Имам Мухаммад Захид аль-Кавсари (1296–1371 гг.х./1879–1952 гг.) — ханафитский учёный и мухаддис — рассказывал:
Из удивительных случаев, который произошел со мной много лет назад: меня посетил ученый-марокканец, который имел нисбу Хилялий. Он заявил, что стал салафитом-суннитом после того, как был маликитом-тиджанитом, показывая полную радость и счастье, будто он встал на прямой путь после заблуждения.
Он ошеломил меня словами: «Исламская община заблудилась повсеместно, когда отвернулась от принятия хадисов и последовала за мнениями людей. Однако в любой исламской стране есть те, кто принимает хадисы, несмотря на гонения, которые их постигают со стороны последователей мнений людей. Кроме вашей страны (имеется в виду Турция — прим. ред.), потому что мы не слышали, чтобы в ней были те, кто принимает хадисы и не следует слепо за людскими мнениями. До меня дошло, что ты являешься сторонником хадисов и тем, кто принимает хадисы, поэтому я обрадовался и посчитал своей обязанностью навестить тебя».
Он говорил об этом с таким энтузиазмом и большим пылом, а я молчал и какое-то мгновение колебался, оставлять ли мне этого человека с хорошим мнением о немощном рабе Аллаха (обо мне) или же мне открыто заявить о своей позиции в отношении того, что он говорил, и расстроить своего гостя. Первый выбор я посчитал обманом, которое не подобает мусульманину, а второй – наставлением, ибо «религия — это наставление».
Я сказал ему: «Уважаемый брат! Я вижу, что ты чрезмерен в обвинении суннитских групп в том, что они отворачиваются от хадисов, но насколько мне известно, нет среди этих групп хоть одной, которая не проявляла бы усердие в принятии хадисов. Однако понимание хадисов и знание об их скрытых слабостях не являются легкими вещами для любого человека. Недопустимо обвинять их в отрицании хадисов без упоминания тех хадисов, которые те не принимают». Я со всей откровенностью дал ему знать, что я готов обсудить с ним любой вопрос по любому мазхабу, который он пожелает, в том, что касается хадиса, который ему противоречит. Я попросил его привести любую тему из суннитских мазхабов, которая была, на его взгляд, очевидно противоречащей хадису. Я сказал это внезапно без какой-либо предварительной подготовки.
Мой собеседник не был удачлив в выборе вопроса, который бы привел меня в замешательство. Он сказал: «Вот вопрос поднятия рук в поясном поклоне. Хадисы об этом достоверны, но ханафиты противоречат ему». Я ответил: «Но на их стороне Малик (да смилуется над ним Аллах) — ученый Медины, а также Суфьян ас-Саури (да смилуется над ним Аллах) — конкурент абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах) в Куфе. Все они говорят о том, что не надо поднимать руки. Более того, нет безупречно достоверного хадиса о поднятии рук, кроме хадиса Ибн Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом), а о слабостях остальных хадисов разъяснено в “Аль-Джаухару ан-накый” и “Насбур-райа”, а также в других трудах.
Что же касается хадиса Ибн Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом) о поднятии рук, то сам он не практиковал его, как об этом говорится в сообщении Муджахида и Абдуль-Азиза аль-Хадрами (да смилуется над ними Аллах) от него. По мнению предшественников, которые являются специалистами по отбору хадисов, а не только по мнению ханафитского мазхаба, то, что сподвижник не практикует то, что передает, является фактором, дискредитирующим данную передачу. Ты можешь ознакомиться с более детальным разбором этого в толковании “Илялю ат-Тирмизи” за авторством ибн Раджаба (да смилуется над ним Аллах).
Касательно хадиса ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), то все передатчики единогласны, что он передавал хадис, говорящий о не поднятии рук, и практиковал его. Этот хадис звучит так: «(Сказал Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах):) “Не помолиться ли мне с вами так, как молился Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?” после чего он совершил молитву и не поднимал руки, кроме как в начале», как это передается в сборниках хадисов ан-Насаи, Абу Давуда и ат-Тирмизи.
