Всевышний Аллах сказал в Коране: “Он ниспослал тебе Книгу, в которой есть ясные аяты (мухкамат), и они — основа Книги, есть и другие аяты, смысл которых не ясен (муташабихат). И те, в чьих сердцах заблуждение, следуют за неясными аятами, желая [добиться] смуты и [получить такое] толкование [какое им понравится]. Но [истинного] толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладатели крепких знаний говорят: «Мы уверовали в него (аят с неясным смыслом). Все (и ясное, и неясное в Коране) — от нашего Господа». Однако принимают наставление только обладатели разума”. (Сура аль-Имран, аят 7)
Имам Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби аль-Малики (600 – 671 гг. х.) сказал в своем тафсире “Аль-Джами ли ахкам аль-Куръан” относительно толкования 7 аята суры аль-Имран:
Относительно этого аята имеются девять аспектов.
1. Имам Муслим передал от Аиши (да будет доволен ею Аллах) следующие слова: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал аяты: “Он ниспослал тебе Книгу, в которой есть ясные аяты (мухкамат), и они — основа Книги, есть и другие аяты, смысл которых не ясен (муташабихат). И те, в чьих сердцах заблуждение, следуют за неясными аятами, желая [добиться] смуты и [получить такое] толкование [какое им понравится]. Но [истинного] толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладатели крепких знаний говорят: «Мы уверовали в него (аят с неясным смыслом). Все (и ясное, и неясное в Коране) — от нашего Господа». Однако принимают наставление только обладатели разума”, и сказал: “Если вы увидите людей, которые следуют неоднозначным словам из него (Корана), то они и есть те, о ком сказал Аллах! Так сторонитесь же их!”».
От Абу Галиба передаётся, что он сказал: «Я шёл вместе с Абу Умамата, который ехал на своём осле, пока мы не достигли лестницы мечети Дамаска и не увидели насаженные [на копья] человеческие головы. Он спросил: “Чьи это головы?”, на что ему ответили, что это головы хариджитов, которые прибыли из Ирака. Тогда Абу Умамат сказал: “Псы Ада! Псы Ада! Псы Ада! Худшие из убитых под тенью небес! Блаженство в Раю уготовано тому, кто убил их, и тому, кого убили они!”. Он повторил это трижды, затем заплакал. Я спросил: “Что заставило тебя заплакать, о Абу Умамат?”, и тогда он сказал: “Сострадание к ним! Они были приверженцами Ислама, а затем вышли из него!”, после чего прочитал аят: “Он ниспослал тебе Книгу, в которой есть ясные аяты (мухкамат)…” и до конца аята (Алю Имран, 7). После этого аята он прочитал: “Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения” (Алю Имран, 105).
Затем я сказал: “О Абу Умамат! Под ними подразумеваются эти?”, и он ответил: “Да”. Я сказал: “Это ты говоришь согласно своему мнению или ты слышал это от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?”, и он сказал: “В таком случае (если я говорю по своему мнению) велика будет моя дерзость, в таком случае велика будет моя дерзость! Однако я слышал Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и слышал я это не один раз, и не два, и не три, и не четыре, и не пять, и не шесть, и не семь раз”, после этого он заткнул уши пальцами и сказал трижды: “Если бы я не сделал так, то мои уши оглохли бы”, а потом продолжил: “Я слышал Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который говорил: “Бану Исраиль разделились на семьдесят одно течение, одно из них в Раю, остальные в огне! Эта же община разделится на число течений, на одно большее, чем они (бану Исраиль): одно из них в Раю, остальные в огне!“”».
2. Учёные разошлись во мнениях, что есть ясные (мухкамат) аяты, а что – неясные, неоднозначные (муташабихат). Джабир ибн Абдуллах сказал, и таков же смысл слов аш-Шу’ба, Суфьяна ас-Саури и других имамов: «Мухкамат-аяты Корана – это аяты, толкование которых известно, а смысл понятен. А муташабихат-аяты – это такие аяты, узнать смысл которых не способен никто. Знанием об их смысле владеет только Аллах без участия в этом творений». Некоторые сказали: «Например, время наступления Судного дня, появление народов Яджудж и Маджудж, Даджаля или Исы (мир ему), или отдельно стоящие буквы, упоминаемые в начале сур Корана».
