Можно ли строить мечеть на деньги, полученные запретным способом?

Для приближения ко Всевышнему Аллаху посредством имущества ставится условие, чтобы это имущество было благим и дозволенным с точки зрения Шариата. На этот счет в хадисе, который приводят имамы Муслим и ат-Тирмизи, сказано следующее:

«Поистине, Всевышний Аллах — благой и принимает только благое». 

В другом хадисе говорится: 

«Тот, кто собрал запретное имущество и раздал его в виде милостыни, не получит за это награды, но будет ему за это грех» (Ибн Хузейма, Ибн Хиббан, Аль-Хаким). 

Данный хадис приводит имам ат-Табарани, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, со следующей формулировкой:

«Если кто-то приобрел имущество запретным путем, затем отпустил раба (который являлся частью этого запретного имущества) и поддерживал посредством него (имущества) родственные связи, то это ложится грехом на этого человека».

Также имам ат-Табарани передает этот хадис в другой форме:

«Если кто-то приобрел имущество незаконным путем, потом поддерживал посредством него родственные связи, или раздал его в виде милостыни, или отдал его на пути Всевышнего Аллаха, то  оно (имущество) будет собрано и брошено в Джаханнам (Ад)».

Есть также другая группа хадисов, которые порицают приобретение денег незаконным путем и указывают на то, что трата их на пути Всевышнего Аллаха оборачивается для человека грехом, а не наградой. Нет сомнения в том, что строительство мечетей относится к трате на пути Всевышнего Аллаха. Следовательно, если мечеть была построена на халяльные (дозволенные) деньги, то и ее возведение является халялем, а отдавшему свое имущество на данное благое дело полагается награда. Соответственно, если мечеть была возведена на харамные (запретные) деньги, то ее строительство  — харам и его не примет Всевышний Аллах. При этом на человека, построившего мечеть, ложится грех, и нет ему за это никакой награды.

Кроме того, совершение солята (молитвы) в мечети, возведенной на харамные деньги, является макрухом-тахрим, и на молящемся лежит обязанность переделать молитву в любом случае, вне зависимости от того, вышло время молитвы или не вышло, согласно верному мнению в мазхабе имама Абу Ханифы. Такая молитва подобна всякой молитве, хукм которой — макрух-тахрим. Наши факихи, да будет доволен ими Всевышний Аллах, ясно указали в своих книгах на то, что молитва, совершенная на незаконно приобретенной земле, имеет хукм макрух-тахрим. Равным образом, молитва, совершенная в мечети, построенной на незаконные средства, имеет тот же хукм, так как суть одинакова. Нет никакой разницы между такими двумя молитвами, и различия между ними не подкрепляет никакой довод Шариата. Поэтому пусть всякий желающий построить мечеть ищет для этой цели дозволенные средства, отвергая харам. Ведь нет никакого сомнения в том, что Всевышний Аллах не примет от него это дело. Посланник Аллаха сказал:

«От всего, что сделал я для вас запретным, удаляйтесь, всё, что повелел делать Вам, совершайте по мере силы». 

Кроме того, одно из правил фикха гласит:

«Отстранение от вреда должно преобладать над стремлением к получению пользы и блага».

Нет сомнения в том, что свобода от греха — это главный капитал человека. Кроме того, цель не оправдывает средства, если средства не являются законными с точки зрения Шариата.

 

Приложение

Шейха Мухаммада аль-Хамида Ханафи, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, спросили:

«Человек украл имущество, затем покаялся в содеянном, однако у него нет возможности найти человека, пострадавшего от его воровства. Что делать?»

Ответ:

Этому человеку следует приложить максимальные усилия для того, чтобы найти пострадавшего. Если же это не представляется возможным, пусть спрашивает людей о месте проживания наследников, чтобы вернуть им украденное имущество в случае, если его хозяина уже нет в живых. Если же он отчаялся найти пострадавшего или наследников, пусть раздаст имущество беднякам, при этом награда будет полагаться истинному владельцу этого имущества. Если после раздачи денег беднякам появился их истинный владелец, бывшему вору следует заплатить компенсацию, если пострадавший не желает прощать первого. Равным образом, при обнаружении наследников после раздачи имущества беднякам, следует выплатить наследникам компенсацию, если они не согласны с раздачей садака.

Похожие материалы