Аллах разрешил торговлю, но запретил ростовщичество (2:275).
«Есть 70 видов ростовщичества, и наименее серьезный из них так же плох, как когда мужчина женится на своей матери»
(Передали аль-Хаким и Ибн Маджа, «Найль аль-Автар», «Субуль ас-Салам», «Маджма’ аз-Зава‘ид)».
Слово «риба» буквально означает «прибавление» (зияда), рост или увеличение. Ибн Кудама определяет шариатский термин как «прибавление в определенных вещах»[1].
Иными словами, риба может происходить с вещью, товаром или деньгами. Риба не законна, согласно Корану, Сунне и иджме.
Факихи подробно разбирают риба в книгах по фикху. У них нет разногласий насчет того, что риба категорически запрещена в обеих своих основных формах: займа и продажи, то есть когда деньги увеличиваются (зияда) за счет процентов в случае займа у ростовщика или просто при прямом обмене (бартере) товарами.
В шариатской терминологии риба определяется как «прибыль, которую владелец или заимодавец получает при обмене или продаже, не отдавая взамен эквивалентной компенсации или вознаграждения (‘ивад) другому участнику сделки»[2].
В Шариате выделяется два вида риба (впрочем, шафиитские ученые выделили три типа). Первый (риба аль-фадль) — ростовщическая прибыль при продаже, которую получают за товар или услугу, стоимость которых не известна по закону на время сделки, или когда передача имущества со стороны обоих участников сделки отложена, или когда отложена передача имущества одним из участников сделки.
Второй тип (риба ан-наси’а) относится к займам и заключается в любом займе, когда заимодавец получает выгоду. Наши факихи считают это ясной, недвусмысленной, определенной формой риба[3].
Риба ан-наси’а дает прибыль, вне зависимости от того, берет в долг производитель или потребитель. Этот тип риба был хорошо известен в эпоху джахилиййи (до Ислама). Это обеспечивает риба ан-наси’а особое, однозначное положение, в отличие от риба аль-фадль.
Алимы вынесли решение о ростовщичестве в банках. В одной из книг по фикху говорится:
«Процентные ставки в банках относятся к риба ан-наси’а. Это может происходить двумя способами: когда человек вносит в банк средства и когда он берет кредит (аль-кард) — и в обоих случаях выплачиваются проценты. Поэтому незаконность этого подобна незаконности риба, и грех подобен греху участия в риба»[4].
Когда деньги порождают деньги и капиталы растут сами по себе, перед нами риба ан-наси’а. У процентной ставки долгая история. Даже Аристотель говорил, что это противоестественно:
«Это искусство [наживать состояние], как мы сказали, бывает двояким: с одной стороны, оно относится к области торговли, с другой — к области домохозяйства, причем последнее обусловлено необходимостью и заслуживает похвалы, обменная же деятельность по справедливости вызывает порицание, как деятельность, обусловленная не естественными причинами, но [возникшая в силу необходимости взаимного] обмена [между людьми]. Поэтому с полным основанием вызывает ненависть ростовщичество, так как оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег. Отсюда это и получило свое название; как дети походят на своих родителей, так и проценты являются денежными знаками, происшедшими от денежных же знаков. Этот род наживы оказывается по преимуществу противным природе»[5].
Согласно Аристотелю, выплата процентов за ссуду «противна природе». Однако исламские факихи понимают «проценты» шире, чем Аристотель, поскольку понятие «риба» включает в себя не только «прибавление» (зияда), но и спекулятивные продажи услуг, и ростовщические коммерческие сделки, и многие земледельческие практики.
По мнению наших факихов, риба — это не действительный обмен по своей природе, так как одна сторона, богатый заимодавец, получает прибыль в виде процентов, не отдавая другой стороне, нуждающемуся, ничего взамен. И этот не заработанный доход, не подкрепленный производством или работой, лежит в корне несправедливости и эксплуатации, поскольку он обогащает класс заимодавцев и ростовщиков, которые накапливают богатство, обедняя тех, кто вынужден брать деньги или товары в долг, просто чтобы удовлетворить основные нужды«.
В прошлом они предупреждали, что если деньги будут использоваться по большей части в коммерции, а не как средство обмена, то они будут задействованы в спекулятивных покупке и продаже, а это повлияет на цену денег. Данный процесс, в свою очередь, причинит больше ущерба мировой экономике, чем принесет пользы — примером служит инфляция. Так, цены на еду поднимутся, и менее развитые части мира будут испытывать нужду в продуктах питания[6].
Вложение денег в акции
Что касается акций, алимы отнесли это к категории аврак ан-накдийя. В основе это нечто дозволенное, но с условиями, и с этого надо платить закят, если оно больше нисаба и прошел хавль, и его нисба — 2,5% его стоимости.
Акция определяется как одна из равных долей, на которые поделен капитал компании, и акционер получает соответствующую его акциям часть прибыли. <…> Сделки с акциями дозволены Шариатом»[7].
Касательно вложений шейх Сайед Мутавалли ад-Дарш говорит:
«Деньги в Исламе играют свою роль. Их не надо зарывать в землю или хранить в сейфе, следует позволить им циркулировать между людьми, чтобы получать пользу. Поэтому в книгах по фикху говорится, что опекун сироты должен вложить его наследство так, чтобы закят не уменьшил состояние сироты.
Можно покупать акции любой компании, которая предоставляет благие услуги обществу, компании, которая не занимается незаконной торговлей. Например, не разрешается покупать акции банков, поскольку там берут проценты. Не разрешается покупать акции пивоваренных заводов, так как они производят харам. Не разрешается покупать акции химических комбинатов, которые производят товары, наносящие вред людям и окружающей среде. Но с хорошими компаниями нет проблем.
<…> Нет вреда в том, чтобы вкладывать деньги в акции, если при этом учитывать все вышеперечисленное.
Мусульмане могут вкладывать в воду, в газ и в множество других вещей, которые полезны обществу и не направлены на то, что запрещено Исламом. Именно этими соображениями должны руководствоваться мусульмане, делая вложения».
Пускай это принесет пользу.
Аллах — твой Творец и Творец мощи и победы. Превыше Он и Пречист от того, что Ему ложно приписывают!
Да будет мир всем праведным посланникам (избранным Аллахом)!
Хвала Аллаху — Единому Творцу миров и Создателю всех их обитателей!
(37:180-182)
[1] Аль-Мугни, т. 4, с. 125.
[2] «Аль-Мабсут», т. 7, с. 109.
[3] «Мугни аль-Мухтадж», т. 2, с. 21; «Радд аль-Мухтар», т.4, с. 184.
[4] «Аль-Фикх аля аль-мазахиб аль-арба’а», т. 2, с. 247.
[5] Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983.
[6] Ибн аль-Каййим, «Аль-Кияс», с. 114; «Аль-Фикх аля аль-мазахиб аль-арба’а», т. 2, c. 246; «Дурр аль-Мухтар», т. 4, с. 189.
[7] «Фикх аль-Ислам ва адилляту», т. 2, с. 774.