Имам Муслим — автор сборника «Сахих»

Имам Муслим — выдающаяся фигура в истории Ислама, маяк знаний и благочестия. Он всю свою жизнь, преданно и верно, посвятил изучению хадисов и составлению полезных трудов, которые сделали его одним из самых уважаемых авторитетов исламского наследия. С юных лет имам погружался в изучение Корана, хадисов и других исламских наук под руководством уважаемых ученых своего времени. Он путешествовал повсюду в поисках достоверных хадисов и написал свое величайшее произведение «Сахих Муслим», которое является свидетельством его преданности и обширных знаний. Этот монументальный труд считается одним из самых достоверных сборников хадисов после «Сахих аль-Бухари». Он тщательно собрал и проанализировал тысячи сообщений, чтобы составить сборник «Сахих», который обрел огромную славу еще при жизни имама Муслима, и эта слава не угасла и по сей день. Имам запомнился своим благочестием, достоинствами, упорством и глубокой проницательностью.

Имя и происхождение

Его имя: Муслим ибн Хаджжадж ибн Муслим ибн Вард ибн Кавшаз Абу аль-Хусейн аль-Курайши[1].

Он араб из племени Курайш, самого благородного племени арабов, к которому принадлежали большинство великих исламских ученых. Имам Муслим родился в Нишапуре. Нишапур — один из величайших и известных городов Хорасана. Арабы говорили: «Знание — это дерево, корни которого находятся в Мекке и Медине, листья которого свисают в Ираке, а плоды его — в Хорасане»[2]. Нишапур был городом с великими достоинствами, в котором всегда было сконцентрировано большое количество ученых, как описывал его историк и путешественник Якут аль-Хамави[3]. Историки расходятся во мнениях относительно даты рождения имама Муслима. Было сказано, что он родился в 201-м году по Хиджре, также есть несколько других мнений: родился в 202-м г. х., родился в 204 г. х., родился в 206-м г. х.. К последнему мнению склонился аль-Хаким, и оно наиболее сильное и предпочтительное[4].

Несмотря на разногласия в деталях, ученые единогласно сошлись в том, что имам Муслим родился после двухсотого года, в ту эпоху, которая отличалась наличием великих учёных науки хадиса, как имам аль-Бухари, имам Ахмад, ибн Маин и другие, оказавшие огромное влияние на науку хадиса и оставившие в ней неизгладимый след. Родился имам во время халифата аль-Ма’муна.

В поисках знаний

Имам Муслим вырос в семье обладателей знания. Его отец Хаджжадж был одним из ученых и шейхов ислама.

Мухаммад аль-Фарра, один из учеников имама Муслима, говорил: «Его отец был одним из шейхов моего отца»[5].

Его отец оказал на него влияние и побуждал к поиску знаний. Имам Муслим с раннего детства, под чутким руководством своего отца, начал посещать уроки по хадисам, запоминать их и записывать.

Хафиз аз-Захаби говорит: «Впервые Муслим стал записывать хадисы в двести восемнадцатом году»[6].

В этот год ему было двенадцать лет. Имам Муслим обучался у шейхов своего города, например, у Яхьи ибн Яхьи ан-Нишапури (ум. в 226 г.х.), который являлся первым шейхом имама Муслима в хадисе. Желание имама развиваться в области хадиса продолжало расти и усиливаться, и вскоре он стал отличать достоверные хадисы от недостоверных, раскрывать скрытые изъяны хадисов, а также демонстрировать изумительные знания в плане рассказчика хадисов и их биографий. Имам Муслим был влюблен в свое дело с самого начала, и по мере того, как проходили дни и ночи, эта любовь лишь укрепилась в его сердце. Эта любовь привела его к важным научным исследованиям, и он смог привлечь к себе внимание научной общественности своего времени, когда продемонстрировал свой сборник «Сахих», один из двух известных и достоверных сборников хадисов мусульман. Он стал носителем исламского наследия во всех ее красках.

Эта слава образовалась лишь на почве интенсивных стараний имама Муслима, который приложил все силы и средства для своего обучения. Имам Муслим усердствовал в поисках хадисов, и с этой целью он совершил множество путешествий во многие города и страны.

Имам ан-Навави пишет: «Имам Муслим один из путешественников, посетивших многие города и страны»[7].

Он неоднократно отправлялся в хадж, записывая хадисы от ученых Хиджаза и снова возвращался на родину, а иногда направлялся в Ирак, чтобы записать хадисы у видных ученых этой страны. Хиджаз являлся первой целью имама Муслима, которую он поставил себе еще в раннем возрасте для исполнения обязательства хаджа[8].

