Обладал ли Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) всезнанием?

Имам Абу Али аль-Юси аль-Малики (1040–1102 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал, отвечая на вопрос относительно всеохватывающего знания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

«Аллаху принадлежит сила и мощь, а я скажу: что ты подразумеваешь под всеохватывающим знания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)? Что знание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) — то же самое, что знание Аллаха, и не отличается от него, то есть оно охватывает все, что обязательно для разума, допустимо и абсурдно, знание обо всем существующем и несуществующем, настоящем, прошлом и будущем, в деталях и в общем? Или ты имеешь в виду, что знание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) имеет относительный характер и охватывает меньше этого?

1) Если ты имеешь в виду первое, что ты попал в великую беду и придал Аллаху сотоварища. Ты начал строить дом, разрушив при этом стены. Ты впал в то, во что впали утверждающие единство божественного естества с человеческой природой. Так же, как сущность Аллаха не подобна другим сущностям, так и Его качества не схожи с качествами других. Так же, как нет у Него сотоварищей в Его сущности, так и нет их в Его качествах. Единственность Аллаха отрицает то, что Сущность и качества Аллаха имеют численность внутреннюю (то есть делятся сами по себе) и внешнюю (то есть схожи с сущностями и качествами других). Численность в качествах — это когда у кого-либо, помимо Аллаха, есть знание, подобное Знанию Аллаха, или же сила, подобная Его Силе. Это ясно.

Если же кто-то возразит, что отрицается запрещенное уподобление, а именно, что знание тут возникшее, а там оно предвечное, и что всеохватывание здесь рационально допустимо, а там оно обязательно, то после того, как мы согласимся с этим, мы ответим, что не каждое, что рационально допустимо, существует в реальности, а кто утверждает это, должен привести доказательство. Приведи доказательство, что такое всеохватывание, которое мы упомянули, действительно было!

Мы не находим в хадисе или преданиях что-либо, что говорит о всезнании (Пророка, да благословит его Аллах и приветствует).

Обобщение же ни о чем не говорит, потому что всеобщность может быть как абсолютной, так и относительной: это зависит от класса, вида, рода среднего или ближайшего. Всевышний в отношении своего пророка Мусы (мир ему) сказал: “Мы написали для него на скрижалях (Таурата) наставление обо всем (о дозволенном и запретном) и объяснение всему (в чем люди могут нуждаться в вопросах религии)”[1]. Затем после этого Он сказал ему: “Поистине, у места слияния двух морей (живет) один из Моих рабов, который знает больше, чем ты!” Когда же Муса (мир ему) встретился с Хидром (мир ему), тот сказал ему: “О Муса, у меня есть такое знание, о котором тебе не ведомо”. Также Хидр (мир ему) сказал Мусе (мир ему): “О Муса, знание (, полученное) тобой и мной, уменьшило знание Аллаха настолько же, насколько (та малость воды, что уместилась в) клюве этого воробья, уменьшила море!” Аллах сказал в Книге, ниспосланной нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): “Мы ничего не упустили в Книге[2], а также: “Мы ниспослали тебе Книгу (Коран) для объяснения всего”[3]. Также Аллах говорит: “Скажи: “Господь мой, прибавь мне знания””[4].

Из рациональных доказательств на то, что мы упомянули, является следующее: знание возникших творений тоже является возникшим и подвластно предвечной силе (Бога). Известно, что вещи, которые подвластны силе Аллаха, бесконечны числом и временем, поэтому возникшие знания не имеют конца. Если бы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) знал все, то оно было бы завершенным, и нельзя было бы сотворить для него знание чего-либо еще, ибо невозможно достигнуть уже достигнутого, а это привело бы к немощности Аллаха, что является абсурдом.

Что же касается текстуальных доводов, то их множество. Слова Аллаха: “Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает”[5], — то есть они не знают ничего, кроме того, чему Он пожелал обучить их.

