Хиджаб и западное влияние в мусульманских землях

Имам Мухаммад Захид аль-Кавсари (ум. 1371 по хиджре; Каир), в прошлом заместитель верховного муфтия Османского халифата, в статье «Хиджаб аль-Маръа» («Хиджаб женщины») разъясняет:

Обращаясь к женам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), Всевышний Аллах говорит: «Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как во времена джахилии…»[1]. Им было велено покрываться в присутствии чужих мужчин, и в Коране они названы не иначе как матерями правоверных. В таком случае другим женщинам тем более нужно покрываться, ведь они будут уже чужими женщинами для немахрамов. Всевышний Аллах сказал: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала…»[2], и не сделал в вопросе обязательности хиджаба никакой разницы между женами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и другими женщинами.

В своем тафсире ибн Джарир (да смилуется над ним Аллах) пишет: «Передает Якуб от ибн Алии, а он — от ибн Ауна, а он — от Мухаммада (ибн Сирина), а он, в свою очередь, — от Убейды ас-Салмани (да будет доволен ими Аллах) в толковании аята: “…Чтобы они опускали свои покрывала…”, что ибн Аун надел перед нами джильбаб и передал, что видел, как то же самое сделал Мухаммад, а перед ним — Убейда, чтобы показать это и сказал: “Так женщина покрывает свой нос и левый глаз, оставляя правый открытым”, и опустил покрывало так, чтобы оно было близко к брови или закрывало ее».

Передатчики этой истории самые надежные в достоверности и точности.

Ибн Джарир ат-Табари (да смилуется над ним Аллах) — хафиз и известнейший муфассир; его учитель Якуб ибн Ибрахим аль-Абди учился у ибн Алии Исмаиля ибн Ибрахим аль-Мукассима. Он, в свою очередь, учился у ибн Ауна Абдуллаха аль-Басри, а он — у Мухаммада ибн Сирина (да смилуется над ними Аллах). И все они являются достоверными передатчиками, относительно которых шесть имамов-мухаддисов единогласны в принятии их сообщений. Убейда ас-Салмани (да будет доволен им Аллах) — наследник знаний Али ибн Абу Талиба и ибн Масуда (да будет доволен ими Аллах), перед величием знаний и понимания которого склоняли головы такие люди, как Шурейх — судья Куфы со времен Умара, да будет доволен им Аллах), занимавший этот пост на протяжении шестидесяти лет.

Слова: «Помимо того, что видно», из аята: «Пусть они не выставляют напоказ свои украшения, помимо того, что видно…»[3], ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) растолковал как одежду. И поэтому толкование этих слов как сурьмы и браслетов, то есть мест, где они находятся, — а это глаза и запястья — не совпадает с толкованием ибн Масуда, который был сосудом, полным знаний. Поэтому такое толкование ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) будет также соответствовать его толкованию слов: «Украшайтесь для (посещения) мечети»[4], как одевания одежды [а не украшений в виде браслетов и тому подобного]. Также от ибн Абу Тальхи от ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах), передается толкование аята: «…Чтобы они опускали свои покрывала…», как закрывание одного глаза, как это передается от Убейды (да будет доволен им Аллах).

Также достоверно передается, что мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) тоже придерживалась этого мнения.

Сюда же относится и закрытие лица тонкой тканью, которая позволила бы женщине видеть дорогу, по которой она идет. Потому что смысл хиджаба в том, чтобы мужчинам не были видны красоты женщины. Упомянутый же нами хиджаб как раз выполняет такую функцию, но, конечно, пока сами мужчины будут опускать свои взоры, как это было велено и им, и самим женщинам.

Мнения Убейды ас-Салмани (да будет доволен им Аллах) придерживались также целая группа саляфов. К нему также склонился и большой ханафитский факих Абу Бакр ар-Рази аль-Джассас (да смилуется над ним Аллах), как об этом он пишет в своей книге «Ахкам аль-Куръан».

А что касается дозволенности открытия женщиной лица и кистей рук во время намаза и совершения обрядов хаджа, то это не говорит о том, что все это ей так же дозволено во время выхода из дома по нужде. В состоянии ихрама женщина полностью погружена в поклонение так же, как и другие паломники, и поэтому они будут стараться максимально опускать свои взоры и беречь глаза от взгляда на запретное. А что касается намаза женщины, то она совершает его в своем доме или комнате, и поэтому здесь не будет опасности того, что мужчины увидят ее красоту. Поэтому ситуацию с намазом и хаджем нельзя сравнивать с выходом из дома по нужде в неправедное общество. Самое большее, что мы можем сказать, — это то, что эти две ситуации являются исключением из постановления (хукма) упомянутого аята.

