فَصْلُ فِى بَيَانِ ادَابُ الوُضُوء
Раздел, посвященный разъяснению адабов малого омовения
Синонимы слова адаб (أدَب):
нафль (نَفْل), мустахабб (مُسْتَحَبّ), мандуб (مَنْدُوب), мутатаввиа (مُتَطَوِّع).
Адаб в языковом значении – это положительное качество, богобоязненность, в шариатском значении – действие, которое Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал один или два раза без постоянства в нем. Если человек совершает такое действие, он заслуживает награды, если оставляет, не заслуживает порицания в этой жизни и наказания в будущей.
- Сидение на возвышенном месте во время совершения омовения[1].
- Поворот в сторону киблы.
- Совершение омовения самостоятельно, без прибегания к помощи постороннего человека. Нежелательно, чтобы другой человек омывал части твоего тела в вуду, однако, если он только льет воду на органы твоего тела из кувшина или приносит кувшин с водой по твоей просьбе, нежелательности в этом нет.
- Молчание во время совершения вуду, так как лишние разговоры отвлекают человека от поклонения и произнесения дуа.
- Проговаривание нията вслух вместе с выражением его в сердце.
- Произнесение дуа во время исполнения вуду.
- Произнесение басмалы, выражение нията и произнесение салавата при омовении каждого органа.
- Введение мизинца в ушную раковину во время протирания ушей.
- Шевеление перстня, который свободно сидит на пальце[2].
- Зачерпывать воду для полоскания рта и носа правой рукой, так как правая рука считается более уважаемой в Исламе.
- Высмаркивание воды из носа левой рукой.
- Совершать вуду до наступления времени намаза. Исключение делается для извиняемого человека, у которого постоянно нарушается вуду (الْمَعْذُور), – такой человек обязан совершать вуду уже после наступления времени намаза, иначе оно не будет действительно.
- Произнесение шахады после совершения вуду стоя, повернувшись в сторону киблы.
- Отпить от оставшейся в сосуде для омовения воды стоя, повернувшись в сторону киблы, либо сидя.
- После завершения вуду сказать:
الَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَوَّابِينَ وَ اجْعَلْنِي مِنَ الْمُتَطَهِّرِينَ
- Отстранение от использования воды, которая была нагрета на солнце в жаркой стране в сосуде из металла, который поддается чеканке (الْمَاءُ الْمُشَمَّس).
- Предоставлять право другим людям пользоваться твоим сосудом для омовения.
- Не плескать водой на лицо при омовении.
- Не вытираться полотенцем после вуду.
- Омывать сверх границ фарда, например, мыть половину плеча и половину голени (но не более).
- Троекратное чтение суры «Аль-Кадр» после совершения вуду.
فَصْلُ فِي مَكْرُوهَاتِ الوُضُوء
Раздел о нежелательных действиях в малом омовении
Макрух (مَكْرُوه) – это противоположность адабу, т. е. нежелательное.
- Расточительство в использовании воды (الإِسْرَافُ فِى المَاء).
- Чрезмерная экономия воды (التَّقْتِير). Сюда можно отнести омовение органов тела менее трех раз, а также использование настолько малого количества воды, что внешне кажется, что человек не вымыл орган тела, а смазал его[3]. Согласно хадису, лучше всего придерживаться середины в делах религии, в том числе и в омовении.
- Плескать водой на лицо во время омовения (ضَرْبُ الوَجْه), так как лицо в Исламе считается уважаемой частью тела, а подобное действие противоречит этому положению.
- Разговоры во время вуду (التَّكَلَمُ بِكَلَامِ النَاس).
- Прибегать к помощи другого человека для омовения ُ(الِاسْتِعَانَة).
- Троекратное протирание головы, используя каждый раз новую воду (протирать голову трижды той же водой дозволено без макруха)[4].
[1] C целью избежать попадания на одежду и тело использованной воды.
[2] Перстень, который плотно прилегает к пальцу, нужно шевелить обязательно, если нет уверенности, что под него попадает вода.
[3] Eсли с органа тела стекает менее двух капель, такое омовение вообще не считается действительным.
[4] Насчет троекратного протирания головы новой водой в ханафитском мазхабе высказаны разные мнения, например, некоторые шейхи сказали, что это макрух, некоторые, что бид’а, также есть мнение, что данное действие не является ни макрухом, ни сунной. Но в «Марокиль-Фалях» приводится самое сильное мнение, которое подтверждают шейх Ибрагим Халяби и имам Ибн Абидин, и оно состоит в том, что данное действие является макрухом.