Сокращение и перенос намаза в пути

Многие из нас путешествуют на короткие и длинные расстояния и сталкиваются с вопросом переноса и сокращения намазов – послабления, которым наделил нас Всевышний, так как в пути можно столкнуться с определёнными сложностями и неудобствами при совершении омовения и намаза. В данной статье мы попытаемся ответить на самые актуальные вопросы на эту тему.

1. Каково минимальное расстояние в пути, при котором дозволено сокращать и переносить намазы?

Минимальное расстояние, на которое должен отправиться путник для того, чтобы иметь право сокращать и переносить намазы – 81 км. Указанием на это служит хадис, в котором передаётся, что, когда Ибн Умар и Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) выходили в путь на расстояние в 4 «буруд», они сокращали намазы и прерывали пост. Четыре «буруд» – это 16 фарсахов, а это равно примерно 81 км. Данный хадис приводится в сборнике «Сахих» имама аль-Бухари.

Если расстояние менее 81 км, то намазы совершаются как обычно.

2. С какого места начинается отсчёт расстояния между пунктом отправления и пунктом прибытия?

Расстояние отсчитывается от места последнего пройденного жилого строения населённого пункта отправления до крайнего жилого построения населённого пункта, куда направляется путник. Сады, посевные площади, кладбища и нежилые строения не берутся в расчёт.

3. Каким образом возмещают пропущенные намазы в пути?

Намаз, пропущенный в пути и возмещаемый в пути, дозволено сокращать. Если намаз пропущен в пути, а возмещается по прибытии, или пропущен до начала путешествия, а возмещается в пути, то его не дозволено сокращать.

4. Дозволено ли сокращать и переносить намазы в пути, если к пункту назначения ведут две дороги, одна из которых менее 81 км, а другая – более?

Если от пункта отправления в сторону пункта прибытия ведут две дороги, и путник отправляется по длинной дороге, то ему не дозволено сокращать и переносить намазы, если он выбрал эту дорогу только лишь для того, чтобы расстояние превысило 81 км и он мог воспользоваться послаблениями для путника. Если он выбрал длинную дорогу по какой-либо иной причине, например, из соображений безопасности или из-за лёгкости пути, то сокращение и перенос намазов дозволены.

5. Если человек отправился в путь, но не имеет конкретного места назначения, имеет ли он право сокращать и переносить намазы?

Для того чтобы иметь право пользоваться послаблениями в пути в виде сокращения и переноса намазов, необходимо, чтобы пункт направления был известен. Если, к примеру, человек отправился в путь на поиски своего верхового животного, местонахождение которого ему неизвестно, сокращение и перенос намазов ему не дозволены до тех пор, пока он по факту не преодолеет расстояние в 81 километр.

6. Если человек отправился в населённый пункт, находящийся на расстоянии 81 км или более, и пребывает там в ожидании решения какого-либо дела, которое может произойти в любой день, может ли он сокращать и переносить намазы в это время?

В таком случае ему дозволено сокращать и переносить намазы в течение 18 дней, не считая дня прибытия и отъезда, однако если в один из дней он узнал, что он останется там на четыре дня или более, он обязан совершать намазы, как обычно.

7. Имеет ли право путник сокращать намаз, если он совершает его за имамом, который не сокращает намаз?

Нет, не может, ему необходимо совершить намаз полностью. Если путник не знает, сокращает имам намаз или нет, он может сделать следующее намерение: «Я намереваюсь совершить такой-то намаз за имамом сокращённо, если имам сокращает, и полноценно, если имам совершает его полноценно».

8. Сколько дней путник имеет право сокращать и переносить намазы?

Всё время, что путник находится в пути, расстояние в котором превышает 81 км или более, он имеет право сокращать и переносить намазы. После прибытия в пункт назначения сокращение и перенос намазов дозволены, если он намерен пребывать там не более трех дней, не считая дня прибытия и отъезда, при условии, что пункт назначения не является населённым пунктом, где он проживает. Если он прибыл в населённый пункт, в котором он живёт, то сразу по прибытии он обязан совершать намазы как обычно, независимо от того, сколько дней он намеревается там пробыть.

