Исламские университеты

Речь в статье пойдёт не только об исламских высших учебных заведениях, но и о системе образования в целом: насколько современное исламское образование адекватно времени, и если нет, то почему?

Начнём с того, что массовое образование – это система, и оно невозможно без господдержки, в современных государствах этим занимаются отдельные ведомства. Здесь мы можем выделить ключевой пункт: какое государство, такое и образование. Учитывая, что подавляющее большинство современных государств – светские, включая страны с преимущественно исламским населением, то и систему образования мы получаем светскую. Религиозное же образование при такой модели всегда будет где-то на периферии. То есть более-менее качественное массовое религиозное образование возможно в государстве, где религия не отделена от власти, как, например, в Иране или Саудовской Аравии. Неслучайно в наше время так активны последователи этих двух течений – вахаббитов и рафидитов – они имеют государственную поддержку, в том числе в сфере образования. Функционируют их вузы, создаются все условия для обучения студентов и их последующего трудоустройства. Вообще, престиж образования, перспективы реализации, которые оно даёт, являются одними из ключевых факторов выбора для потенциальных студентов.

Престижно ли религиозное образование в современных светских странах? Очевидно, что нет. Даёт ли оно гарантии самореализации выпускника как специалиста? Тоже нет. Такое положение дел зачастую приводит к тому, что в тех немногочисленных религиозных учебных заведениях, которые действуют в светских странах, идёт отрицательная селекция. Туда идут те, кто не смог попасть в светские вузы на перспективные специальности. О подобной ситуации писали ещё джадидиты в начале 20 века. Отдельная большая проблема – это трудоустройство выпускников религиозных учебных заведений, в лучшем случае для них найдётся работа при местных духовных управлениях/муфтиятах и их аналогах со всеми их издержками и проблемами, в худшем случае такой человек просто ищет «обычную» работу, которая его прокормит, а знания, которые он получил, по факту никак не реализуются.

В результате мы получаем ситуацию с фактически отрицательной селекцией – в религиозные вузы идут те, кому идти особо некуда, а те, у кого есть финансовые и интеллектуальные возможности, идут в престижные светские вузы на перспективные специальности с высоким потенциалом самореализации. По итогу мы получаем выпускников не очень умных, не очень образованных, но зачастую с религиозным гонором, донимающих нравоучениями окружающих людей и плохо понимающих, как адекватно вести даават. Когда-то университет Аль-Азхар был центром исламского знания, люди, прошедшие через него, соответствовали определённому уровню исламского учёного – алима. Во что он превращён сейчас, каких он «алимов» выпускает, и какие фетвы они потом выдают, думаю, не стоит говорить. Как и кем он превращён в то, чем является сегодня – это отдельная тема, но началось это, когда пост ректора стали занимать люди наподобие Рашида Риды, а у власти оказались люди вроде Гамаля Насера, последовательного секуляриста и социалиста. Надежда остаётся на искренних, верующих, одарённых людей, которые готовы получать религиозные знания, несмотря ни на что.

Самоорганизация и автономность – вот что может спасти исламское образование в наше время, например, то что делает шейх Саид Фуда, фактически создавая своё собственное медресе. Любое качественное образование невозможно без финансирования, в период существования халифата важную роль играли вакфы, обеспечивавшие материальную независимость учебных центров и алимов от власти, в наше время такую роль должны взять на себя частные меценаты, необходимо возродить культуру пожертвований в образование, основой должны стать частные, а не государственные инвестиции.

Также стоит пересмотреть сложившуюся систему образования в исламских медресе, ввести некоторые гуманитарные дисциплины, например, психологию для лучшего понимания того, как работать с людьми; сравнительное религиоведение для лучшего восприятия точки зрения представителей иных конфессий и полемики с ними; изучение аргументации против современным форм атеизма, представители которого выдвигают обвинения против Ислама с позиции морали и гуманизма или современных естественно-научных данных; навыки ораторского мастерства и риторики, причём именно того языка, на котором в основном придётся читать проповеди прихожанам и общаться с ними в остальное время.

Вообще, хорошее знание языка – ключ к успешному даавату, так же, как глубокое знание арабского языка – ключ к пониманию шариатских текстов. Мы видим на примере нашей страны, как зачастую проповедники различных заблудших сект становятся популярны именно благодаря хорошему русскому языку, который позволяет им грамотно донести свои убеждения до паствы. Поэтому выпускники медресе должны хорошо владеть русским языком, но, к сожалению, в национальных республиках с этим большие проблемы. Зачастую люди, которые получили шариатское образование в родном крае, а затем поехали продолжать образование за границу, вернувшись на родину, хорошо владеют арабским и своим родным (языком местного этноса), что делает их фактически оторванными от огромного числа русскоязычных мусульман, для которых русский – единственный язык адекватного восприятия информации. В Дагестане такие примеры сплошь и рядом – люди, учившиеся у известных ученых, вернувшись на родину, из-за плохого знания русского языка не могут записать ни одной лекции или урока, доступного для масс. Большинство современных мусульман живут в городах, в том числе и в нашей стране, и молодое поколение мусульман сильно урбанизировано, это надо иметь в виду, нужно понимать контекст, в котором живёт современный мусульманин или мусульманка – какие вопросы интересны для них и на каком языке они говорят. Качественное, адекватное и современное исламское образование должно учитывать все эти аспекты.

Отдельно, конечно, стоить упомянуть проблему дальнейшего трудоустройства и финансового обеспечения людей, выбравших путь шариатского знания, нужно иметь в виду, что если вы стремитесь к финансовому благополучию и успеху, то это не ваш путь, лучше пойти в бизнес. Поэтому будьте готовы к финансовым трудностям, а возможно, к нужде и даже бедности, если вы хотите быть искренним с самим собой и с Всевышним. Хотя современные интернет-технологии позволяют исламскому учёному существовать достаточно независимо. Вся надежда, как я писал выше, на самоорганизацию, и тауфик лишь от Аллаха.

Похожие материалы