Имам аль-Куртуби об аятах с неясным смыслом (муташаббихат)

Величайший муфассир, имам Абу Абдуллах аль-Куртуби аль-Малики (600-671 х/1204-1274 м) сказал в тафсире к седьмому аяту суры «Али Имран» (смысл): «Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательным, желая посеять смуту»:

قَالَ شَيْخنَا أَبُو الْعَبَّاس رَحْمَة اللَّه عَلَيْهِ : مُتَّبِعُو الْمُتَشَابِه لَا يَخْلُو أَنْ يَتَّبِعُوهُ وَيَجْمَعُوهُ طَلَبًا لِلتَّشْكِيكِ فِي الْقُرْآن وَإِضْلَال الْعَوَامّ , كَمَا فَعَلَتْهُ الزَّنَادِقَة وَالْقَرَامِطَة الطَّاعِنُونَ فِي الْقُرْآن ; أَوْ طَلَبًا لِاعْتِقَادِ ظَوَاهِر الْمُتَشَابِه , كَمَا فَعَلَتْهُ الْمُجَسِّمَة الَّذِينَ جَمَعُوا مَا فِي الْكِتَاب وَالسُّنَّة مِمَّا ظَاهِره الْجِسْمِيَّة حَتَّى اِعْتَقَدُوا أَنَّ الْبَارِئ تَعَالَى جِسْم مُجَسَّم وَصُورَة مُصَوَّرَة ذَات وَجْه وَعَيْن وَيَد وَجَنْب وَرِجْل وَأُصْبُع , تَعَالَى اللَّه عَنْ ذَلِكَ ; أَوْ يَتَّبِعُوهُ عَلَى جِهَة إِبْدَاء تَأْوِيلَاتهَا وَإِيضَاح مَعَانِيهَا , أَوْ كَمَا فَعَلَ صَبِيغ حِينَ أَكْثَر عَلَى عُمَر فِيهِ السُّؤَال

فَهَذِهِ أَرْبَعَة أَقْسَام : [ الْأَوَّل ] لَا شَكَّ فِي كُفْرهمْ , وَإِنَّ حُكْم اللَّه فِيهِمْ الْقَتْل مِنْ غَيْر اِسْتِتَابَة . [ الثَّانِي ] الصَّحِيح الْقَوْل بِتَكْفِيرِهِمْ , إِذْ لَا فَرْق بَيْنهمْ وَبَيْنَ عُبَّاد الْأَصْنَام وَالصُّوَر , وَيُسْتَتَابُونَ فَإِنْ تَابُوا وَإِلَّا قُتِلُوا كَمَا يُفْعَل بِمَنْ اِرْتَدَّ . [ الثَّالِث ] اِخْتَلَفُوا فِي جَوَاز ذَلِكَ بِنَاء عَلَى الْخِلَاف فِي جَوَاز تَأْوِيلهَا . وَقَدْ عُرِفَ أَنَّ مَذْهَب السَّلَف تَرْك التَّعَرُّض لِتَأْوِيلِهَا مَعَ قَطْعهمْ بِاسْتِحَالَةِ ظَوَاهِرهَا , فَيَقُولُونَ أَمِّرُوهَا كَمَا جَاءَتْ . وَذَهَبَ بَعْضهمْ إِلَى إِبْدَاء تَأْوِيلَاتهَا وَحَمْلهَا عَلَى مَا يَصِحّ حَمْله فِي اللِّسَان عَلَيْهَا مِنْ غَيْر قَطْع بِتَعْيِينِ مُجْمَل مِنْهَا . [ الرَّابِع ] الْحُكْم فِيهِ الْأَدَب الْبَلِيغ , كَمَا فَعَلَهُ عُمَر بِصَبِيغٍ . وَقَالَ أَبُو بَكْر الْأَنْبَارِيّ : وَقَدْ كَانَ الْأَئِمَّة مِنْ السَّلَف يُعَاقِبُونَ مَنْ يَسْأَل عَنْ تَفْسِير الْحُرُوف الْمُشْكِلَات فِي الْقُرْآن , لِأَنَّ السَّائِل إِنْ كَانَ يَبْغِي بِسُؤَالِهِ تَخْلِيد الْبِدْعَة وَإِثَارَة الْفِتْنَة فَهُوَ حَقِيق بِالنَّكِيرِ وَأَعْظَم التَّعْزِير , وَإِنْ لَمْ يَكُنْ ذَلِكَ مَقْصِده فَقَدْ اِسْتَحَقَّ الْعَتْب بِمَا اِجْتَرَمَ مِنْ الذَّنْب , إِذْ أَوْجَدَ لِلْمُنَافِقِينَ الْمُلْحِدِينَ فِي ذَلِكَ الْوَقْت سَبِيلًا إِلَى أَنْ يَقْصِدُوا ضَعَفَة الْمُسْلِمِينَ بِالتَّشْكِيكِ وَالتَّضْلِيل فِي تَحْرِيف الْقُرْآن عَنْ مَنَاهِج التَّنْزِيل وَحَقَائِق التَّأْوِيل . فَمِنْ ذَلِكَ مَا حَدَّثَنَا إِسْمَاعِيل بْن إِسْحَاق الْقَاضِي أَنْبَأَنَا سُلَيْمَان بْن حَرْب عَنْ حَمَّاد بْن زَيْد عَنْ يَزِيد بْن حَازِم عَنْ سُلَيْمَان بْن يَسَار أَنَّ صَبِيغ بْن عِسْل قَدِمَ الْمَدِينَة فَجَعَلَ يَسْأَل عَنْ مُتَشَابِه الْقُرْآن وَعَنْ أَشْيَاء ; فَبَلَغَ ذَلِكَ عُمَر رَضِيَ اللَّه عَنْهُ فَبَعَثَ إِلَيْهِ عُمَر فَأَحْضَرَهُ وَقَدْ أَعَدَّ لَهُ عَرَاجِين مِنْ عَرَاجِين النَّخْل . فَلَمَّا حَضَرَ قَالَ لَهُ عُمَر : مَنْ أَنْتَ ؟ قَالَ : أَنَا عَبْد اللَّه صَبِيغ . فَقَالَ عُمَر رَضِيَ اللَّه عَنْهُ : وَأَنَا عَبْد اللَّه عُمَر ; ثُمَّ قَامَ إِلَيْهِ فَضَرَبَ رَأْسه بِعُرْجُونٍ فَشَجَّهُ , ثُمَّ تَابَعَ ضَرْبه حَتَّى سَالَ دَمه عَلَى وَجْهه , فَقَالَ : حَسْبك يَا أَمِير الْمُؤْمِنِينَ فَقَدْ وَاَللَّه ذَهَبَ مَا كُنْت أَجِد فِي رَأْسِي . وَقَدْ اِخْتَلَفَتْ الرِّوَايَات فِي أَدَبه , وَسَيَأْتِي ذِكْرهَا فِي » الذَّارِيَات » . ثُمَّ إِنَّ اللَّه تَعَالَى أَلْهَمَهُ التَّوْبَة وَقَذَفَهَا فِي قَلْبه فَتَابَ وَحَسُنَتْ تَوْبَته 