Как мы уже сказали, этот аят явно указывает на обязательность опускания края джильбаба на глаз и сверху, и снизу, как это передают достойные доверия крупные имамы.

А что касается хадиса от Аиши (да будет доволен ею Аллах) в «Сунан» Абу Давуда о том, что лицо и кисти рук не являются ауратом, то даже если бы он был достоверным, то тот факт, что сама Аиша (да будет доволен ею Аллах) не поступала согласно нему, уже являлся бы серьезным ослабляющим фактором, и из-за этого многие саляфы не взяли бы его в практику. К тому же этот хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах) передает Халид ибн Дурейк, хотя известно, что он не встречался с ней. Другой передатчик — Саид ибн Бишр — является слабым. Также в иснаде есть заявления о слышании этого хадиса [‘анана] от некоторых фальсификаторов [мудаллисов].

Что же касается слов некоторых имамов о дозволенности открытия женщиной лица и кистей рук, то для этого ставится условием отсутствие смуты (фитны). Но где же это воспитанное общество, в котором женщине можно не бояться смуты, если она выйдет непокрытой?!

Шамсуль-Аимма ас-Сарахси (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Аль-Мабсут» (10/152): «Запретность взгляда связана с опасением смуты. А опасность смуты при взгляде на лицо женщины и его украшения больше, чем при взгляде на другие части ее тела».

Далее он упоминает мнение имама Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах) и его учеников о дозволенности взгляда на лицо и кисти рук и дает следующий комментарий: «Это лишь в том случае, если взгляд не сопровождался вожделением. Если же мужчина знает, что если он посмотрит на что-либо из этого и возбудится, то это ему запрещено. То же самое и если у него есть сильное предположение, что такое случится, потому что сильное предположение в случаях, когда нет возможности узнать что-либо достоверно, подобно убежденности в этом».

Отсутствие опасений смуты может быть только при взгляде особенных, богобоязненных людей. А что касается толп простых людей, перед которыми женщина выйдет непокрытой, то невозможно представить, чтобы при этом не случилось никакой смуты. А значит совершенно очевидно, что открывать в таких случаях лицо запрещено. Учитывая все вышесказанное, взгляд на этот вопрос Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах) и его учеников становится понятным.

Имам аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) пишет в своем тафсире (12/229): «Ибн Хувайз Миндад (да смилуется над ним Аллах) — один из больших маликитских ученых — сказал: “Если женщина красива, и при взгляде на ее лицо и руки есть опасность смуты, то ей следует их закрывать. Если же она старая или некрасива, то она может их открыть”».

Таким образом он разъяснил мазхаб имама Малика (да смилуется над ним Аллах) в этом вопросе.

А что касается шафиитов, то в «Кифаят аль-ахъяр» (2/23) имама Аль-Хисны (да смилуется над ним Аллах) сказано: «Запрещено смотреть на лицо и кисти рук женщины при опасении смуты. Если же такой опасности нет, то ученые разошлись во мнениях. Более достоверное мнение, что это все равно запрещено. Так сказали аль-Истахри и Абу Али ат-Табари (да смилуется над ними Аллах). Это же мнение выбрал и Абу Мухаммад (аль-Джувайни) (да смилуется над ним Аллах). Так же утверждали и Абу Исхак аш-Ширази и ар-Руяни (да смилуется над ними Аллах). Имам аль-Харамейни (да смилуется над ним Аллах) объяснил это как единогласное мнение всех мусульман о запретности женщинам выходить из домов с непокрытой головой, ибо взгляд может стать причиной смуты, ведь он заставляет тело возбуждаться. И для соблюдения приличий Шариата более подобает закрыть эти двери и отвернуться от погружения в ненужные подробности».

Слова имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) в «Аль-Умм» (1/77): «В намазе женщине следует закрывать все тело, кроме лица и кистей рук», как можно увидеть, ограничены только намазом.

Мазхаб имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах) в этом вопросе такой же, как у имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах). Да будет Аллах доволен ими всеми.

Те из ученых, кто дозволил взгляд на лицо, дозволил это только в случае, если есть необходимость, как, например, помолвка, свидетельствование или взаимодействие в случаях, когда нет того, кто заменил бы ее, а не тогда, когда она выходит из дома без необходимости с целью лишь показать свою красоту или же уподобляясь европейкам.

А что касается слов ибн Джарира и рбн Хазма (да смилуется над ними Аллах) о дозволенности смотреть на ее лицо, то это, опять же, обуславливается отсутствием опасности смуты со стороны определенного человека. А если говорить о ситуации, когда женщины выходят из домов непокрытыми и предстают в таком виде перед толпами других людей, среди которых есть грешники самых разных видов, то ни один богобоязненный ученый с подобным не согласится.