Я же (имам аль-Куртуби) считаю, что это лучшее, что было сказано в отношении аятов муташабихат. Мы уже упоминали в толковании начала суры Аль-Бакара от ар-Рабиа ибн Хайсама, что Аллах оставил лишь Себе знание того, что пожелал присвоить. Абу Усман сказал, что сура Аль-Фатиха, без которой молитва не является действительной, состоит из аятов мухкамат.
Мухаммад ибн аль-Фадль сказал, что из таких аятов состоит сура Аль-Ихлас, потому что в ней нет ничего, кроме единобожия. Также некоторые говорили, что Коран весь является ясным и однозначным, ссылаясь на слова Всевышнего Аллаха: «Это – Писание, аяты которого ясно изложены» (Худ, 1), как другие говорили, что весь Коран является неоднозначным, на основании слов Аллаха: «Писание, которое является муташабих» (Аз-Зумар, 23).
Я же утверждаю, что речь здесь не идёт об аятах вообще, а под словами Аллаха «Это – Писание, аяты которого ясно изложены» подразумевается лингвистическое строение текста, его складность и то, что эта книга есть истина от Аллаха. Смысл слов «Писание, которое является муташабих» в том, что одна её часть подобна другой («ташабаха» – быть похожим), а сами они подтверждают друг друга.
Что же касается слов «Писание, в котором есть ясно изложенные аяты» и «А другие аяты, являющиеся иносказательными (неоднозначными)», то тут подразумевается не этот смысл, а то, что есть аяты, в которых заключаются вероятность иных значений и неясность. Например, слово «муташабих» есть в аяте: «Ведь коровы кажутся нам похожими (“ташабаха”) одна на другую» (Аль-Бакара, 70), то есть «мы сомневаемся и не уверены в том, какая корова имеется в виду, ведь может иметься в виду любой вид коровы».
А под мухкам подразумевается то, что противоположно по смыслу этому (муташабих), то есть то, в чём не имеется сомнений и что имеет только один однозначный смысл. Кто-то сказал, что муташабих – это то, что допускает много вероятностей. После того же, как все они аннулируются, кроме одной, которой нужно отдать предпочтение перед остальными вероятностями, аят станет мухкам.
Таким образом, аяты мухкамат всегда являются той основой, через которую нужно понимать ответвления, которые представляют собой аяты муташабихат. Ибн Аббас сказал: «Аят мухкамат – это слова Всевышнего Аллаха: “Скажи: “Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь!”” (Аль-Анам, 151) до трёх аятов, а также слова, адресованные бану Исраиль: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям» (Аль-Исра, 23).
Ибн Атия сказал: «Это, по моему мнению, пример аятов мухкамат».
Ибн Аббас сказал: «Аяты мухкамат – это отменяющие аяты, те, которые говорят о запретном, об обязанностях, о том, во что необходимо верить и практиковать. А аяты муташабихат – это отменённые аяты, независимо от того, ранние они или поздние, подобные им аяты и их разновидности или такие аяты, в которые необходимо верить, но не практиковать».
Ибн Масуд и другие сказали: «Аяты мухкамат – отменяющие, а аяты муташабихат – отменённые». Это также говорил Катада, ар-Раби и ад-Даххак.
Мухаммад ибн Джафар ибн аз-Зубайр[1] сказал: «Аяты мухкамат – это те, в которых есть довод, установленный Господом, предостережение Его рабам или опровержение оппонентов и их лжи. Они не допускают аллегорического толкования, искажения смысла или отклонения от того смысла, в каком они были ниспосланы. А аяты муташабихат допускают отклонение, искажённое понимание или аллегорическое толкование смысла. Такими аятами Аллах испытывает Своих рабов». Такое же мнение высказал Муджахид ибн Исхак.
Ибн Атия сказал: «Это мнение – лучшее из того, что было сказано об этом аяте».
Ан-Нахас сказал: «Лучшее, что было сказано об аятах мухкамат и муташабихат: аяты мухкамат – это те, что понятны сами по себе и не требуют обращения к другим источникам, чтобы быть понятыми. Например, аяты: “И нет никого равного Ему” (Аль-Ихлас, 4), “Поистине, Я прощаю того, кто кается” (Та Ха, 82); а пример аятов муташабихат следующий: “Поистине, Аллах прощает все грехи” (Аз-Зумар, 53). Этот аят понимается в свете аятов: “Поистине, Я прощаю того, кто кается» и «Поистине, Аллах не прощает многобожие” (Ан-Ниса, 48)».
