Исмаил ибн Яхья аль-Музани сказал: «Я зашёл к аш-Шафии, когда он был при смерти, и спросил его: “Что ты чувствуешь, о учитель?”. И он сказал: “Я чувствую, что я расстаюсь с этим миром и с моими братьями, испиваю чашу смерти и предстаю перед Аллахом, готовлюсь встретиться со своими плохими деяниями и не знаю, в Рай моя душа проследует, и поздравить её с этим, или в Огонь, и выражать ей соболезнования”.
Я сказал: “Завещай мне”. Он сказал мне: “Бойся Аллаха и представляй последнюю жизнь в своём сердце, всегда помни о смерти, не забывай о своём предстоянии перед Аллахом. И страшись Аллаха, сторонись того, что Он запретил, исполняй Его предписания, будь с Аллахом, где бы ты ни был, ни в коем случае не считай малой милость Аллаха к тебе, даже если она (кажется) малой, и принимай её с благодарностью. И пусть будет твоё молчание размышлением, твои слова – поминанием Аллаха, твоё наблюдение – принятием назидания; прощай тому, кто учинил несправедливость по отношению к тебе, поддерживай связи с тем, кто прервал их с тобой, проявляй хорошее отношение к тому, кто плохо поступил с тобой, терпи бедствия и прибегай к защите Аллаха от Огня посредством богобоязненности”.
Я сказал: “Завещай мне ещё”. И он сказал: “Пусть будет правдивость твоим языком, а выполнение обещаний – твоей опорой, милость – твоим плодом, благодарность – твоим очищением, истина – твоей торговлей, проявление любви к братьям – твоим украшением, сообразительность – твоей проницательностью, подчинение Аллаху – твоей жизнью, Его довольство – твоим аманатом, понимание – твоей дальновидностью, надежда – твоим терпением, истина – твоим покрывалом, садака – твоим бастионом, закят – твоей крепостью, стеснительность – твоим правителем, мягкость – твоим министром, упование на Аллаха – твоей кольчугой, этот мир – твоей тюрьмой, аскетизм – твоим неотлучным спутником, истина – тем, что ведёт тебя, хадж и джихад – твоей желанной целью, Коран – твоим собеседником, а Аллах – твоим спутником. И для того, кто будет обладать этими качествами, Рай будет его степенью”».
(Абуль-Касим ибн Асакир, «Тарих Димашк», 51/430)