Ниже приводится описание малого омовения согласно мазхабу имама Ахмада ибн Ханбаля, рахматуллахи алейхи.
Намерение (ният) является условием действительности аль-вузу и любого другого поклонения.
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Воистину, каждое дело (оценивается) по намерению, и, воистину, каждый человек получит то, что он намеревался получить».[1] Затем нужно сказать: «Бисмилляхи» (с именем Аллаха). Хадис: «Нет омовения у того, кто не упомянул имя Аллаха до него»[2].
После этого нужно вымыть руки три раза и сполоснуть рот и нос один или три раза, набрав воды в пригоршню. Затем вымыть лицо три раза, от начала волос на голове до бороды и подбородка и до оснований ушей, если борода густая, то её надо прочёсывать [пальцами], после вымыть руки до локтей включительно, затем протереть голову и уши, начиная от начала головы до затылка и провести [руками] обратно к началу головы. Потом помыть ноги до щиколоток включительно, три раза, промывая между пальцами. Затем, подняв взгляд к небу, нужно сказать: «Ашхаду алля иляха илля Аллах вахдаху ля шарика ляху, ва ашхаду анна Мухаммадан `абдуху ва расулюху»[3].
Ваджибом (обязательным) из этого является: намерение, вымыть лицо, вымыть руки, протереть голову полностью, вымыть ноги, делать всё это в вышеприведённом порядке, не откладывать до тех пор, пока какая-то часть успеет высохнуть.
Сунна: сказать: “Бисмиллях”[4], помыть кисти рук, хорошо промывать рот и нос[5], кроме случая поста (саум), прочёсывать бороду и мыть между пальцами, протереть уши[6], промывать правые части тела до левых, делать все три раза, макрух (нежелательно) делать больше трёх раз и тратить воду.
Также сунна – сивак (зубная щетка, всё, чем можно чистить зубы) после сна, перед молитвой (салят), Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Если бы я не хотел затруднять свою умму, то повелел бы использовать сивак перед каждой молитвой» (Приводят аль-Бухари (№887), Муслим (№252), хадис от Абу Хурайры).
Использованная литература:
- «Аль-`Умдатуль-фикх филь-мазхаби аль-ханбали» – Муафакуддин Абу Мухаммад Абдулла ибн Ахмад ибн Кудама аль-Макдиси.
- «Зад аль-Мустакни` фи ихтисари аль-мукни`» – Шарафуддин Абу Наджа Муса ибн Ахмад аль-Хаджави ас-Салихи ад-Димашки аль-Ханбали.
- «Хыснуль Мухтар мин сахих аль-азкар» – Абуль-Хасан Али ибн Ахмад ар-Разихи.
[1] Приводят аль-Бухари (№1), Муслим (№1907), хадис от Умара ибн аль-Хаттаба.
[2] Привели ат-Тирмизи (№25), Ибн Маджах (№398), хадис от Саида ибн Зейда. Ат-Тирмизи сказал: “Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал: “Не знаю в этой теме хадиса с хорошим иснадом”.
[3] Привел Муслим (№234), хадис от Укбы ибн Амир аль-Джухани.
[4] О том, что упоминать имя Аллаха – ваджиб, говорит имам аль-Хаджави в «Зад аль-Мустакни`»: «Упоминать имя Аллаха – ваджиб и зикр тоже» («Зад аль-Мустакни`», с. 29). От Абу Хурайры, разыАллаху анху передаётся, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Нет молитвы у того, у кого нет аль-вузу, и нет аль-вузу у того, кто не упомянул имя Всевышнего Аллаха перед омовением». Приводят Ахмад (2/418), Абу Дауд (№101). Подробнее об этом хадисе в «Хыснуль Мухтар мин сахих аль-азкар» на с. 41.
[5] О том, что промывать нос и рот – ваджиб, говорит имам аль-Хаджави в «Зад аль-Мустакни`»: “Фарзов шесть: помыть лицо, и лицо включает в себя рот и нос…» («Зад аль-Мустакни`», с. 29).
[6] О том, что протирать уши – ваджиб, говорит имам аль-Хаджави в «Зад аль-Мустакъни`»: «Фарзов шесть: <…> и протереть голову, включая уши…» («Зад аль-Мустакни`», с. 29).