«Мой учитель Абуль-Аббас сказал по поводу части седьмого аята (смысл): «Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательным, желая посеять смуту»:

Цель тех людей, кто следует муташаббихату (неясным аятам) и хочет добиться их толкования, заключается в том, чтобы пробудить сомнения и сбить людей с истинного пути. Ведь зиндыки, каррамиты пытались так оклеветать Коран. Другая цель — это попытка заставить людей уверовать во внешний (захир) смысл мутушаббихата, так как муджассима (антропоморфисты) сделали это, собрав все сообщения из Корана и Сунны, чтобы доказать, будто Аллах подобен творениям. И в итоге они уверовали, что Аллах есть тело (джисм) с присущими телу свойствам. И, по их мнению, у этого тела есть глаза, лицо, руки, ноги, бок, пальцы. Аллах Пречист от этого. Также следуют муташабихату, чтобы истолковать, прояснить это или если хотят поступить, подобно тому, как поступил Сабиг, задавая халифу Умару  много вопросов про муташабихат.

Таким образом, есть четыре группы людей, следующих муташабихату:

  1. Несомненные кяфиры, которые не хотят принести покаяние перед Аллахом, и хукм для них — смертная казнь.
  2. Кяфиры по достоверному мнению. Ведь нет разницы между ними и теми, кто поклоняется идолам, изображениям. От них требуется покаяние. Если они покаялись, то вопросов нет. Но если нет, то хукм их подобен хукму муртадов-вероотступников (смертная казнь).
  3. Есть разногласие, дозволено ли толковать (таавиль) муташабихат. Праведные предшественники (саляфу салих) наряду с утверждением, что невозможно понимать муташабихат согласно его буквальному смыслу, запрещали делать любое толкование (таавиль). По этому поводу они говорили: «Прочитав так, как к вам это пришло, пройдите мимо». А некоторые пришли к дозволенности таавиля и дали толкование, соответствующее правилам арабского языка, но не настаивая на однозначности толкования.
  4. Те, кто подобен Сабигу, которого наказал халиф Умар , побив его палкой (та`диб, то есть научив таким спсобом адабу). Абу Бакр аль-Анбари говорил, что праведные предшественники (саляфу салих) наказывали тех, кто задавал много вопросов по поводу аятов со сложным (мушкиль) смыслом. Ведь спрашивающий о подобном хочет внедрить новшество и посеять фитну, поэтому он достоин такого наказания (тазир). В те времена таким способом (через непозволительный метод таавиля) эти люди открывали отвергающим истину лицемерам путь ослабить веру в мусульманах. История о Сабиге передается через Исмаиля ибн Исхака — Сулеймана ибн Харба — Хаммада ибн Зейда — Язида ибн Хазима — Сулеймана ибн Ясара. Последний передает: «Сабиг ибн Иси пришел в Медину и стал спрашивать о муташабихат. Весть дошла до халифа Умара , и тот послал людей за ним, предварительно подготовив палки для битья. Умар спросил его: «Ты кто?» Тот ответил: «Я раб Аллаха, Сабиг». Умар сказал ему: «А я раб Аллаха Умар», — и стал бить его по голове до тех пор, пока из головы не пошла кровь. Сабиг взмолился: «Хватит, о повелитель правоверных! Те сомнения, которые у меня были в сердце, уже прошли». Таким образом, Аллах поместил покаяние в сердце Сабига, и тот до конца придерживался этого» (Аль-Куртуби, Аль-Джами ли ахкам аль-Куран, тафсир седьмого аята суры «Али Имран».).
Похожие материалы