Благодаря этому путешествию, он встретился со множеством шейхов и записал хадисы с высокой цепочкой передач[9]. Он слышал хадисы от таких ученых Хиджаза, как Саид ибн Мансур, Абу Мус’аб аз-Зухри, Исмаиль ибн Аби Увайс (ум. в 226 г. х.), аль-Ка’наби (ум. в 221 г. х.), который запомнился как один из возрастных шейхов имама Муслима. Он также посетил множество городов и научных центров Ирака, среди которых известны Басра, Багдад, Бальх, Куфа и другие города. В этих городах он встречался с такими учеными, как Ахмад ибн Ханбаль (ум. в 241 г. х.), Халид ибн Хадаш (ум. в 223 г. х.), Ахмад ибн Мани’ )ум. в 244 г. х.), Ахмад ибн Юнус (ум. в 227 г. х.), Сурейдж ибн Юнус (ум. в 235 г. х.), Саид аль-Джарми (ум. в 230 г. х.) и многие другие. Нет сомнения, что эти поездки способствовали формированию личности имама Муслима, широте его культуры, овладения им аспектами различных наук, и также способствовали его интеллектуальному прогрессу и развитию в научном направлении.

Имам Муслим жил тем, что зарабатывал своими руками. У него был собственный магазин, в котором он продавал ткань и одежду.

Мухаммад аль-Фарра говорил: «Он был торговцем одежды»[10].

В то время в Нишапуре шла активная торговля, и это ремесло приносило ему большую прибыль. Эти средства эффективно использовались в целях приобретения знаний и путешествий по различным странам и регионам. Торговля не была для него препятствием к обучению, а богатство не сделало его заносчивым и беспечным, напротив, он старался использовать свое имущество во благо Ислама. Имам Муслим демонстрировал терпение на пути знаний, и нет более лучшего примера, чем его многочисленные путешествия и странствия по странам и регионам. Он был терпелив, полон решимости посвятить свою жизнь поискам хадисов. Он был очень добр к людям, вплоть до того, что его называли «Мухсин Нишапура» — человек обладающий прекрасными и благородными качествами.

Имам Абдуль Азиз ад-Дахляви говорил: «Он никогда ни о ком не злословил, не проклинал и никого не бил»[11].

Его добродетель известна, а его качества и манеры достойны похвалы, он был имамом заслуживающим доверия, почтенным, одним из великих ученых, отличавшихся благочестием, поклонениями и обширными знаниями. Эти качества возвысили его в глазах общества. Вдобавок к этому, он был храбрым, честным и преданным, был тем, кто поддерживал истину и ее последователей во времена невзгод и испытаний. Он стоял рядом со своим учителем, имамом аль-Бухари, поддерживая его и защищая, и его не заботило авторитетность тех, кому он противостоял в своей истине.

Какого мазхаба придерживался имам Муслим

Сложно дать объективную оценку в условиях противоречивых указаний на правовую школу, которой придерживался имам Муслим, поскольку иногда его называют шафиитом, иногда ханбалитом, иногда маликитом, а иногда муджтахидом. Шейх Хаджи Халифа и Сиддик Хасан Хан считают, что имам Муслим являлся шафиитом[12]. Ханбалитские ученые отмечали имама Муслима в числе ученых ханбалитского мазхаба, как ибн Кайим[13],  ибн Аби Я’ля[14], аш-Шатты[15] и другие. Шейх Ибрахим ибн Абду-л-лятыф ас-Санади считал имама Муслима приверженцем маликитского мазхаба[16].

Стоит отметить, что ученые, в попытках определить мазхаб имама Муслима, руководствовались лишь косвенными указаниями, поскольку нет ясных и категоричных доводов относительно приверженности имама Муслима к какому-либо мазхабу. Данная неясность заставила некоторых учёных сказать: «Что касается Муслима, то я не знаю о его мазхабе»[17].

Упоминание имама Муслима в книгах по биографии юристов определенной школы не содержат утверждения о его мазхабе, потому что ибн Аби Я’ла и другие, вписавшие имя имама Муслима в свои биографические книги о правоведах, подразумевали особую терминологию, заключающаяся в том, что к ханбалитам причислялся всякий, кто учился у имама Ахмада, даже если он был одним из муджтахидов. По этой же причине имам ас-Субки упоминает в книге «Табакат аш-шафиия» самого имама Ахмада ибн Ханбаля, имама аль-Бухари и других, кто учился у аш-Шафии. Что касается имама Муслима, то его мазхаб доподлинно не известен.

Пишет автор труда «Имам Муслим сахиб аль-муснад» на стр. 48:

والحق أن الإمام مسلما كان على مذهب أهل الحديث ليس مقلدا لأحد من العلماء بل كان يميل إلي رأي الفقهاء من أهل الحديث كالشافعي و أحمد بن حنبل رحمهم الله تعالي

«Истина в том, что имам Муслим из числа последователей ахлю-ль-хадис, и он не являлся последователем кого-либо из ученых, напротив, он лишь склонялся к мнениям правоведов из числа ахлю-ль-хадис, как аш-Шафии, Ахмад ибн Ханбаль, да смилуется над ними Аллах».

Данное мнение наиболее предпочтительнее ввиду высокого статуса и положения имама Муслима в шариатских науках. Аллах знает лучше.

Его знания и слова ученых о нем

Имам Муслим являлся имамом ахлю-ль-хадис, и его известность была преимущественно основана на репутации в науке хадисов. Признаки проницательности и сообразительности имама Муслима были очевидны для его учителей ещё в начале его образования. Его шейхи и учителя описывали его как хорошего, праведного юношу.