Я же считаю, что сказанное ан-Нахасом поясняет мнение, которое предпочёл ибн Атия. Это мнение более соответствует арабскому языку, потому что слово «мухкам» (упомянутое в разбираемом нами аяте) – это дополнение (грам. объект, на который падает действие) глагола «ахкама». Отглагольным словом от него является «ихкам», что значит «делать нечто в совершенстве, прочно, крепко». Нет сомнений, что смысл предложения, которое ясно само по себе и в котором нет подводных камней и путаницы, является прочным из-за ясности слов этого предложения и совершенности его структуры. Но когда что-то из этого нарушается, предложение становится неясным и путанным. Аллах знает лучше.
Ибн Хувайз Миндад сказал: «У аятов муташабихат есть разновидности. Те, с которыми связано шариатское постановление – это два аята, которые частично отменяют друг друга, а учёные имеют разногласия относительно такой отмены. Например, по мнению Али и ибн Аббаса, беременная женщина, у которой умер муж, выжидает наиболее длинный период из двух[2].
А Умар, Зейд ибн Сабит, ибн Мас’уд и другие считали, что она должны выждать только до рождения ребёнка. Они говорили, что сура Ан-Ниса отменяет срок идды в четыре месяца и десять дней. Али и ибн Аббас говорили, что это не так. Также учёные разошлись во мнениях относительно того, отменено положение о законности завещания имущества наследнику или нет. Также сподвижники имеют относительно двух аятов, которые противоречат друг другу, разные мнения о том, какой из них должен отменять другой, если об отмене как таковой не известно, а условия отмены отсутствуют. Например, слова Всевышнего Аллаха «Вам дозволены все остальные женщины» (Ан-Ниса, 24) говорят о дозволенности объединения под одной опекой двух сестёр-невольниц, а слова Аллаха: «Вам запрещено жениться одновременно на двух сёстрах, если только это не произошло прежде» (Ан-Ниса, 23), наоборот, говорят о запретности этого.
Также к примерам муташабихатов можно отнести противоречие хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или противоречие суждений по аналогии (кияс).
Муташабихом не является слово, которое в двух разных вариантах чтения понимается по-разному. В одном варианте чтения оно может допускать разные вероятности, а в другом быть неясным и требовать пояснения со стороны законодателя (то есть его можно толковать только при помощи других аятов или хадисов). Такое слово не будет муташабихом, потому что необходимо поступать согласно смыслу этого слова, который является общим у этих двух вариантов чтения. Два варианта чтения подобны двум разным аятам, и смысл обоих нужно практиковать. Как, например, шестой аят суры Аль-Маида, в котором слово «ноги» в одном варианте читается с огласовкой «кясра», а в другом – «фатха». Эта разница меняет смысл аята, но об этом мы поговорим в толковании суры Аль-Маида, если будет на то воля Аллаха.
3. Аль-Бухари передаёт от Саида ибн Джубейра слова: «Один человек обратился к ибн Аббасу со словами: “Я нахожу в Коране некоторые вещи, которые кажутся мне противоречивыми”.
Ибн Аббас спросил: “Что это за аяты?”. Он сказал: “Аят “Между ними не останется родственных связей, и они не будут расспрашивать друг друга” (Аль-Муъминун, 101), аят “Они будут обращаться друг к другу с вопросами” (Ас-Саффат, 27), также аят “Они не смогут утаить от Аллаха ни одной беседы” (Ан-Ниса, 42) и аят “Клянёмся Аллахом, нашим Господом, мы не были многобожниками” (Аль-Анъам, 23), и в этом аяте они скрыли, кем они были. Также в суре Ан-Назиат “Или небо? Он воздвиг его, поднял его своды и сделал его совершенным” (27, 28) Аллах сказал, что создал небеса до создания земли, а затем в суре Фуссылят говорит: “Неужели вы не веруете в Того, Кто создал землю за два дня, и равняете с Ним других? Он же – Господь миров. Он воздвиг над землёй незыблемые горы, наделил её благодатью и распределил на ней пропитание для страждущих за четыре полных дня. Потом Он обратился к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: “Придите по доброй воле или по принуждению”. Они сказали: “Мы пришли по доброй воле””. (9–11). В этом аяте Он упомянул, что создал землю до того, как создать небеса. Также аяты “И Он был Прощающим, Милосердным” (Аль-Фатх, 14), “И был Аллах Великим, Мудрым” (Аль-Фатх, 7), “И был Аллах Слышащим, Видящим” (Ан-Ниса, 134), будто бы Он был таким, а потом перестал им быть”.