Это общее утверждение, а кто хочет сузить его смысл, тот должен привести доказательство. Слова Аллаха: “Не знает человек, какие (невиданные) удовольствия скрыты для них (ожидают его в Раю)”[6]. Это количество благоденствия, о котором аят говорит в обобщенной форме, что никто о нем не знает. Всевышний также сказал: “Скажи: ”Господь мой, прибавь мне знания””[7]. Прибавление в знаниях всегда допустимо, а то, что можно прибавить, заранее не было известным.

Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) про себя в день (когда заблудилась его) верблюдица: “Я не знаю ничего, кроме того, чему обучил меня мой Господь”[8]. Даже если это и имеет вероятность всеохватывающего знания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но если смотреть на выражение и не обращать внимание на смысл и контекст, то присутствует также вероятность возвращения к основе — отсутствия этого всеохвывающего знания, а это то, о чем мы уже сказали.

В другом хадисе: “Каждый день, который не приносит мне знания, нет благодати для меня в солнце такого дня”[9], — и другие аргументы. Ты уже слышал, что произошло с пророком Мусой (мир ему) и другими пророками (мир им): все они были совершенны и погружались в океан знаний, которые ничем не могут быть исчерпаны. Разница степеней не означает реальное различие, и прибавление к тому, что имеет конец, того количества, что имеет конец, также является конечным.

2) Если ты имеешь в виду второе, то что ты подразумеваешь под некоторыми вещами, о которых знал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), и которые ты обобщил? Если ты не конкретизируешь эти вещи и оставишь их обобщенными, то ты будто превратишь частичное в общее. И достаточно того, что это является ошибкой и посмешищем.

Если же ты подразумеваешь что-то конкретное, то объясни нам это, чтобы согласно ему вынести суждение по другим темам. Например, скажи: “Он знал обо всем из Шариата или из рациональных суждений, или из эмпирических, или из других суждений. Или же он знал все, что нужно знать о совершенных божественных чертах или подобное этому, чтобы мы узнали об этих постановлениях и нашли в них пользу”. А иначе твои слова не ясны и не имеют смысла».

(См. «Расаиль Абу Али аль-Юси», 509–511)