Имам ибн Аби Хатим говорил: «Имам, доверенный человек, один из хафизов мусульман»[18].

Имам Хатиб аль-Багдади говорил: «Один из хафизов в хадисе»[19].

Свидетельств ученых о статусе имама Муслима огромное количество. Его, наравне с имамом аль-Бухари, называли «амир аль-муминин» в науке хадиса, поскольку он один из выдающихся ученых в этой области. Многие ученые получали признание только после своей смерти, но имам Муслим, один из немногих учёных, чья ценность была определенно значима при его жизни.

Ахмад ибн Саляма говорил: «Я видел, как Абу Зур’а и Абу Хатим отдавали предпочтение Муслиму ибн аль-Хаджжаджу относительно достоверных хадисов среди шейхов своей эпохи»[20].

Его высокое положение и репутация является тем, что не нуждается в объяснении. Глядя на огромное количество книг, выходящих за рамки науки хадиса, можно сказать, что имам Муслим имел обширные знания во всех исламских научных дисциплинах. Он автор книг по толкованию Корана, по истории и биографиям ученых. Некоторые из его книг считаются утерянными, и этот факт не позволяет нам в полной мере оценить его наследие.

Учителя имама

Из биографии имама Муслима мы находим его в непрерывном цикле изучения и преподавания, взятия и отдачи. Стоит отметить, что учителя имама Муслима настолько многочисленны, что их трудно перечислить полностью. Мы ограничимся упоминанием только некоторых наиболее известных учителей, которых он сопровождал в течение длительного времени, или тех, что имели наибольшее влияние на его становление.

— Мухаммад ибн Исмаиль аль-Бухари (ум. в 256 г. х.)

Автор «Сахиха аль-Бухари», мухаддис, хафиз, не нуждается в представлении. Имам Муслим называл его «господином мухаддисов».

Мулла Али аль-Кари пишет: «Имам Муслим не переставал получать знания от имама аль-Бухари и быть под его влиянием, он часто его посещал, иногда целовал ему руки»[21].

Ахмад ибн Хамдун аль-Кассар рассказывает: «Имам Муслим, однажды, подошел к Мухаммаду ибн Исмаилю аль-Бухари, поцеловал его в лоб и сказал: “Позволь мне поцеловать твои ноги, о устаз! О господин мухадисов! О лекарь хадиса от ее изъянов!”»[22].

Имам Муслим был сильно привязан к своему шейху, был почтителен к нему, он любил его, уважал его, даже целовал его в лоб. Он говорил ему: «Позволь мне поцеловать твои ноги». Восхищение и привязанность Муслима к своему шейху возникла с момента его первого прибытия в Нишапур.

Имам Муслим аль-Хаджжадж вспоминает: «Я не видел ни одного ученого, которого встречали бы так же, как встречали Мухаммада аль-Бухари в Нишапуре»[23].

Имам Муслим спрашивал его о различных хадисах, цепочках передач к ним, об их изъянах, а когда получал ответ, то целовал имама Бухари в лоб и говорил: «Не станет ненавидеть тебя никто, кроме завистника! Я свидетельствую, что нет на всей земле подобного тебе»[24].

Имам Муслим и его поддержка имама аль-Бухари в вопросе о рецитации Корана

Данный конфликт и, как следствие, испытания, мы подробно затрагивали в биографии имама Мухаммада ибн Исмаиля аль-Бухари.

Краткое содержание: Имам Мухаммад ибн Яхья аз-Зухли имел большую репутацию в Нишапуре. Он был одним из учителей имама Муслима и имама аль-Бухари, и являлся одним из больших знатоков хадисов. После появления имама аль-Бухари в Нишапуре, собрания имама аз-Зухли стали уменьшаться пропорционально увеличению собраний имама аль-Бухари и его популярности среди жителей Нишапура.

Имам аль-Бухари стал объектом различных провокаций. Однажды имама аль-Бухари спросили: «Сотворена ли рецитация Корана?».

На что имам аль-Бухари, обдумав вопрос несколько дней, ответил: «Коран — несотворенная речь Аллаха, а что касается деяний рабов, то они сотворены»[25].

Имам аз-Зухли нашел в этом ответе что-то, что противоречило его убеждениям, и стал обвинять Имама аль-Бухари в ереси, в следствие чего против имама аль-Бухари ополчились люди. Кто хочет ознакомиться с подробностями этого конфликта, может прочесть их в биографии Мухаммада ибн Исмаиля аль-Бухари. Имам Муслим был одним из немногих, кто поддержал имама аль-Бухари в его конфликте, несмотря на то, что это грозило ему аналогичными испытаниями и плохой репутацией в Нишапуре. Говорят, что все жители города отвернулись от имама аль-Бухари, кроме Муслима ибн аль-Хаджжаджа и Ахмада ибн Салямы[26].

Почему имам Муслим не передает в своем «Сахих» от имама аль-Бухари?