9. Если настало время намаза и человек выехал в путь, имеет ли он право сократить и перенести этот намаз?

Если время намаза наступило до отъезда из населённого пункта, то путник имеет право выйти в путь, не совершив этот намаз, и совершить его сокращённо и/или с переносом уже в пути.

10. Имеет ли право человек выйти в путь в пятничный день?

Путнику запрещено покидать населённый пункт после наступления утреннего намаза в пятницу. Однако, если он имеет веские основания предполагать, что в дороге он сумеет совершить пятничный намаз, то отправляться в путь после наступления утреннего намаза дозволено и на нём не будет греха, даже если он по каким-либо причинам впоследствии не сумеет совершить пятничный намаз. Также на нём не будет греха, если он отправится в путь, пропустив пятничный намаз из опасения, что отстанет от своих спутников и это отставание нанесёт ему определённый вред.

11. Нужно ли совершать особое намерение перед выходом в путь, чтобы иметь право сокращать и переносить намазы?

Нет, никакого особого намерения перед выходом в путь совершать не нужно. Намазы можно сокращать и переносить, если соблюдаются все необходимые для этого условия.

12. Нужно ли совершить заново, к примеру, ночной намаз, перенесённый в пути к вечернему, если по прибытии в пункт назначения время ночного намаза ещё не наступило?

Если путник совершил ночной намаз совместно с вечерним в пути, воспользовавшись послаблением, то его не нужно совершать повторно, независимо от того, наступило время ночного намаза по прибытии или нет, так как обязанность совершения намаза была уже исполнена.

13. В какой последовательности необходимо совершать намазы, переносимые в пути?

Если намазы переносятся назад, то есть послеобеденный – к обеденному, или ночной – к вечернему, то их необходимо совершать в той же последовательности, в какой они идут в течение дня, то есть: обеденный – до послеобеденного, и вечерний – до ночного. Если намазы переносятся вперёд, то есть обеденный – к послеобеденному, и вечерний – к ночному, то вышеупомянутую последовательность соблюдать желательно.

При переносе намазов назад, помимо вышеупомянутой последовательности, необходимо также соблюдать следующие условия:

– во время совершения первого намаза совершить намерение сердцем на перенос. Желательно совершить это намерение во время вступительного такбира (Аллаху Акбар);

– второй намаз совершить сразу после первого, без перерыва, который обычно у людей считается длительным (время, приблизительно равное совершению двух коротких ракаатов). Если сделать между намазами длительный перерыв, то второй намаз необходимо совершить в положенное для него время;

– путь должен продолжаться до вступления во второй намаз. Иными словами, если путник прибыл в конечный пункт до вступления во второй намаз, то его уже нельзя перенести.

При переносе намазов вперёд необходимо соблюдать два условия:

– в течение промежутка времени, отведённого на первый намаз, сделать намерение на его перенос. Если намаз не был совершён и не было сделано намерение на его перенос, то этот намаз необходимо возместить, а человек впал в грех;

– путь должен продолжаться до завершения второго намаза.

14. Если человек отправился в путь на расстояние менее 81 км и по пути он вознамерился удлинить свой путь на расстояние, равное или более 81 км, дозволено ли ему пользоваться послаблениями для путника?

Если у него в пути возникло намерение удлинить путь, то отсчёт расстояния производится с той точки, где возникло это намерение, и если расстояние от этой точки до пункта назначения составит 81 км или более, то он вправе пользоваться послаблениями для путника. Если расстояние составит менее 81 км, то намазы необходимо совершать, как обычно, даже если расстояние от пункта отправления до пункта назначения равно или превышает 81 км.

15. Если человек совершил, к примеру, обеденный намаз, а потом отправился в путь, имеет ли он право сокращать послеобеденный намаз?

Да, имеет, так как перенос намазов и их сокращение – отдельные вопросы, при невыполнении одного можно выполнить другой.

(Статья составлена на основе книг по шафиитскому фикху, таких как «И’анату Талибин», «Умдату Салик» и др.)

Похожие материалы