Почему надо возмещать пропущенный намаз?

Шейх уль-Ислам, имам ан-Навави (631–676 гг. х.) сказал в своём комментарии к «Сахиху» Муслима (5/183):

قَوْلُهُ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — : ( مَنْ نَسِيَ صَلَاةً فَلْيُصَلِّهَا إِذَا ذَكَرَهَا ) فِيهِ : وُجُوبُ قَضَاءِ الْفَرِيضَةِ الْفَائِتَةِ سَوَاءٌ تَرَكَهَا بِعُذْرٍ كَنَوْمٍ وَنِسْيَانٍ أَوْ بِغَيْرِ عُذْرٍ ، وَإِنَّمَا قَيَّدَ فِي الْحَدِيثِ بِالنِّسْيَانِ لِخُرُوجِهِ عَلَى سَبَبٍ ، لِأَنَّهُ إِذَا وَجَبَ الْقَضَاءُ عَلَى الْمَعْذُورِ فَغَيْرُهُ أَوْلَى بِالْوُجُوبِ ، وَهُوَ مِنْ بَابِ التَّنْبِيهِ بِالْأَدْنَى عَلَى الْأَعْلَى . وَأَمَّا قَوْلُهُ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — : فَلْيُصَلِّهَا إِذَا ذَكَرَهَا فَمَحْمُولٌ عَلَى الِاسْتِحْبَابِ ؛ فَإِنَّهُ يَجُوزُ تَأْخِيرُ قَضَاءِ الْفَائِتَةِ بِعُذْرٍ عَلَى الصَّحِيحِ ، وَقَدْ سَبَقَ بَيَانُهُ وَدَلِيلُهُ . وَشَذَّ بَعْضُ أَهْلِ الظَّاهِرِ فَقَالَ : لَا يَجِبُ قَضَاءُ الْفَائِتَةِ بِغَيْرِ عُذْرٍ ، وَزَعَمَ أَنَّهَا أَعْظَمُ مِنْ أَنْ يَخْرُجَ مِنْ وَبَالِ مَعْصِيَتِهَا بِالْقَضَاءِ ، وَهَذَا خَطَأٌ مِنْ قَائِلِهِ وَجَهَالَةٌ . وَاللَّهُ أَعْلَمُ . وَفِيهِ دَلِيلٌ لِقَضَاءِ السُّنَنِ الرَّاتِبَةِ إِذَا فَاتَتْ ، وَقَدْ سَبَقَ بَيَانُهُ وَالْخِلَافُ فِي ذَلِكَ .

«В словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «Тот, кто забыл [совершить] молитву, пусть возместит её, как только вспомнит о ней» имеется указание на обязательность возмещения пропущенных обязательных намазов, и с этой точки зрения не имеет значения, пропущены они по уважительной причине (сон, забывчивость) или без уважительной причины (лень или занятость). Далее Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул в вышеприведённом хадисе только забывчивость, дабы указать на то, что забывчивость – это уважительная причина, следовательно, если велено возмещать пропущенную молитву по уважительной причине, то тем более обязательно возместить молитву, пропущенную без уважительной причины. Подобный оборот принадлежит к разряду указания на нечто более высокое и большое путем чем-то меньшего (то есть Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, меньшим – то есть пропуском намаза по уважительной причине – указал на необходимость восстановить то, что важнее этого – то есть пропуск намаза без уважительной причины). ⠀

Что же касается слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Пусть возместит её, как только вспомнит», – то они означают желательность. Согласно достоверному мнению (в шафиитском мазхабе), разрешается откладывать возмещение намазов, пропущенных по уважительной причине. Разъяснение этого постановления (хукм) и его доводы уже были приведены.

Некоторые приверженцы захиритского мазхаба утверждают, дескать, не обязательно восстанавливать молитвы, пропущенные без уважительной причины. Они считают, что тяжесть греха за пропущенный намаз и ужасные последствия этого не уменьшить возмещением намаза, однако это ошибка и невежество [с их стороны]. А Аллах знает лучше».

Также имам ан-Навави сказал в своей книге «Аль-Маджму’» (3/76):

 ( فَرْعٌ ) أَجْمَعَ الْعُلَمَاءُ الَّذِينَ يُعْتَدُّ بِهِمْ عَلَى أَنَّ مَنْ تَرَكَ صَلَاةً عَمْدًا لَزِمَهُ قَضَاؤُهَا وَخَالَفَهُمْ أَبُو مُحَمَّدٍ عَلِيٌّ بْنُ حَزْمٍ فَقَالَ : لَا يَقْدِرُ عَلَى قَضَائِهَا أَبَدًا وَلَا يَصِحُّ فِعْلُهَا أَبَدًا قَالَ : بَلْ يُكْثِرُ مِنْ فِعْلِ الْخَيْرِ , وَصَلَاةِ التَّطَوُّعِ لِيَثْقُلَ مِيزَانُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَيَسْتَغْفِرُ اللَّهَ تَعَالَى وَيَتُوبُ , وَهَذَا الَّذِي قَالَهُ مَعَ أَنَّهُ مُخَالِفٌ لِلْإِجْمَاعِ بَاطِلٌ مِنْ جِهَةِ الدَّلِيلِ , وَبَسَطَ هُوَ الْكَلَامَ فِي الِاسْتِدْلَالِ لَهُ , وَلَيْسَ فِيمَا ذَكَرَ دَلَالَةٌ أَصْلًا . وَمِمَّا يَدُلُّ عَلَى وُجُوبِ الْقَضَاءِ حَدِيثُ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه { أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم أَمَرَ الْمُجَامِعَ فِي نَهَارِ رَمَضَانَ أَنْ يَصُومَ يَوْمًا مَعَ الْكَفَّارَةِ } أَيْ بَدَلَ الْيَوْمِ الَّذِي أَفْسَدَهُ بِالْجِمَاعِ عَمْدًا . رَوَاهُ الْبَيْهَقِيُّ بِإِسْنَادٍ جَيِّدٍ وَرَوَى أَبُو دَاوُد نَحْوَهُ , وَلِأَنَّهُ إذَا وَجَبَ الْقَضَاءُ عَلَى التَّارِكِ نَاسِيًا فَالْعَامِدُ أَوْلَى

«Среди учёных, чьё мнение принимается в расчёт, существует единогласное мнение (иджма’) по поводу обязательности восполнения намаза для того, кто оставил его умышленно.

Противоречил этому мнению Абу Мухаммад Али ибн Хазм, который сказал: «Невозможно восстановить пропущенный намаз, и он не будет действительным, а следует [вместо этого] увеличить совершение благих дел и добровольных молитв для того, чтобы Весы в Судный День стали тяжёлыми, следует просить Аллаха о прощении и приносить покаяние».

То, что сказал Ибн Хазм, ошибочно как с точки зрения противоречия единогласному мнению, так и с точки зрения доказательств, и в том, что он сказал, нет доказательств в основе (Коране и Сунне).

А хадис, переданный от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), доказывает обязательность восполнения намаза: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел тому, кто днём во время Рамазана совершил половое сношение, вместе с искуплением (каффара) за это продержать один день поста», то есть взамен того дня, когда он преднамеренно прервал пост половым сношением. Передал аль-Байхаки с хорошим иснадом, также нечто подобное передал Абу Дауд.

И, [кроме того], если обязательно возмещать не сделанный по забывчивости намаз, то возместить не сделанный преднамеренно – ещё важнее (первичнее)».

Похожие материалы