Ибн Аббас ответил: “События из аята “Между ними не останется родственных связей” произойдут после первого дуновения в Рог (в Судный день). Когда подуют в Рог и поражены будут все на небесах и на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить непоражёнными, у них не останется родственных связей и не будут они расспрашивать друг друга, а когда подуют в последний раз, они начнут обращаться друг к другу с вопросами. Касательно же слов Аллаха “Они не смогут утаить от Аллаха ни одной беседы” (Ан-Ниса, 42) и аята “Клянёмся Аллахом, нашим Господом, мы не были многобожниками” (Аль-Анам, 23), то Аллах простит грехи искренним людям, а многобожники скажут: “Давайте скажем, что мы не были многобожниками”, и тогда Аллах заклеймит их рты, а их органы заговорят делами, которые они совершали. И станет очевидно, что они не могут утаить ничего от Аллаха, и возжелают те, которые не веровали, чтобы они были верующими в мирской жизни. Аллах создал землю за два дня, затем обратился к небу и разделил его на семь небес за два дня, затем Он распростёр землю и вывел из неё воду и пастбища, создал на ней горы, деревья, холмы и всё, что между ними, за следующие два дня. Это всё толкование Его слов: “После этого Он распростёр землю” (Ан-Назиат, 30). То есть Он создал землю и всё на ней за четыре дня, а небо создал за два дня. А под словами Аллаха “И был Аллах Прощающим, Милосердным” имеется в виду, что Он не переставал быть таковым и не перестанет, ведь, поистине, если Аллах желает чего-то, оно непременно случается. Горе тебе! Пусть же не представится тебе Коран противоречивым, поистине, весь он от Аллаха!”».
4. Слова Всевышнего: «…есть и другие аяты, смысл которых не ясен (муташабихат)». (Грамматический разбор опущен)
5. Слова Аллаха: «И те, в чьих сердцах заблуждение, следуют за неясными аятами». Слово «зейг», используемое в аяте, означает «отклонение»; арабы говорят: «Солнце отклонилось» или «Взоры отклонились» (в смысле «закатились»). В суре Ас-Сафф, в пятом аяте говорится: «Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца».
Этот аят (имеется в виду часть аята, которая сейчас подвергается разбору, а именно «И те, в чьих сердцах заблуждение, следуют за неясными аятами») касается любой группы людей, которые являются либо неверующими, либо еретиками, либо невеждами, либо приверженцами новшеств, даже если в то время этот аят касался только христиан Наджрана. Катада сказал при толковании слов «И те, в чьих сердцах заблуждение, следуют за неясными аятами»: «Если это не хурурриты и остальные виды хариджитов, тогда я не знаю, кто здесь имеется в виду». Я считаю, что это толкование, восходящее к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), уже передано от Абу Умамата. Этого тебе достаточно.
6. Слова Аллаха: «следуют за неясными аятами, желая [добиться] смуты».