إفتاء  العلامة أبي علي اليوسي المالكي في مسألة تعميم علم النبي صلى الله عليه وسلم، قال: فاقول وبالله القوة والحول: إنَّ  القائل بتعميم علم النبي صلى الله عليه وسلم لا بدّ أن يقال له: ما تريد بهذا التعميم  الحقيقي بحيث يكون علم النبيّ على حدّ علم الله تعالى فلا فرق، من الإحاطة بجميع الواجبات والجائزات والمستحيلات والموجودات والمعدومات الحاضرة والماضية والآتية، جملة وتفصيلا؟ أم تعميما إضافيا دون ذلك؟. فإن أردت الأول فقد وقعت في الورطة العظمى، وأشركت مع الله غيره، وذهبت «تبني دارا فهدمت أمصارا» ووقعت في نحو ما وقع فيه القائلون باتحاد الآهوت بالناسوت،  فإنّ الله كما أنه لا تشبه ذاته الذوات، لا تشبه صفاته الصفات، وكما أنه لا شريك له في ذاته كذالك لا شريك له في صفاته. والوحدانيّة تنفي الكمّ المتصل والمنفصل في الذات والصفات. ومعلوم أنّ الكمّ في الصفات هو أن يكون لغير الله تعالى علمٌ كعلمه، وقدرة كقدرته، وهذا واضح. فإن أجاب بأنه يندفع التماثل المحذور بأن العلم هنا حادث وهناك قديم، والعموم هنا جائز وهناك واجب، قلنا بعد تسليم ذلك: فليس كل جائز واقعا ومن ادّعى وقوعه فعليه الدليل!  فهاتنا دليلا على وقوع هذا العموم على ما فسرنا نصا فيه. وما نجد في حديث أو أثر  من علم كل شيء على هذا. والإجمال لا يفيد شيئا؛ لأنّ العمومات تقع حقيقة وإضافة بحسب صنف أو نوع أو جنس متوسط أو سافل، وقد قال تعالى في حق نبيه موسى عليه الصلاة والسلام :{ وكتبنا له في الألواح من كل شيء موعظة وتفصيلا لكل شيء} ثم قال له بعد ذلك:  «عبد لنا بمجمع البحرين هو أعلم منك» ولمّا لقي الخضر قال له: «يا موسى إني على علم من علم الله لا تعلمه» وقال له : «ما نقص علمي وعلمك من علم الله إلا ما نقص هذا العصفور من البحر» وقال في كتاب نبينا صلى الله عليه وسلم :  {ما فرطنا في الكتاب من شيء} وقال :{تبيانا لكل شيء)  ثم قال:( وقل رب زدني علما} ومن الدليل عقلا على ما ذكرنا أن يقال: علم الحادث  حادث متعلق للقدرة الأزلية، ومعلوم أنّ المقدورات لا تتناهى لاستحالة المتخصص، لا بالأعداد ولا بالزمان فالعلوم الحادثة لا تتناهى، ولو علم كل شيء على ما فسرنا لتناهت بحيث لا يمكن خلق علم آخر وراء ما علم، ضرورة بطلان تحصيل الحاصل، فيلزم التخصيص والعجز، وهو باطل وأما النقل فكثير كقوله تعالى:{ ولا يحيطون بشيء من علمه إلا بما شاء} أي: لا يعلمون من المعلومات إلا ما شاء أن يعلموه. وهذا عام ومن أراد التخصيص فعليه البيان! وقوله تعالى:{ فلا تعلم نفس ما أخفي لهم من قرة أعين} فهذا القدر من النعيم حكمت الآية أنه لم تطّلع عليه نفس من النفوس على العموم. وقوله تعالى:{ وقل رب زدني علما} فالزيادة ممكنة أبدا وما يزاد لم يعلم قبل. وقال النبي صلى الله عليه وسلم في نفسه يوم الناقة:« لا أعلم إلا ما علمني ربي» وهو وإن احتمل العموم نظرا إلى العبارة مع التعامي عن الفحوى والسياق فمع الاحتمال يصار إلى الأصل وهو عدم الحصول، وذلك ما قلنا. وفي حديث آخر:« كل يوم لا أزداد فيه علما لا بورك لي في شمس ذلك اليوم» إلى غير ذلك من الأدلة. وقد سمعت ما وقع في حق نبيه موسى عليه السلام والأنبياء كلهم في عين الكمال يخوضون في بحار العلم التي لا تنزفها الدلاء. وتفاوت الدرجات لا يقضى بالتمايز الحقيقي، والزائد على القدر المناهي بقدر مُنتاهٍ مُتناهٌ وإن أردت الثاني فنقول: ما تريد بهذا البعض الذي عممته؟ فإن أردت بعضا مبهما فقد قلبت الجزئية كلية، وناهيك بذلك غلطا وأضحوكة. وإن أردت بعضا مخصوصا فبينه ليستفاد الحكم على الكلية بحسبه، وقل مثلا: يعلم كل شيء من الشرعيات أو من العقليات أو من العاديات أو من الحكميات أو علم كل شيء يطلب علمه من الكمالات الإلاهية أو نحو هذا من التقديرات ليعلم الحكم ونجعل له فائدة، وإلا فكلام مجهول لا تحصل منه فائدة. انتهى.

رسائل أبي علي اليوسي  (ص: 509 – 511)

 

[1] Коран, 7:145.

[2] Коран, 6:38.

[3] Коран, 16:89.

[4] Коран, 20:114.

[5] Коран, 2:255.

[6] Коран, 32:17.

[7] Коран, 20:114.

[8] Аль-Байхаки в «Даляилю Нубувват» (6/295).

[9] Хафиз аль-Ираки сказал в «Тахридж ахадису аль-Ихья» (с. 13): «Его передал ат-Табарани в “аль-Аусат”, Абу Нуайм в «Хильят», Ибн Абдиль-Барр в «Аль-Ильм» со слов Аишы со слабым иснадом».

Похожие материалы