Автор труда «Имам Муслим сахиб аль-муснад» на стр. 82 пишет:

الرغبة في علو الإسناد وذلك أن مسلما شارك البخاري في كثير من شيوخه فلو روى عنه ما رواه عنهم لطال السند بزيادة راو لكنه رغبة منه في علو الإسناد وقربه من رسول

«Имам Муслим стремился к высокой цепочке передач[27], и поскольку Муслим разделял с аль-Бухари многих своих шейхов, если бы он передал от аль-Бухари, то цепочка передачи была бы длиннее. У него было стремление к высокой цепи передач и его близость к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) этим самым».

— Абдулхамид ибн Наср аль-Кашши (ум. в 249 г. х.)

Ученый хадиса, передавал от Язида ибн Харуна, Али ибн Асима и других.

— Яхья ибн Яхья аль-Минкари ан-Нишапури (ум. в 226 г. х.)

Имам, шейх аль-ислям, хафиз — Яхья ибн Яхья ибн Бакр ибн Абдурахман Абу Закария ат-Тамими аль-Минкари. Был одним из первых шейхов имама Муслима, оказавший на него влияние на этапе начального образования.

— Абдуллах ибн Муслим ибн Ка’наб аль-Хариси аль-Ка’наби (ум. в 221 г. х.)

Имам, шейх аль-ислям, один из приближенных учеников имама Малика, который передавал от него книгу «аль-Муватта». Имам Муслим учился у него недолго. Имам аль-Ка’наби считается самым взрослым шейхом имама Муслима, через которого проходят возвышенные цепи передач в «Сахих» Муслима.

Также другие учителя имама Муслима: Яхья ибн Маин, Юнус ибн Абд аль-А’ля, ибн Аби Шейба, Хармаля ибн Яхья, Исхак ибн Рахавейх и другие.

Ученики имама

— Ибрахим ибн Аби Талиб (ум. в 295 г. х.)

Один их шейхов Нишапура, видный мухаддис своего времени, Абу Исхак Ибрахим ибн Аби Талиб ан-Нишапури.

— Ибрахим ибн Мухаммад ан-Нишапури (ум. в 308 г. х.)

Один из близких учеников имама Муслима, который передавал от него сборник «Сахих».

— Ахмад ибн Саляма (ум. в 286 г. х.)

Ахмад ибн Саляма ибн Абдуллах Абу Фадль ан-Нишапури, один из учеников имама Муслима, Исхака ибн Рахавейх и других. У него были крепкие отношения со своим шейхом, имамом Муслимом, и он часто с ним путешествовал в поисках знаний. Он женился на свояченице имама Муслима[28].

— Мухаммад ибн Исхак ас-Сакафи (ум. в 313 г. х.)

Шейх Хорасана, имам, хафиз, один из больших ученых своего времени.

Учениками имама Муслима также являлись: имам ат-Тирмизи, Мухаммад аль-Фарра, ибн Аби Хатим, Абу Аввана и другие.

Труды имама

До нас дошли лишь немногие труды имама Муслима, некоторые из них изданы и напечатаны, другие считаются утерянными. Из них: «Аль-Асами ва аль-куна», «Сахих Муслим», «Асма ар- риджаль», «Аль-Асма ва аль-куна», «Ат-Тамйиз», «Аль-Джами’», «Табакат ат-табиин», «Табакат ар-рувват». Также у имама Муслима много утерянных книг: «Муснад хадис Малик», «Аль-Иляль», «Суалят Ахмад ибн Ханбаль», «Авляд ас-сахаба» и другие.

«Сахих» Муслим

Сказал Абу Али ан-Нишапури: «Нет под небесным сводом книги более достоверной, после Корана, чем “Сахих” Муслима»[29].

Его возвышенный статус стал очевиден после написания «Сахиха», до такой степени, что ибн Хаджар сказал: «Имам Муслим достиг огромного и непомерного успеха, подобного не достигал никто»[30].

Имам ан-Навави сказал: «Ученые единогласно сошлись относительно его величия, высокого статуса, и величайшим доказательством этого является его книга “Сахих”»[31].

Он также сказал: «На него ссылаются, а на его книгу полагаются на протяжении всех времен»[32].

Хоть сборник аль-Бухари и имеет более высокий статус, чем сборник имама Муслима, но в составлении разделов сборник Муслима превосходит.

На сегодняшний день его «Сахих» известен каждому мусульманину. Его слава распространилась за горизонты Нишапура и достигла уголков всего мира. Причиной написания «Сахиха» послужило несколько факторов. Первый фактор — это просьба Ахмада ибн Салямы к своему шейху составить достоверный сборник хадисов. Второй фактор — это состояние хадиса до написания достоверных сборников, в которых достоверный хадис часто смешивался со слабым и недостоверным[33]. Имам Муслим написал «Сахих» из стремления сохранить пророческую сунну и защитить мусульман от влияния недостоверных хадисов. Он начал составлять этот труд, когда ему было двадцать девять лет, и закончил его писать спустя пятнадцать лет[34]. Это указывает на огромные усилия, которые он вложил в ее составление, и этот вопрос станет яснее, если прояснить, что он избрал хадисы для своего сборника из более чем трехсот тысяч хадисов.

«Сахих Муслим» на протяжении тысячи лет и по сей день почитаем среди ученых, его сборник охватывал расстояния и поколения, пользовался большим авторитетом и известностью.