Наш шейх Абуль-Аббас аль-Куртуби (да помилует его Аллах) говорил: «Тем, кто следует неоднозначным аятам (муташабихат), придётся следовать им и собирать их». Так они добивались зарождения сомнений в отношении Корана и заблуждения простонародья, как это делали еретики и каррамиты, которые дискредитировали Коран либо же добивались, чтобы люди верили в буквальный смысл этих аятов муташабихат, как это делают и муджассима (антропоморфисты), которые собирают воедино такие аяты и хадисы, буквальный смысл которых говорит о телесности Аллаха. Они поступают таким образом для того, чтобы люди поверили, будто Творец Всевышний обладает сочленённым телом и сформированным силуэтом и имеет такие части тела, как лицо, глаз, рука, бок, нога, палец; превыше Аллах всего этого. Либо же они следуют таким аятам, чтобы найти им толкование, разъяснить их смысл или, как делал Сабиг, который задавал по этой теме слишком много вопросов Умару. Таким образом, выделяют четыре группы людей, следующих этим аятам:
1) в их неверии нет сомнений, а шариатское постановление Аллаха в их отношении таково: казнь без попытки призвать их к покаянию;
2) наиболее подкреплённое мнение в отношении их – вывод об их неверии, потому что между ними и людьми, поклоняющимися истуканам и иконам, нет разницы. Однако их призывают к покаянию, а если они отказываются, то казнят как вероотступников;
3) учёные имеют разногласия относительно дозволенности обвинения в неверии этой группы людей, опираясь на расхождения в разрешённости толкования таких аятов. Известно, что мазхаб праведных предшественников требовал отказаться от толкования аятов муташабихат, но при этом они категорично заявляли, что их буквальный смысл невозможен. Они говорили, что их следует прочитывать (или пропускать) так, как они ниспосланы. А некоторые из них стали толковать их по правилам, принятым в арабском языке, но не заявляя с уверенностью, что тот или иной неясный аят имеет именно такой смысл и никакой больше;
4) с этой группой людей нужно поступать доходчивым образом, как это сделал Умар с Сабигом. Абу Бакр аль-Анбарий сказал: «Имамы праведных предшественников наказывали тех, кто расспрашивал их о толковании неясных букв в Коране, потому что если спрашивающий хочет тем самым добиться внедрения новшества и разжечь смуту, то он достоин порицания и тяжкого наказания. Если же он не имеет таких намерений, то достоин осуждения, равноценного тому греху, что совершил, потому что он открыл для лицемерных безбожников дорогу к тому, чтобы посеять в сердцах слабых верой мусульман сомнения и заблуждения, искажая Коран и отклоняя его смысл от методов, которыми он был ниспослан и от правильных толкований.
Один из подобных примеров – история, которую передал нам Исмаил ибн Исхак аль-Кади от Сулеймана ибн Харба, тот – от Хаммада ибн Зейда, тот – от Зейда ибн Хазима, а тот – от Сулеймана ибн Ясара, о том, как Сабиг ибн Исль прибыл в Медину и стал расспрашивать об аятах муташабихат и других вещах. Эта весть дошла до Умара (да будет доволен им Аллах). Он отправил за ним, и его привели. Умар приготовил для него пальмовую ветвь. Когда его привели, Умар спросил: «Ты кто?», на что человек ответил: «Я раб Аллаха – Сабиг», а Умар сказал: «А я раб Аллаха – Умар», а затем подошёл к нему и ударил его по голове пальмовой ветвью, ранив ее до крови. Он продолжал бить, пока кровь не полилась по его голове и Сабиг не сказал: «Хватит, о повелитель правоверных! Клянусь Аллахом, ушли те мысли, что я находил в своей голове». Существуют разные версии истории о том, как Умар воспитывал его. Упоминание этого будет приведено в толковании суры Аз-Зарият.
Затем Аллах внушил сердцу Сабига раскаяние, и он всецело покаялся в этих мыслях.
Слова Аллаха «желая [добиться] смуты» означают «добиваясь сомнений и подозрений верующих, чтобы рассорить их друг с другом и ввести в заблуждение».
Абу Исхак аз-Заджадж сказал: «Смысл слов Аллаха “и [получить такое] толкование [какое им понравится].” – в том, что они пытаются понять их воскрешение и оживление (в Судный день). Тогда Всевышний дал знать, что о значении этого и времени наступления ведает только Он. Доказательством тому слова Аллаха: “Неужели они дожидаются чего-либо, кроме исполнения пророчества? В тот день, когда оно исполнится (и они поймут смысл пророчества, а именно воскрешения их)” (Аль-Араф, 53), то есть в день, когда они увидят обещанное им воскрешение и мучение, “те, которые предали его забвению прежде”, – то есть оставили его, “скажут: “Посланники нашего Господа принесли истину””, – то есть “мы узрели то, о чём сообщили нам посланники”».
В разбираемом же нами аяте остановку следует сделать после слов «Но [истинного] толкования этого не знает никто, кроме Аллаха», то есть никто не знает, когда случится воскрешение, кроме Аллаха.
