Выбор чистой воды
Что делать в ситуации, когда у человека есть несколько сосудов с водой и он не уверен, в каком из них вода чистая, а в каком – нет.
Ситуация 1
У человека есть на выбор, например, 6 сосудов с водой, ему необходимо совершить полное или малое омовение, он уверен, что в большей части сосудов вода чистая, а в одном или двух – грязная, но знания, в каких именно, у него нет. В таком случае человек должен приложить усилия (иджтихад), чтобы по каким-либо признакам найти чистую воду и использовать её для омовения (или для питья). Определив с точностью примерно 70-80%, где вода чистая, человек имеет право использовать её, чтобы совершить вуду, гусль (или для питья).
Ситуация 2
У человека есть на выбор, например, 6 сосудов с водой, ему необходимо совершить полное или малое омовение, он уверен, что в большинстве сосудов вода грязная (либо уверен, что количество сосудов с чистой водой равно количеству сосудов с грязной). В таком случае он должен совершить таяммум. В этой ситуации прилагать усилия для определения, в каком из сосудов вода чистая, человек не должен. Для омовения не подходит вся вода, и её следует вылить (прим. Кроме случаев, когда есть острая необходимость в воде). Если у человека есть желание использовать эту воду для питья, ему дозволено сделать это, предварительно приложив усилия (иджтихад), чтобы определить, в каком из сосудов находится чистая вода.
Выбор чистой одежды
Что делать в ситуации, когда на выбор есть несколько предметов одежды и неизвестно, какой из них чист от наджасы, а какой – нет.
Пример: у женщины есть 5 платьев, в которых она могла бы совершить намаз, и ей известно, что среди них есть как чистые, так и грязные. В этом случае женщине необходимо приложить усилия для определения, какое из платьев чистое. При этом нет разницы, сколько платьев из 5 испачканы: четыре или только одно – по результатам своего исследования женщина имеет право совершать намаз в том платье, которое выбрала в качестве чистого в результате своего иджтихада.