Роль суфиев и ашаритов в сохранении, разъяснении и распространении «Сахиха Муслима»

Ученые ашариты и ученые тасаввуфа внесли отличительный вклад в сохранение, разъяснение и распространение «Сахиха» Муслима. Многие ценные копии «Сахиха», которые имеются на сегодняшний день, написаны ашаритами. Например, копия ибн аль-Хайра аль-Ишбили аль-Малики, находящаяся в библиотеке Кайрувана, является самой ценной копией «Сахиха», находящейся в Африке. Также ашариты преподавали «Сахих» и передавали его из уст в уста, например, имам ас-Сахави упоминает, что его учитель, Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни, прочитывал «Сахих Муслим» в течение четырех собраний, примерно за два дня[35]. Имам Бурхануддин аль-Халяби читал «Сахих» Муслима более двадцати раз. А Исмаиль ибн Амр аль-Бахири читал «Сахих» путешественникам[36]. Внимание к данному труду со стороны ученых было большим и, несомненно, в авангарде его распространения стояли ашариты и ученые тасаввуфа[37]. Вплоть до того, что в иснаде самой книги неизбежно присутствуют суфии и ашариты.

Самый известный иснад этого сборника следующий: Имам Муслим, от него Ибрахим ибн Мухаммад ибн Суфьян, от него Абу Ахмад аль-Джулюди ас-Суфи.

Имам Абу Ахмад аль-Джулюди является суфием и ученым тасаввуфа, как говорит об этом Абу Абдуллах аль-Хаким[38].

От Имама аль-Джулюди передавал Абдул Гафир аль-Фариси, а от него «Сахих» передавал Абу Абдуллах аль-Фурави — суфий и ашарит[39].

От Абдул Гафира аль-Фариси данный сборник передавал также Абу Абдуллах ат-Табари, который так же являлся ашаритом[40].

Самые известные комментарии на «Сахих Муслим» — «Сиянат имам Муслим» имама Ибн Саляха, «Шарх сахих Муслим» имама ан-Навави. Комментрии Шейх-уль-Ислама имама ан-Навави к данному сборнику считаются самыми лучшими и популярными.

Так или иначе, иснад[41] нисходит к ашаритам и суфиям, без которых сборник не дошел бы до наших дней, они с огромной долей ответственности заучивали его, распространяли, преподавали, совершенствуя его в различных аспектах. Усилие ашаритских ученых не ограничивалось только передачей «Сахиха» и его толкованием, некоторые из них писали «мустахрадж», некоторые разъясняли положение передатчиков, некоторые писали труды с опровержениями на критику касательно «Сахиха», и все это служило крепкой опорой, на которой «Сахих Муслим» прочно укрепился в памяти и наследии мусульман.

Убеждения имама Муслима ибн аль-Хаджжаджа

Убеждения имама Муслима в основе известны из наименований глав его «Сахиха», а также из тех хадисов, которые в них содержатся. У имама нет отдельной книги, которая была посвящена вопросам вероучения, и самым актуальным источником, из которого мы можем извлечь достоверные убеждения имама, является «Китаб аль-иман» («Книга веры») — один из ключевых разделов его сборника. Этот раздел имама Муслима разбит на главы, некоторые из которых мы упомянем и дополним пояснениями.

Введение в «Сахих Муслим»

Имам Муслим пишет во введении в «Сахих»:

الواجب على كل أحد عرف التمييز بين صحيح الروايات وسقيمها، وثقات الناقلين لها من المتهمين أن لا يروي منها إلا ما عرف صحة مخارجه والستارة في ناقليه، وأن يتقي منها ما كان منها عن أهل التهم، والمعاندين من أهل البدع

«Обязательно для каждого, кто может отличить достоверное сообщение от проблемного, и достоверных передатчиков от обвиненных, не передавать кроме того, что известно ему о достоверности источника и надежности в передатчиках. И необходимо избегать того, что передается от обвиненных во лжи и упрямых нововведенцев»[42].

Имам Муслим затрагивает общую основу, из которой следует, что необходимо избегать недостоверных сообщений и принимать только достоверное. Нет сомнений, что имам Муслим, как и остальные праведные предшественники, руководствовался этим принципом первостепенно и в основах религии, принимая на веру только достоверные высказывания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и отвергая то, что недостоверно. Сегодня мы находим много заблудших групп, которые аргументируют свои убеждения слабыми и недостоверными хадисами, а порой и выдуманными. Это противоречит известным принципам праведных предшественников.

Глава 1:

بَاب الدَّلِيلِ عَلَى أَنَّ مَنْ رَضِيَ بِاللَّهِ رَبًّا وَبِالْإِسْلَامِ دِينًا وَبِمُحَمَّدٍ رَسُولًا فَهُوَ مُؤْمِنٌ وَإِنْ ارْتَكَبَ الْمَعَاصِيَ الْكَبَائِرَ

«Глава: “Доказательство того, что тот, кто доволен Аллахом, как своим Господом, Исламом, как своей религией и Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), как своим Пророком, то он верующий, даже если совершает большие грехи”»[43].

