Мы часто слышим о том, что можно молиться с ребёнком на руках. Так, чтобы ребёнок не плакал, мать иногда берёт его на руки во время намаза. Часто дети, только научившись ходить, забираются на одного из родителей, пока тот молится.
Но, чтобы такая молитва была действительной, нужно соблюсти определённые условия (которые различаются по мазхабам). Мы постараемся перечислить их.
Перечисленное нами имеет отношение как к женщинам, так и к мужчинам, но, вероятно, особенно актуально для матерей с детьми до двух лет.
Наджаса и очищение от неё:
А) Что именно считается наджасой?
Мы не будем пытаться охватить эту тему полностью. В данном вопросе актуальны три вида наджасы: 1) испражнения ребёнка; 2) его моча; 3) его срыгивания.
По мазхабу имама Абу Ханифы прощаемое количество человеческой мочи и испражнений на одежде для намаза – это столько, сколько помещается на «внутренней» части ладони (примерно 5 сантиметров в диаметре). Отметим, что измерять точно не нужно. Не порицается не удалять такое количество наджасы перед намазом, однако удалять рекомендуется. Рано или поздно всё равно нужно смыть, чтобы избежать распространения наджасы.
В мазхабе имама аш-Шафии количество наджасы значения не имеет: в любом случае её необходимо смыть, иначе намаз будет недействителен.
Что касается мочи, то нужно иметь в виду, что по мазхабу имама аш-Шафии моча мальчика, находящегося на исключительно грудном вскармливании (то есть он пьёт только молоко мамы, никакой взрослой пищи; лекарства не в счёт), очищается простым брызганием воды поверх испачканного места. Как только ребёнку вводят прикорм – это правило перестаёт действовать.
Что касается срыгивания, то по шафиитскому мазхабу любое срыгивание считается наджасой – следовательно, молиться в одежде, испачканной срыгиваемым молоком, нельзя, и нельзя в намазе держать на руках ребёнка, на котором (или на одежде которого) есть этот вид наджасы. По ханафитскому мазхабу в этом вопросе есть облегчение, и оно актуально для мам с маленькими детьми: срыгиваемое молоко считается наджасой, если количество срыгиваемого больше количества, которое ребёнок (который срыгнул) может без чрезмерного напряжения удержать во рту. Если же его больше, то, тем не менее, малое количество такой наджасы (примерно 5 см. в диаметре) прощается на одежде для намаза. Впрочем, в любом случае срыгивания рекомендуется смывать.
Итак, в общем виде правило обычное: необходимо, чтобы на одежде для намаза не было наджасы (или, по мазхабу имама Абу Ханифы, допустимо, чтобы было прощаемое её количество). Если мы молимся, держа ребёнка на руках, то к одежде и телу ребёнка применяется такое же правило (но – по ханафитскому мазхабу – если ребёнок уже приучен к горшку, то наджаса на его теле уже относится к нему, а не к вам, даже если вы его держите).
Б) А если на ребёнке подгузник? Как тут быть?
Фетва по мазхабу имама Абу Ханифы
Ассаламу алейкум ва рахматуллах!
Я молюсь, что мой ответ застанет вас в добром здравии и расположении духа.
Наджаса и её отношение к молитве:
Одним из условий действительности намаза является то, что молящийся должен быть чист от наджасы, количество которой превышает прощаемое количество, и под этим имеется в виду чистота тела, одежды и места молитвы («Маракиль-Фалях», 291). Прощаемое количество для человеческих испражнений и мочи не превышает то, что может уместиться во «внутренней» ладони («Маракиль-Фалях», 222).
Хукм с разъяснением:
Если во время молитвы человек держит ребёнка, который не приучен к горшку, и на теле или одежде ребёнка находится наджаса в количестве, превышающем прощаемое, то намаз нарушается. Это же правило применяется и к ребёнку, который сидит на коленях у молящегося (Хашият ат-Тахтави, 291).
Если ребёнок приучен к горшку, это не нарушает намаз, поскольку наджаса в этом случае приписывается ребёнку, а не молящемуся («Радд аль-Мухтар», 1:269-270).