С подобным смыслом передается множество хадисов, например, хадис Бара у Абу Давуда: «Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начинал молитву, он поднимал руки близко к своим ушам, а после этого не повторял (это действие)».
Тогда мой собеседник сказал: «Однако слова «не повторял» передаются только в версии Язида ибн аби Зияда, который позднее стал путаться».
Я ответил: «Есть из ученых, кто так говорит, однако Хакам ибн Утейба и Иса ибн аби Лейла согласны с этими словами в передаче данного хадиса в сборниках у Абу Давуда, ат-Тахави и Байхаки, и оба они заслуживают доверия. Так же, как согласны с Шарииком от Язида: Хушейм, Исмаил ибн Закарийа и Юнус. А то, что абу Давуд послабил хадис из-за того, что в передаче этого хадиса якобы только одна цепочка, является ошибкой, которая раскрыта в “Аль-Джаухару ан-накый” и других книгах».
Я показал ему тексты из «Аль-бинайа» Бадра аль-Айни (да смилуется над ним Аллах) из «Ар-Рисаля» великого ученого аль-Итканий (да смилуется над ним Аллах) в опровержении ас-Субки (да смилуется над ним Аллах) и сказал: «В них есть ясные доводы в пользу того, что руки не нужно поднимать, даже если там есть чрезмерность в принятии в расчет редких передач из “Аль-Люълюият”.
Может быть ты понял сейчас, что не поднимать руки не является противоречием ясным достоверным хадисам, но доводы почти одинаковы с обеих сторон: поднятие рук и не поднятие рук. Как склоняется к этому ибн аль-Каййим в некоторых своих книгах вместе с тем, что допускал ошибки в этих вопросах. Но ты допускаешь еще более серьезные ошибки, чем он, так как считаешь не поднятие рук положением, которое ясно противоречит (хадисам). Но в действительности все доводы говорят о том, что здесь у человека есть выбор (поднимать руки до поясного поклона и после него или нет). Более того, Ибн Аби Шейба (да смилуется над ним Аллах) вообще не упоминает это среди вопросов, в которых Абу Ханифа (противоречит хадисам, а ты впадаешь в крайность до такой степени».
Тогда он сказал: «Я работал над изданием этой книги Ибн Аби Шейбы (да смилуется над ним Аллах) в Индии». Я ответил ему: «Если бы ты трудился над изданимем полного “Мусаннафа” Ибн Аби Шейбы (да смилуется над ним Аллах) вместо того, чтобы издать лишь одну главу из него ради определенных целей, это было бы достойным трудом».
После всего этого он понял, что я не принимаю хадисы таким же образом, как его друзья, которые более походят на простолюдин. Они принимают первый попавшийся хадис и не анализируют его в контексте других хадисов на ту же тему. Они также не исследуют его и не учитывают обычаи, передаваемые из поколения в поколение в мусульманских землях. Если бы этот призывающий к практике хадисов и оставлению понимания, которое передается от прошлых поколений, был честен в данном вопросе, то он бы занял позицию свободного выбора между двумя мнениями: поднятием рук и не поднятием их, учитывая доказательства обеих сторон, и таким образом решил бы спор. Но вместо этого он решил устроить нападки на мнение о не поднятии рук, которое, возможно, является более сильным по доказательной силе, как мы говорим об этом.
Удивительно то, что после я узнал, что этот мой гость, трудившийся над изданием послания Ибн Аби Шейбы (да смилуется над ним Аллах) в Индии, не нашел покоя ни в Индии, ни в Хиджазе, пока не обосновался на землях, в которых он не нашел того, кто будет с ним спорить на исламские темы (имеется в виду Германия — прим. ред.). Я не знаю, удалось ли ему сохранить корону Ислама на своей голове. Мы просим у Аллаха безопасности.
Теперь пришло время начать задуманное, и от Аллаха помощь и божественное содействие. На Него я уповаю и перед Ним раскаиваюсь.
(Из книги имама аль-Кавсари «Ан-Нукату ат-тарифату фи ат-тахдиси ‘ан рудуди Ибн Аби Шайбат аля Аби Ханифата», стр. 68-74).