Эта глава содержит в себе опровержение секте хариджитов, которые выводили человека из Ислама за совершение тяжких грехов. Убеждением мусульман является то, что совершение грехов не является фактором, выводящим из Ислама.

Глава 2:

باب بَيَانِ كَوْنِ النَّهْىِ عَنِ الْمُنْكَرِ، مِنَ الإِيمَانِ وَأَنَّ الإِيمَانَ يَزِيدُ وَيَنْقُصُ وَأَنَّ الأَمْرَ بِالْمَعْرُوفِ وَالنَّهْيَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَاجِبَانِ

«Глава: “Разъяснение того, что запрет порицаемого является частью веры, вера увеличивается и уменьшается. Призывать к одобряемому и запрещать порицаемое — обязательно”»[44].

Эта глава содержит в себе опровержение секте мурджитов, которые утверждали, что вера не увеличивается и не уменьшается, и что вера грешника и праведника одинаково полноценна. Убеждения праведных предшественников заключались в том, что вера увеличивается в зависимости от благодеяний и уменьшается в зависимости от прегрешений. И в наименовании этой главы мы видим решительность и категоричность Муслима ибн Хаджжаджа в обозначении правильных убеждений мусульман.

Глава 3:

باب بَيَانِ كُفْرِ مَنْ قَالَ مُطِرْنَا بِالنَّوْءِ ‏

«Глава: “Разъяснение неверия того, кто говорит: “Из-за звезд у нас пошел дождь”»[45].

Имеется в виду, что, если человек верит в то, что звезды выступают в качестве действующего лица и создателя, это является неверием[46]. Это касается и множества современных суеверий, в которых человек обожествляет неодушевленные предметы или различные явления, придумывая для них версии, противоречащие исламским убеждениям.

Глава 4:

باب الدَّلِيلِ عَلَى أَنَّ حُبَّ الأَنْصَارِ وَعَلِيٍّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ مِنَ الإِيمَانِ وَعَلاَمَاتِهِ وَبُغْضَهُمْ مِنْ عَلاَمَاتِ النِّفَاقِ

«Глава: “Доказательство того, что любовь к сподвижникам (ансарам) и к Али, да будет доволен ими Аллах, является частью веры и ее признаком, а ненависть к ним — признак лицемерия”»[47].

Эта глава содержит в себе опровержение хариджитам, которые выступали против правления Али ибн Абу Талиба. Также в ней содержится опровержение шиитам, которые дискредитируют сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и ненавидят их. Тот, кто допускает ненависть к кому-либо из числа сподвижников, является лицемером.

Глава 5:

باب بَيَانِ كَوْنِ الإِيمَانِ بِاللَّهِ تَعَالَى أَفْضَلَ الأَعْمَالِ

«Глава: “Разъяснение того, что вера во Всевышнего Аллаха — лучшее из деяний”»[48].

Имеется в виду произношение двух свидетельств и подтверждение сердцем, являющиеся деяниями языка и сердца соответственно.

Шейх-уль-Ислам имам ан-Навави пишет, комментируя один из хадисов этой главы:

فَفِيهِ تَصْرِيحٌ بِأَنَّ الْعَمَلَ يُطْلَقُ عَلَى الْإِيمَانِ وَالْمُرَادُ بِهِ – وَاللَّهُ أَعْلَمُ – الْإِيمَانُ الَّذِي يَدْخُلُ بِهِ فِي مِلَّةِ الْإِسْلَامِ وَهُوَ التَّصْدِيقُ بِقَلْبِهِ ، وَالنُّطْقُ بِالشَّهَادَتَيْنِ . فَالتَّصْدِيقُ عَمَلُ الْقَلْبِ وَالنُّطْقُ عَمَلُ اللِّسَانِ

«В нем есть разъяснение того, что деяние может относиться к иману, а подразумевается под этим, Аллах же знает лучше, иман, которым совершают вхождение в Ислам, а именно утверждение сердца и произношение двух свидетельств. Что касается утверждения сердца — это деяние, а деянием языка является произношение двух свидетельств»[49].

Глава 6:

باب إِذَا هَمَّ الْعَبْدُ بِحَسَنَةٍ كُتِبَتْ وَإِذَا هَمَّ بِسَيِّئَةٍ لَمْ تُكْتَبْ

«Глава: “Если раб вознамерится совершить хорошее, это запишется ему. Если раб вознамерится совершить дурное, это не запишется ему”»[50].

Это один из аспектов веры мусульман. И подразумевается под этим, что человек, намеривавшийся содеять доброе дело, но не смог, получит награду такую же, как за его совершение. А человек, который вознамерился совершить дурное, но не смог, не будет держать ответ за то, что не совершил и/или не высказал.

Глава 7:

باب نُزُولِ عِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ حَاكِمًا بِشَرِيعَةِ نَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ صلى الله عليه وسلم

«Глава: “Нисхождение Исы ибн Марьям, мир ему, чтобы судить людей на основе шариата Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует”»[51].

Эта глава содержит в себе опровержение му’тазилитам, которые отрицали нисхождение Исы, мир ему, и его второе пришествие. Обратное убеждение является частью убеждений мусульман.