«Игровые» действия, такие, как суджда над ребёнком или когда ребёнок хлопает по молящемуся, не нарушают молитвы.
Советы:
Лучше стараться совершать намаз, пока ребёнок спит, если действия малыша вас отвлекают. Также можно посадить его в манеж или дать ему игрушку, чтобы он отвлёкся от ваших действий. Можно попросить вашего супруга, старших детей или друзей последить за ребёнком, пока вы молитесь.
Если ребёнок уже относительно большой, можно попробовать превратить это в игру. Многие дети копируют, как их родители молятся, особенно земной поклон.
Очень важно помочь ребёнку понять, то поклонение требует спокойствия и сосредоточенности. Следует обучить его этому, повторяя, сочувствуя и проявляя терпение к особенностям этого возраста.
И лишь Аллах даёт успех.
Фетва по мазхабу имама аш-Шафии
Отвечает шейх Хамза Карамали.
Во Имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.
Альхамдулиллях, материнство – это великое благо. Но, как и с любым благом этого мира, с ним связано много испытаний. Одно из них – это исполнение действительной молитвы.
Самое полезное правило, о котором следует помнить, имея дело с наджасой и испачканными вещами, – это «уверенность не отменяется сомнением». Если вы уверены, что ваш ребёнок чист (потому что, например, вы только что его искупали, вымыли его интимные части спереди и сзади водой), и не уверены, что он после этого справил малую или большую нужду в подгузник, то вы можете полагать, что он чист, и вы не обязаны проверять его подгузник[1]. Если в дальнейшем вы проверите подгузник и обнаружите, что он грязный, вы можете считать, что он стал грязным в самый последний момент перед тем, как вы проверили[2].
Если, тем не менее, вы уверены, что подгузник грязный (потому что, например, вы можете определить это по запаху даже в противоположной части дома), то намаз нарушается, если считается, что вы держите (хамиль) вашего ребёнка (например, он сидит у вас на коленях или опирается на вас), или если ребёнок схватил вас напрямую или за одежду. Но если ребёнок просто касается вашего тела или одежды «чистой частью» своего тела или одежды, и вы не поддерживаете его никаким образом, и он не хватается за вас или за вашу одежду, то молитва не нарушается[3].
Надеюсь, всё понятно.
И Всевышний Аллах знает лучше.
Как именно молиться вместе с ребёнком?
Фетва по мазхабу имама Абу Ханифы
Можно ли немного качать ребёнка во время намаза? Какие движения нарушают намаз?
Отвечает шейх Фараз Раббани.
Ассаламу алейкум.
Лишние движения нарушают молитву.
Ёрзание, нервные движения (что можно определить как ненужные мелкие действия) порицаются.
Ненужные мелкие действия порицаются (макрух танзихан).
Мелкие действия, сделанные по уважительной причине, прощаются, однако надо следить за тем, чтобы свести их количество к минимуму.
Лишние действия определяются, согласно самому сильному мнению, как действия, которые, будучи увиденными на расстоянии наблюдателем, который не знает, что вы молитесь, полностью убедили бы его в том, что вы НЕ молитесь. Если у вас есть сомнение, то это не лишнее действие – и намаз оно не нарушает. Обычно три непрерывных больших действия считаются лишними (основано на «Радд аль-Мухтар» Ибн Абидина).
Таким образом, мелкие движения дозволены. Тем не менее, следует организовать всё так, чтобы во время намаза не думать слишком много о ребёнке, поскольку это отвлекает от сути намаза, которая в том, что сердцем надо быть с Аллахом.
Ещё одна вещь, с которой надо быть осторожным, – если ребёнок не приучен к горшку (то есть он не может контролировать мочеиспускание и дефекацию), то, если вы держите его, в то время как на нём (например, в его подгузнике) – наджаса, намаз нарушается.
А Аллах знает лучше.
Вассалам.
Фетва по мазхабу имама аш-Шафии
Отвечает сиди Мустафа Элькаббани.