7. О словах Аллаха «Но [истинного] толкования этого не знает никто, кроме Аллаха» было сказано, что группа иудеев, в которой был Хай ибн Ахтаб, зашла к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: «До нас дошла весть, что тебе было ниспослано: “Алиф. Лям. Мим”. Если твои слова правдивы, то твоя община будет править семьдесят один год, потому что “алиф” в буквенном счёте означает один, “лям” означает тридцать, а “мим” – сорок». И тогда было ниспослана весть, что «Но [истинного] толкования этого не знает никто, кроме Аллаха».
Слово «таъвиль» может использоваться в значении «тафсир» (толкование), например, арабы могут сказать: «Таъвиль этого выражения такой-то». Также слово «таъвиль» может быть использовано в значении того, к чему переходит некая вещь. Слово «Таъвиль» происходит от глагола «аля» (переходить). Что-то перешло в некую вещь, то есть стало ею. Когда арабы говорят: «Я толкую нечто иным образом», то имеют в виду: «Я обратил одно значение в другое». Некоторые правоведы дали следующее определение таъвилю в таком значении: «Это прояснение того смысла, которое вероятней всего подразумевается в слове, потому что на это указывает некое внешнее доказательство». Что касается слова «тафсир», то под ним подразумевается разъяснение выражения или слова, как в аяте: «Нет в нём сомнений» (Аль-Бакара, 1). Слово «тафсир» происходит от слова «аль-Фаср», что значит объяснение. Говорят: «Я объяснил (фассарту) некую вещь» или «Объясни (афсирху) её». Таким образом, слово «таъвиль» понимается в смысле разъяснения значения, как в предложении: «У верующих нет в этом сомнений». Или потому что то или иное выражение является до такой степени верным, что не допускает сомнений. Сомнение – это всего лишь эмоция того, кто сомневается. Например, ибн Аббас толковал слово «дед» в значении «отец» в словах Аллаха: «О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших срамных мест и украшения. Однако одеяние из богобоязненности – лучше. Таково одно из знамений Аллаха. Быть может, они помянут назидание».
8. Слова Аллаха: «А обладатели крепких знаний говорят». Учёные разошлись во мнениях относительно грамматических аспектов этой части аята: является ли она новым предложением, не связанным с тем, что идёт до неё, или она продолжает предыдущую часть и вместе они представляют единое предложение, и тогда союз «вав» будет пониматься как соединительный (то есть аят будет пониматься не как: «Но [истинного] толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладатели крепких знаний говорят: «Мы уверовали в него. Все (и ясное, и неясное в Коране) — от нашего Господа», а как: «Но [истинного] толкования этого не знает никто, кроме Аллаха и обладателей крепких знаний, которые говорят: «Мы уверовали в него. Все (и ясное, и неясное в Коране) — от нашего Господа»). Большинство учёных придерживаются мнения, что эта часть аята является новым предложением, которое грамматически не связано с предыдущей, а предыдущая часть – это отдельное предложение, которое заканчивается на словах «кроме Аллаха». Это мнение ибн Умара, ибн Аббаса, Аиши, Урвы ибн аз-Зубейра, Умара ибн Абдульазиза и других. Это также мнение языковеда аль-Кисаи, аль-Ахфаша, аль-Фарра, абу Убайда и других.
Абу Нахик аль-Асдий сказал: «Вы объединяете эти две части аята (при чтении, не делая паузу между ними), в то время как они разделены». Тот максимум, к которому приходят обладающие основательными знаниями в размышлениях – это утверждение: «Мы уверовали в него. Все (и ясное, и неясное в Коране) — от нашего Господа».
Знай же, что знанием об истинном смысле аятов муташабихат обладает один только Аллах, и никто иной, кроме Него, не ведает о нём. Затем Аллах восхваляет обладающих основательными знаниями за то, что они говорят: «Мы уверовали в него». Если бы не правильность их веры, то они не заслуживали бы похвалы. Большинство учёных считают, что длинная пауза при чтении этого аята происходит после слов Аллаха «Но [истинного] толкования этого не знает никто, кроме Аллаха», а то, что идёт далее – это начало нового предложения: «А обладатели крепких знаний говорят: «Мы уверовали в него. Все (и ясное, и неясное в Коране) — от нашего Господа». Такое мнение передаётся от ибн Масуда, Убайа ибн Кааба, ибн Аббаса и Аиши.