Глава 8:

باب إِثْبَاتِ رُؤْيَةِ الْمُؤْمِنِينَ فِي الآخِرَةِ رَبَّهُمْ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى

«Глава: “Подтверждение того, что верующие увидят своего Господа в День Суда”»[52].

Эта глава содержит в себе опровержение джахмитам и му’тазилитам, которые отрицали видение Аллаха верующими. Известным убеждением мусульман и праведных предшественников является, что верующие будут лицезреть Аллаха в Судный День, без вопроса «как?», с отрицанием от Аллаха физических характеристик.

Глава 9:

باب كُلُّ شَىْءٍ بِقَدَرٍ

«Глава: “Всякая вещь имеет предопределение”»[53].

Эта глава содержит в себе опровержение секте кадаритов которые отрицают предопределение, и полагают, что человек абсолютно свободно вершит свои деяния. К сожалению, подобные воззрения мы можем найти среди множества мусульман наших дней, которые в недостаточной степени осознают важность веры в судьбу и предопределение Аллаха. Вера в предопределение одна из столпов веры без которой вера недействительна.

Глава 10:

باب إِثْبَاتِ الشَّفَاعَةِ وَإِخْرَاجِ الْمُوَحِّدِينَ مِنَ النَّارِ ‏‏

«Глава: “Об утверждении заступничества и вывода единобожников из Огня”»[54].

Эта глава содержит в себе опровержение некоторым хариджитам и му’тазилитам, которые полагали, что Ад уготован грешникам навечно. Также они отрицали заступничество Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Убеждением праведных предшественников, в котором они единогласны, является то, что грешники из числа мусульман выйдут из Огня после отбывания своего наказания, и что заступничество — это истина[55].

Позиция имама Муслима в вопросе о сотворённости рецитации Корана.

Мы упоминали, что имам Муслим поддержал своего шейха, имама аль-Бухари, в этом вопросе и открыто заявлял о сотворённости рецитации Корана.

Передал хафиз ибн Ахмад аз-Захаби слова Абу Хамида ибн Шарки, через Мухаммада ибн Юсуфа:

قال : وسمعت محمد بن يوسف المؤذن ، سمعت أبا حامد بن الشرقي يقول : حضرت مجلس محمد بن يحيى الذهلي ، فقال : ألا من قال : لفظي بالقرآن مخلوق فلا يحضر مجلسنا . فقام مسلم بن الحجاج من المجلس .

«Я был на собрании Мухаммада ибн Яхьи аз-Зухли, и он говорил: “Кто говорит: “Моя рецитация Корана сотворена”, — пусть не посещает наши собрания”. Имам Муслим встал и демонстративно ушел»[56].

В другой версии добавляется: «И последовал за ним Ахмад ибн Саляма».

Привел хафиз ибн Ахмад аз-Захаби слова Хафиза Мухаммада ибн Якуба:

وكان مسلم يظهر القول باللفظ ولا يكتمه

«Имам Муслим не скрывал свою причастность к мнению о сотворенности рецитации Корана и придерживался его достаточно открыто»[57].

То есть имам Муслим полагал, что чтение Корана является сотворенным, поскольку состоит из различных сотворенных элементов, а само читаемое (т.е Коран) не сотворено. Первым, кто высказал эти убеждения, являлся имам Хусейн аль-Карабиси. Некоторые исследователи отмечают, что убеждения о сотворенности рецитации Корана приходят в более ранних трудах, как в книге «Фикх аль-акбар» имама аль-азама Абу Ханифы.

Ученые о вероубеждении Муслима ибн Хаджжаджа

Имам Мухаммад ас-Саффарини (1114-1188 гг. х.) пишет:

ومسلم، وأبو داود … وغير هؤلاء كلهم على عقيدة واحدة سلفية أثرية

«Имам Муслим, Абу Дауд и другие — все они на едином убеждении саляфов-асаритов»[58].

Под словами «салафитов» и «асаритов» Мухаммад ас-Саффарини подразумевает ортодоксальные убеждения саляфов, которые заключены в убеждениях таких имамов как; Ахмад ибн Ханбаль, Абу аль-Хасан аль-Ашари, Абу Мансур аль-Матуриди.

Имам Мухаммад ас-Саффарини пишет:

أهل السنة والجماعة ثلاثة فرق : الأثرية ، وإمامهم أحمد بن حنبل ، والأشعرية وإمامهم أبو الحسن الأشعري ، والماتريدية وإمامهم أبو منصور الماتريدي

«Ахлю-с-Сунна валь-джамаа — это три группы: Асариты (их имам Ахмад бин Ханбаль), ашариты (их имам Абу аль-Хасан аль-Ашари), матуридиты (их имам Абу Мансур аль-Матуриди)»[59].

Внешний вид и характерные качества имама Муслима

Сказал аль-Хаким, что слышал как Абу Абдуррахма ас-Сулями сказал: «Я видел его красивым внешностью, в красивом плаще, а его чалма свисала между плеч»[60].

В другой версии: «Он был седовласым, с бородой, высокого роста».