…
Три движения любой частью тела[4], следующих друг за другом, нарушают намаз. Одно или два таких движения намаз не нарушают. «Следующий друг за другом» здесь значит то, что обычно под этим понимается. Некоторые учёные указали, что это значит, что между этими действиями прошло время, меньшее, чем требуется для прочтения суры «Аль-Ихляс».
В качестве исключения вытягивание руки и отведение её обратно без перерыва считается за одно движение. Это не относится к другим частям тела.
Надеемся, дальнейшие разъяснения помогут понять это правило:
Вытягивание обеих рук, чтобы взять ребёнка, и моментальное отведение их обратно будет считаться за два движения (одно за каждую руку) и, следовательно, намаз не будет нарушен.
Наклон и выпрямление, чтобы взять ребёнка, вызовут затруднение, так как наклон и выпрямление считаются за два движения и ещё потребуется как минимум одно дополнительное движение, чтобы взять ребёнка.
Есть ещё одно дополнительное соображение: человек, держащий ребёнка, должен следить за тем, чтобы были выполнены все обязательные части намаза. Например, необходимо, чтобы часть внутренней стороны ладони (это может быть внутренняя сторона всего одного пальца каждой руки) коснулась пола во время земного поклона. Также необходимо, чтобы человек совершал поклоны только с одной целью – совершить поклон (то есть нельзя нагнуться, чтобы поднять ребёнка, а затем решить, что, раз движение уже совершено, можно продолжить поклон).
И в этом нет разницы между обязательными и желательными намазами и также между намазом в одиночестве и намазом джамаатом.
А Всевышний Аллах знает лучше.
Можно ли пропустить намаз, перенеся его на то время, когда ребёнок уснёт?
Фетва по мазхабу имама Абу Ханифы[5]
А что делать мамам, которым никто не помогает? Можно ли отложить намаз на то время, когда ребёнок уснёт?
Отвечает шейх Фараз Раббани.
Ваалейкум ассалам.
В фикхе есть правило (если есть только два варианта) – «меньшее зло допускается, чтобы избежать большего зла». Откладывание намаза до той поры, когда его время уже выйдет, – это большой грех. Молитва с несколько отвлечённым вниманием или с небольшими дополнительными движениями порицается. Однако небольшие дополнительные движения, у которых есть уважительная причина, прощаются и не порицаются.
Следует стараться быть в хузуре во время намаза. Однако матерям нет необходимости восполнять молитвы, совершённые с некоторой рассеянностью или с дополнительными движениями.
Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Сильный верой лучше и более любим Аллахом, чем слабый верой, хотя в обоих есть благое. Полагайтесь на Аллаха и не будьте неспособны».
Одно из значений словосочетания «сильный верой» в этом хадисе – это тот верующий, который использует лучшие и наиболее эффективные внешние средства и внутренне полагается на Аллаха.
Следовательно, матери должны организовать свой день так, чтобы молиться (и исполнять другие религиозные обязанности) наилучшим образом: в начале времени, со всеми суннами, с хузуром.
И лишь Аллах даёт успех.
Вассалам.
[1] Шейх Амджад подтвердил с шейхом Мухаммадом аль-Хатыбом из Тарима – пусть Аллах хранит их обоих – что человек не обязан устранять сомнения в деле, пытаясь достичь уверенности путём дальнейшего исследования, даже если оно ему доступно.
[2] Это основано на правиле «изменения в ситуации приписываются самому последнему возможному моменту времени»; а это правило [в свою очередь] – прямая экстраполяция правила «уверенность не отменяется сомнением».
[3] Взято из «Хашият аль-Джамаль ‘аля Фатхуль-Ваххаб»; отметим, что речь идёт о «чистой части»; если же ребёнок касается вашего тела или одежды частью своего тела или одежды, которая испачкана наджасой, то намаз нарушается, даже если вы не держите ребёнка.
[4] Кроме следующих шести: губы, уши, язык, пенис, ресницы и пальцы.
[5] В шафиитском мазхабе также нельзя исполнять намаз позже положенного времени по причине ухода за ребёнком. В ханбалитском мазхабе кормящая мать может объединять молитвы, подобно путнику, чтобы избежать тяжести исполнения омовения для каждой из них.