Есть и такие, кто приводит в пример то, что в некоторых случаях женщина может вести судейство. Однако они, видимо, не знают, что некоторые факихи сказали, что в некоторых случаях она получит за это грех, [даже если ее решение будет иметь законную силу], как в случае с шариатскими хитростями [как трата денег за несколько дней до наступления полного года с целью не выплачивать закят] — даже если внешне все нормально, однако такой человек все равно получит грех. А тот, кто думает, что если уж ее решение как судьи имеет законную силу, то значит на ней нет греха, тот далек от фикха.

Есть немало хадисов с проклятиями в адрес женщин, склонных к греху и склоняющих к нему других, разгуливающих нагими, на голове которых горбы, подобные горбам верблюдов. Нет нужды объяснять их итог.

И из-за этих явных шариатских текстов об обязательности женщинам покрываться ты можешь видеть, как с древнейших времен женщины востока и запада исламского мира очень трепетны в отношении соблюдения хиджаба: на Аравийском полуострове, в Йемене, Палестине, Сирии, Алеппо, Ираке, на дальнем и ближнем Западе, в Египте и Судане, Сомали и Танзании, Персии, Афганистане, Пакистане и Индии. Даже морское побережье Египта и Балканы, Анатолия и Албания совсем недавно были в числе стран, где женщины строго соблюдают хиджаб. В Албании люди даже сильно возмущались, когда правительство хотело просто записать имена их женщин. Пречист Тот, кто изменяет, но не меняется Сам!

В Египте немало тех, кто еще застал то, как египтянки относились к покрытию до времен Касима Амина[5] — пропагандиста оголения в колониальную эпоху.

Ревность[6] по отношению к своим женам является признаком правильного исповедания человеком Ислама. А те сыновья исламских стран, которые потеряли ее, сделали это лишь потому, что ассимилировались с общинами, которые не ревнуют своих жен и не видят никаких проблем в том, чтобы их жены спокойно общались с чужими мужчинами прямо у них на виду.

Большой ученый Ахмад Вафик Баша аль-Усмани (да смилуется над ним Аллах) был очень находчивым человеком и всегда имел готовый ответ. До назначения на должность главного министра в начале периода правления султана Абдуль-Хамида II, он исполнял различные дипломатические обязанности в европейских столицах. Один из его европейских коллег дипломатов, удивляясь восточной традиции, однажды задал ему такой вопрос: «Почему восточные женщины всю свою жизнь проводят покрытыми в своих домах, вместо того, чтобы смешиваться и общаться с мужчинами?» На что Ахмад Баша (да смилуется над ним Аллах), не задумываясь, ответил: «Потому что они хотят детей только от своих мужей». Эти слова были как ведро холодной воды на голову того человека, и он был вынужден замолчать.

Пусть Всевышний Аллах разбудит нас от этого сна и даст нам почувствовать гордость за величие и честь Ислама, а также избавит нас от ассимиляции с чужими общинами и поведет нас прямым путем.

(“Макалят аль-Кавсари”, стр. 232; Мактабат Тауфикийя)

 

 

[1] Коран, 33:33.

[2] Коран, 33:59.

[3] Коран, 24:31.

[4] Коран, 7:31.

[5] Касим Мухаммад Амин (1279–1326 гг. х/1863–1908) был одним из первых сторонников так называемого «освобождения» женщин Египта. Он учился во Франции и в 1885-м году, будучи полностью европеизированным, вернулся в Египет, где занимал ряд высоких постов в правительстве. Ему принадлежат несколько работ, которые оказали губительное влияние на египтян, с помощью них он внес значительный вклад в дело аккультурации (европеизации) жителей Египта, особенно женщин. Он написал три книги: “Тахрир аль-Мар’а”, “Аль-Мар’атуль Джадида” и “Калимат Касым Баиг Амин”. Еще одним печально известным пропагандистом был Таха Хусейн (1307–1393 гг.х/1889–1973).

[6] Слово «غيرة» в отношении женщин обычно переводится как «ревность», но, так как это слово имеет отрицательный оттенок (в частности, в русском языке), это не точный эквивалент. Слово «غيرة» также используется в отношении религии, оно означает, что человек относится к своей религии с таким почтением, что он испытывает негодование и гнев, когда видит, что ее установления не соблюдаются. То же касается غيرة в отношении женщин: мусульманин должен уважать их и испытывать негодование, когда видит, что кто-то унижает их достоинство или что они сами унижают себя.

Похожие материалы