Муджахид же соединял часть аята «а обладатели» с той частью, что шла до неё, и утверждал, что они знают толкование. Некоторые языковеды обосновывали его позицию тем, что обладающие основательными знаниями знали толкование аятов муташабихат, говоря при этом, что они уверовали в них. Эти языковеды утверждали, что аят понимается как одно предложение, и тогда смысл его таков: «Но [истинного] толкования этого не знает никто, кроме Аллаха и обладателей крепких знаний, которые говорят: «Мы уверовали в него. Все (и ясное, и неясное в Коране) — от нашего Господа».
Но почти все языковеды осуждают это мнение и сторонятся его. Таким образом, мнение большинства учёных, которое подтверждается мазхабом учёных по грамматике, более предпочтительно, чем мнение одного только Муджахида. К тому же, недопустимо, чтобы Аллах отрицал нечто в отношении Своих творений и относил к Самому Себе, а потом у Него появился бы сотоварищ в этом отношении. Разве ты не слышал слова Аллаха: «Скажи: “Никто из тех, кто живёт на небесах и на земле, не ведает о скрытом, кроме Аллаха» (Ан-Намль, 65), или «Никто не способен открыть время его наступления (Судного дня), кроме Него» (Аль-Араф, 187), или «Каждая вещь погибнет, кроме Его лика» (Аль-Касас, 88). Во всех этих аятах говорится о том, что Аллах отнёс упоминаемые в них события только к Себе по своему знанию, и нет у Него в этом сотоварища. Так же слова Аллаха: «Но [истинного] толкования этого не знает никто, кроме Аллаха». Если бы союз «вав» соединял предыдущую и последующую часть в одно предложение («и тех, кто обладает основательными знаниями»), то в упоминании слов «Мы уверовали в него. Все (и ясное, и неясное в Коране) — от нашего Господа» не было бы смысла.
Я скажу, что аль-Хаттаби рассказал, что согласно мнению Муджахида, не говорил никто, кроме самого Муджахида. От ибн Аббаса передано, что слова «обладатели крепких знаний» сочетаются со словами «не знает никто, кроме Аллаха», таким образом, они тоже знают о смысле аятов муташабихат, но вместе с тем говорят: «Мы уверовали в это». То же самое сказал ар-Раби, Мухаммад ибн Джафар ибн аз-Зубейр, аль-Касим ибн Мухаммад и другие.
Обосновывая верность своего мнения, его сторонники привели соответствующие стихи из речи арабов и добавили: «Аллах восхваляет их за обладание основательными знаниями, но как он может хвалить их за это, если они невежественны (в отношении смысла аятов муташабихат)?». Ибн Аббас сказал: «Я из тех, кто знает об их толковании». Муджахид прочитал этот аят и сказал: «Я из тех, кто знает об их толковании». Это передал от него имам аль-Харамейн Абу аль-Маали (аль-Джувейни).
Я говорю, что некоторые учёные понимали это мнение в свете первого мнения и говорили: «Смысл слов Аллаха “Но [истинного] толкования этого не знает никто, кроме Аллаха” имеется ввиду толкования аятов муташабихат. Обладающие же основательными знаниями знают смысл некоторых таких аятов, говоря при этом: «Мы уверовали в него. Все (и ясное, и неясное в Коране) — от нашего Господа». Они знают их смысл благодаря указаниям, которые есть в ясных аятах мухкамат, и способны понять неясные аяты муташабихат в свете ясных мухкаматов. Таким образом, когда они знают толкование некоторых аятов муташабихат и не знают толкования других, то говорят: «Мы уверовали в это, всё это – от нашего Господа, а о тех деталях и скрытых значениях благородного шариата, о которых мы не знаем, знает лишь наш Господь».
Если же кто-то возразит: «Обладающим основательными знаниям были не ясны некоторые слова из Корана, например, ибн Аббас сказал: “Я не знаю, что такое “аль-Аввах” и “аль-Гыслин” (коранические слова)”», ему ответят: «Это необязательно, потому что ибн Аббас в итоге узнал значения этих слов и смог истолковать их».
Более убедительным ответом будет следующее. Аллах Всевышний не сказал: «Каждый обладатель основательных знаний». И если один из обладателей не будет знать толкования какого-либо аята муташабихат, то его будет знать другой. Ибн Фурак же склонился к мнению, что обладающие основательными знаниями владеют толкованием таких аятов, и пространно изложил свои размышления об этом и о словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ибн Аббасу: «О Аллах! Даруй ему понимание религии и научи толкованию (Корана)», то есть «научи его смыслу Твоей книги». Согласно всему вышеизложенному, слова Аллаха «обладающие основательными знаниями» вместе со словами, идущими до них, составляют одно предложение.
