении, с. 180.

[2] Сахих Бухари: с. 380; Сахих Муслим: с. 272.

[3] Абу Дауд: «Очищение», глава о протирании чулков, с. 159; Тирмизи: глава об очищении, раздел «Хадисы о протирании носков и обуви», с. 559; «Муснад» имама Ахмада, 4/252.

Похожие материалы