Имам Абдуль Азиз ад-Дахляви говорил:

«Он никогда ни о ком не злословил, никого не проклинал и никого не бил»[61].

Эти описания соответствуют достоинству имама Муслима, его богатству и духовному состоянию.

Смерть имама Муслима

Имам Муслим умер в ночь на воскресенье, 25 числа месяца Раджаб, в 261-м году по Хиджре. Ему было пятьдесят пять лет.

Причиной его смерти, согласно свидетельству некоторых ученых, являлось психогенное переедание. Имам до утомления занимался поиском хадиса и не замечал, что на фоне стресса съел слишком много фиников. Данное приступообразное переедание не всегда контролируется рассудком. Из-за полного погружения в научный процесс, который требует не мало времени, сил, эмоций, нервов, он не обращал внимания на себя и пренебрегал собой.  Это то, что делают ученые, да помилует их Всевышний, ведь они передали для нас эту религию своими усилиями, своей кровью, своей плотью, пренебрегая собой и своим здоровьем. Его смерть наступила из-за научного, интеллектуального погружения в поиск хадиса и, возможно, нарушения нормальной деятельности желудка (диспепсии)[62].

Все мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение.

 

 

[1] «Джарх ва та’диль» (10/155).

[2] «Аль-Иршад» (2/802).

[3] «Муджам аль-бульдан» (5/331).

[4] «Имам Муслим сахиб аль-муснад», стр. 20.

[5] «Тахзиб ат-тахзиб» (10/115).

[6] «Тазкират аль-хуффаз», 588.

[7] «Тахзиб аль-асма ва аль-люгат» (2/91).

[8] «Сияр а’лям ан-нубаля» (12/558).

[9] Прим. «Иснад аль-‘али» — хадисы с короткой цепочкой передатчиков.

[10] «Шазарат аз- захаб» (1/145).

[11] «Фатх аль-мульхим» (1/100).

[12] «Кашф аз-зуннун» (1/555).

[13] «И’лям аль-муваккиин» (1/236).

[14] «Табакат аль-ханабиля» (1/238).

[15] «Мухтасар табакат аль-ханабиля», стр. 246.

[16] «Кавакиб ад-дурри», стр. 25.

[17] «Урф аш-шаззи», стр. 29.

[18] «Джарх ва та’диль» (8/181).

[19] «Тарих аль-Багдад» (13/100).

[20] «Тахир аль-Багдад» (13/101).

[21] «Шарх шархи нухба», стр. 65.

[22] «Тарих аль-Багдад» (13/102).

[23] «Мукаддимат аль-Фатх», стр. 490.

[24] «Тарих аль-Багдад» (2/29).

[25] «Табакат шафиия аль-кубра» (2/228).

[26] «Тарих аль-Багдад» (13/103).

[27] Прим. иснад с наименьшим количеством передатчиков.

[28] «Сияр а’лям ан-нубаля» (12/343).

[29] «Тарих аль-Багдад» (3/101).

[30] «Тахзиб ат-тахзиб» (10/114).

[31] «Тахзиб аль-асма ва люгат» (2/90).

[32] «Тахзиб аль-асма ва люгат» (2/90).

[33] «Имам Муслим сахиб аль-муснад», стр. 154.

[34] «Сияр а’лям ан-нубаля» (12/566).

[35] «Имам Муслим сахиб аль-муснад», стр. 215.

[36] «Сияр а’лям ан-нубаля» (19/273).

[37] Прим. суфизма.

[38] «Сияр а’лям ан-нубаля» (16/302).

[39] «Сияр а’лям ан-нубаля» (19/615).

[40] «Табакат шафиия аль-кубра» имама ас-Субки.

[41] Прим. цепь передатчиков сборника.

[42] «Сахих Муслим» (1/6).

[43] «Сахих Муслим» Китаб аль-иман, глава 11.

[44] «Сахих Муслим» Китаб аль-иман, глава 20.

[45] «Сахих Муслим» Китаб аль-иман, глава 32.

[46] «Шарх сахих Муслим» (2/245).

[47] «Сахих Муслим» Китаб аль-иман, глава 33.

[48] «Сахих Муслим» Китаб аль-иман, глава 32.

[49] «Шарх сахих Муслим» (2/254).

[50] «Сахих Муслим» Китаб аль-иман, глава 59.

[51] «Сахих Муслим» Китаб аль-иман, глава 71.

[52] «Сахих Муслим» Китаб аль-иман, глава 80.

[53] «Сахих Муслим» Китаб аль-кадар, глава 4.

[54] «Сахих Муслим» Китаб аль-иман, глава 82.

[55] «Шарх сахих Муслим» (1/172).

[56] «Сияр а’лям ан-нубаля» (12/460).

[57] «Сияр а’лям ан-нубаля» (12/460).

[58] «Лявами анвар аль-бахия» (1/22).

[59] «Аль-Лявами аль-анвар» (1/72).

[60] «Сияр а’лям ан-нубаля» (12/566).

[61] «Фатх аль-мульхим» (1/100).

[62] «Имам Муслим сахиб аль-муснад», стр. 30.

Похожие материалы