Хафизы во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)
В истории известны семь хафизов, которые выучили Священный Коран во времена самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и именно на них опираются все десять имамов кыраата:
1. Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах). Его учеником был Мугира ибн Абу Шихаб.
2. Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах). Есть два риваята по поводу его (да будет доволен им Аллах) хифза. Согласно первому риваяту, он (да будет доволен им Аллах) выучил весь Коран ещё при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Что касается второго риваята, то согласно ему, Али (да будет доволен им Аллах) завершил заучивание Корана, когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уже не было среди них. Выдающимися учениками Али (да будет доволен им Аллах) были Абу Абдуррахман ас-Сулями и Абуль-Асвад ад-Дуэли.
3. Убей ибн Кааб (да будет доволен им Аллах). Он (да будет доволен им Аллах) – один из удостоившихся похвалы Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) за чтение Священного Корана. У него (да будет доволен им Аллах) брали уроки кыраата такие сахабы, как Ибн Аббас, Абу Хурайра, Абдуллах ибн Саиб, Абдулла ибн Айяш, Абу Абдуррахман ас-Сулями, да будет доволен ими Аллах.
4. Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах). Он (да будет доволен им Аллах) выучил весь Коран, при этом около семидесяти сур он выучил из уст самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он (да будет доволен им Аллах) был учителем таких хафизов, как Алькама ибн Кайс, Масрук ибн Аджда, Асвад ибн Язид, Зир ибн Хубайш, Абу Абдуррахман ас-Сулями.
5. Зайд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах). Сам Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) назначил его главным по собиранию Корана в единую книгу. Кроме того, он (да будет доволен им Аллах) принимал участие в размножении и распространении мусхафов (экземпляров Корана) во времена халифа Усмана (да будет доволен им Аллах).
6. Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уподобил его голос свирели Дауда, мир ему (Бухари, Фадаиль Кур’ан, 31; Муслим, Мусафирин, 235, 236; Тирмизи Манакиб, 55.). Его учениками были Абу Раджа аль-Утариди и Хытан ибн Абдулла ар-Ракаши.
7. Абу Дарда (Уваймир ибн Зайд) (да будет доволен им Аллах). Он был кадием (судьей) в Дамаске и известен под именем «Кари-и Димашк». Среди его учеников были Атыя ибн Кайс, Халид ибн Ма’дан, кадий местности Ба’лябакка Сувайд ибн Абдуль-Азиз и даже одна женщина по имени Умму Дарда.
Известные хафизы из числа сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) преподавали в Священной Мекке и в Пресветлой Медине, а также в Куфе, Басре, Дамаске и Египте. Таким образом они оставили там после себя знатоков Священного Корана, способных продолжать это великое дело. Например, Усман (да будет доволен им Аллах) обучил Мугиру ибн Абу Шихаба аль-Махзуми, он же в свою очередь воспитал одного из имамов кыраата Ибн Амира. Семь имамов кыраата опираются в своих знаниях на таких сахабов, как Убей ибн Каб, Зайд ибн Сабит, Абу Дарда, Абдулла ибн Мас’уд, Усман и Али, да будет доволен ими всеми Аллах.
Места для заучивания Корана в первые годы хиджры
В первые годы хиджры обучение Корану в основном происходило в мечетях. В Медине, кроме мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха), обучение проходило ещё в девяти мечетях. Также известен дом Махрама ибн Навфаля, в котором изучался кыраат, и именно поэтому данный дом был назван «дарруль-курра».
После смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) резко возросло количество желающих выучить Коран. Однажды, когда Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) был валием Басры, он написал халифу Умару (да будет доволен им Аллах) письмо, в котором сообщил, что в Басре стало много хафизов. В ответ Умар (да будет доволен им Аллах) повелел назначить им денежное пособие. Когда же Абу Муса (да будет доволен им Аллах) написал через год, что хафизов стало ещё больше, на это халиф (да будет доволен им Аллах) сказал следующее: «Оставь их! Я переживаю, что люди, будучи заняты заучиванием Корана, станут уделять меньше времени изучению его законов». Тем самым халиф (да будет доволен им Аллах) выказал опасение относительно выдачи пособия для хафизов.
В риваяте от Муслима говорится, что, когда Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) собирал хафизов Басры, чтобы сделать им наставления, их количество достигало трёхсот человек.
Ибн Халикан, опираясь на книгу Абу Фараджа Ибнуль-Джавзи «Аль-Алькаб», говорил, что у жены Харуна ар-Рашида Зубейды было около трёхсот рабынь-хафизов. Эта информация показывает, насколько высокое место было отведено заучиванию Корана, даже среди женщин.
Бакилляни, отвечая на предположения некоторых групп шиитов о том, что Коран якобы был изменён, говорил:
«После того, как во многих местах земного шара огромное количество людей выучило весь Коран наизусть, невозможно даже просто предположить, будто Коран мог быть изменён».
Ибрахим ибн Муса аш-Шатыби говорил примерно то же самое.
В последующие века заучивание Корана происходило в мечетях и в специальных медресе. Учителей по кыраату уважительно называли «шейхуль-курра», а эту обязанность – «мешихатуль-кыраат», «мешихатуль-икра», «рисалетуль-икра».