Наш шейх Абуль-Аббас Ахмад ибн Умар сказал: «Это правильное мнение. То, что их зовут обладателями крепких знаний, говорит о том, что они знают больше, чем толкование аятов мухкамат, в знании которых равны все, кто понимает арабский язык. Если бы они знали только то, что знают все, тогда в чём основательность их знаний? Однако аяты муташабихат делятся на разные виды. Есть те, толкование которых никак нельзя узнать. Например, что такое душа, или что собой представляет Судный день – лишь один Аллах знает об этом. Это знание не перенял ни ибн Аббас, ни кто-либо иной. Те из высококвалифицированных учёных, что сказали, будто обладающие основательными знаниями не знают толкования аятов муташабихат, подразумевали именно этот вид таких аятов. Что же касается того вида аятов, которые можно толковать в свете арабского языка и согласно его определённым речевым оборотам, то такое толкование (этих аятов муташабихат) является известным и правильным. Также подобным образом устраняется неправильное понимание аята, как, например, неверное толкование аята об Исе (мир ему): «Дух от Него» (Ан-Ниса, 171) и других аятов.
Того, кто не знает многого из толкований этого вида аятов муташабихат, не называют обладателем основательных знаний («ар-расихун»). Есть те, кто говорит, что аяты муташабихат – это отменённые аяты, и в таком случае допустимо, что обладающие основательными знаниями могут знать обо всех аятах муташабихат, но ведь такое ограничение аятов муташабихат не является верным.
«Ар-русух» – это утверждение, врастание, укрепление в чём-то. Каждая вещь, которая крепко стоит, укоренена в чём-то, является «ар-Расих». Корень слова употребляется с телесными материями. Например, горы и деревья вросли в землю. Сказал поэт:
Укрепилась (расахат) в моей груди любовь к Лейле,
А знаки её (любви) отказываются меняться.
Или говорят: «Вера укоренилась (расаха) в сердце такого-то». Некоторые из них говорили: «Ушёл в землю пруд», то есть его воды исчерпались. Это передал ибн Фарис.
Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили об обладателях основательных знаний, и он сказал: «Тот, кто исполняет обещания (или правдив в своих клятвах), честен в своей речи, а сердце его правдиво».
Если кто-то возразит: «Как может в Коране что-то быть неясным (муташабих), если Аллах сказал: “А тебе мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано” (Ан-Нахль, 44). Почему Аллах не сделал весь Коран ясным?», мы ответим ему: «Мудрость этого в том (а Аллах знает лучше), чтобы проявили себя лучшие из учёных, потому что, если бы весь Коран был ясным, то не обнаружились бы достоинства одних учёных перед другими. Так же поступают составители книг. Они делают одну часть книги ясной, а другую – неясной, потому что значимость того, что является слишком лёгким, снижается.
9. Слова Аллаха «Все (и ясное, и неясное в Коране) — от нашего Господа». В них есть местоимение, которое относится ко всей Книге Аллаха, к её ясным (мухкамат) и неясным (муташабихат) аятам. Смысл этих слов: «Вся эта (книга) от нашего Господа». Слова Аллаха «Однако принимают наставление только обладатели разума» означают, что их (то есть слова «Мы уверовали в него» и «Все (и ясное, и неясное в Коране) — от нашего Господа») говорят, веруют в них, останавливаются в размышлениях там, где останавливается [разум, который не может постичь смысл этого], и не следуют аятам муташабихат только обладатели разума.
[1] Мухаммад ибн Джафар ибн аз-Зубайр ибн аль-Аввам (ум. 113 гг. х.).
[2] В Коране говорится, что вдове нельзя выходить замуж, пока она не выждет четыре месяца и десять дней со смерти мужа; беременная женщина после развода ждёт, пока не разрешится от бремени. Однако о положении беременной вдовы в Коране ничего не сказано, что дало учёным простор для рассуждений, одно из которых приведено имамом аль-Куртуби: такая женщина выжидает тот период из двух, который является самым длинным.